Пролог (греч. proldgos, от pro - перед, logos - слово, речь; вступление, предисловие) - композиционный компонент, начальный этап эпического, драматического произведения, в котором кратко излагаются развернутые дальше события или изображается, одно событие, отдаленная во времени от основного действия, которая проливает на нее свет, Оттеняет ее, раскрывает первопричины дальнейших коллизий; или сообщается об идейно-тематический замысел автора, цель произведения. В античной трагедии - действие до начала основной ситуации, монолог актера, обращенный к зрителю, в котором он оценивал изображаемые события, высказывал свои взгляды относительно поведения героя; сцена, которая предшествовала основному действию пьесы перед пародом - прибытием хора и развертыванием основного действия (в Греции - Эсхил, Еврипид, Аристофан, в Риме - Плавт, Теренций). Функция П. заключалась в раскрытии восходящего движения фабульной ситуации, мифа, который был в основе произведения. В средневековой драме-мистерии П. разъяснял суть легенды, притчи, были в основе пьесы, превращался на проповедь. В В. Шекспира ("Генрих IV"), И.-В. Гете ("Фауст"), Ф. Шиллера ("Валленштейн") П. стал вступительной частью пьесы, в которой излагались эстетические декларации автора и мотивировались следующие события. В XIX в. в различных родах и жанрах П. выполняет роль композиционного фактора, превращается в вводную часть произведения, в которой мотивируется его содержание ("Пуритане", "Роб Рой." В. Скотта, "Ярмарка тщеславия" У. Теккерея), сообщается, какие события и факты побудили к написанию текста ("Последний из могикан" Дж,-Ф. Купера, "Собор Парижской богоматери" В. Гюго, "Хаджи Мурат" Л. Толстого), рассказывается о эпоху, страну, ее природу, население, где будет происходить действие ("Прерия" Дж.-Ф. Купера, "Кармелюк" Марка Вовчка). Литература XIX и XX вв. характеризуется разнообразными П.: они излагаются в форме сообщения от автора ("Сретик" Т. Шевченко), размышления над судьбой собственного сочинения ("Гайдамаки" Т. Шевченко), предстают в форме эпизода, сцены, раздела ("Дорогой ценой" М. Коцюбинского, "Лесная песня" Леси Украинки, "Правда и кривда" М. Стельмаха, "Журавлиный крик" Г. Иваничука, "Переселенцы" И. Кравченко). В этой функции П. сливается с фабулой, становится сюжетотвірним фактором и похож на предысторию героев (таким был пролог к роману "Большая родня" М. Стельмаха, из которого впоследствии возник роман "Кровь людская - не водица"), но не тождественен ему, поскольку предыстория героя может раскрываться на протяжении всего произведения или выделяться отдельно в раздел (последняя глава первой части "Мертвых душ" М. Гоголя; "Boa constrictor", рассказ Регины о своем детстве в "Перекрестных тропах" И. Франка). В современных произведениях П. начинает играть концептуальную роль, нарушая философские, этико-социальные проблемы бытия ("Дума об учителе", "Чернобыльская Мадонна" И. Драча).
|
|