Амебейна композиция (греч. amoibdios - взаимный) - строение художественного произведения по принципу смыслового и синтаксического параллелизма, повторение композиционно важных частей (фрагментов, образов, стилистических приемов и т.д.), где обе темы излагаются, приобретая особую усложненности и контрастности, поочередно:
Завернутое в сумерки лицо,
путешествия среди пожелтевших гор...
(Такие осенние, сугубо романтические
строки себе ложатся на бумагу).
Кое-где листочки, словно ноты.
По ним и наигрывал ветерок...
(Нечистый шепчет:
- Брось пустое молоть,
Зеленый змей виля хвостом, как пес).
Вплетаются в волосы насовсем
липкой паутиной ниточки...
(И голова наполовину босая,
а как далеко еще те венки).
[...]
И клоунов разговоры бестолковые
приглушает мелодия дождей,
(Хохочет рыжий, белый хмурит брови
всю жизнь у каждого в душе) (В Кожелянко).
Композиция амебейного стиха составляется по принципу параллельного развития двух мотивов; имеет различные формы. Иногда во втором ряду такого стиха в несколько измененном виде повторяется Сказанное в первом:
Среди поля под небом рожь жала.
Жито жала под небом среди поля.
Ветер дул, солнце грело, дожинала.
Дожинала, солнце грело, ветер дул (О. Олесь).
А.к. была основана в Элладе, в частности при диалогическом исполнении песен. Такие тенденции наблюдаются и в украинском фольклоре ("А мы просо сеяли...").
|
|