Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Литературные манифесты (лат. manifestus - явный, открытый) - публичное провозглашение одним или группой писателей своих эстетических принципов, платформ, задач и намерений. Термин вошел в употребление в XIX в., употребляется в разных народов с неодинаковой частотой. Ему отвечают: декларация, программа, универсал. Близкими к нему по содержанию и функциям является трактат, вступительная статья, предисловие, обращение к читателям, публиковавшиеся в первых числах журналов или в сборниках произведений группы художников, поскольку в таких материалах провозглашаются, объясняются новые для большинства образованных людей взгляды и эстетические принципы. Трактаты отличаются от Л.м. преимуществом исследовательских элементов, развернутых литературно-эстетических суждений, теоретических обобщений. В Л.м. редко обобщается художественная практика, в основном негативно поціновуються традиционные литературные направления, стилевые течения и прокламуються новые задачи литературы, особенности художественного письма, иногда с ориентацией на определенные художественные явления в других литературах или на творчество оригинального писателя, который провозглашается лидером группы или школы, основателем нового литературного направления. Л.м. является порождением литературной жизни, идейно-эстетической полемики, діалоговості художественной культуры в целом, поэтому они являются одним из источников истории литературной критики, истории литературы, эстетической мысли. В Украине еще до появления термина Л.м. его функции выполняли такие произведения, как "Суплика к господину іздателя" Квитки - Основьяненко (1834), "О нашу словесность. Переднее слово к общине*' П.кулиша (1859), его же "Призывные письмо украинской интеллигенции" (1882), "Настоящее литературное следования" Нечуя-Левицкого (1876), "Литература, ее задачи и важнейшие ціхи" И.франко (1878) и др. Собственно, Л.м. появляются с организационным оформлением писательских групп со своей прессой. К примеру, все - признаки Л.м. имела статья О.Луцького "Молодая муза" (газета "Дело" за 18 ноября 1907), в которой автор выступал от имени группы молодых писателей. Она начиналась общей ; характеристике тогдашней ситуации общественной жизни, типа человека, господствующих литературных направлений и реагирования на них молодого поколения литераторов. Автор в конце статьи называл фамилии "молодомузівців", их подборки, которые должны были свидетельствовать, что те художники "солидарны в понимании артистического творчества". Статью О.Луцького Франко справедливо назвал "Манифестом "Молодой музы", при этом не соглашался с ее основными тезисами, которые противоречили близкой ему эстетике позитивизма. В начале XX в. во времена существования большого количества литературных объединений и групп, в условиях национального возрождения появилось немало Л.м., которые декларировали не испытанные еще творчеством задачи, принципы и даже стилевые предпочтения. Эти документы противостояли и противопоставлялись друг другу, их авторы вступали откровенно в діалогічно-полемические отношения, генерировали новые идеи, стимулируя развитие эстетической мысли. Программные документы объединений назывались по-разному: "Манифест "Гроздь", "Наш универсал. К рабочему классу и украинских художников", "Платформа идеологическая и художественная союза крестьянских писателей "Плуг", "Без манифеста", "Призыв группы художников "Авангард" и др. К сожалению, литературно-эстетическая дискуссия групп, манифестов была переключена большевиками в политически-организационное русло и вскоре прекращена. Единственным манифестом социалистического реализма стала статья Ленина "Партийная организация и партийная литература" и устав Союза писателей СССР.