Генеративная поэтика (лат. generativus, от genero - рожаю) - направление современного литературоведения, что заключается в использовании генеративной лингвистики для моделирования литературных явлений от отдельных элементов (тропы, стилистические фигуры, стихотворные формы, сюжет, жанр и т.д.) к их общей структуры и эволюции поэтических систем. Опирается на представление, что многообразие художественных компонентов можно вывести из простейших составляющих. Г.п. разграничивается на глубинные структуры, образованные по установившимся правилам и призваны в идеальном виде отразить существенные свойства моделируемого объекта, и поверхностные, выведены из глубинных, благодаря правилам трансформации, способные отразить свойства моделируемого объекта с точностью до изоморфизма. Г.п. трактует литературный текст на естественном языке, в которой закодирована художественная информация, что не выводится из естественного языка, как, по крайней мере, ритмика, которая используется в стихотворном произведении, а также в танце, пантомиме, архитектуре и т.п. Следует различать Г.п. от лингвистической генеративной стилистики и лингвистики текста, которые оперируют исключительно категориями естественного языка, исходят из представления, что поэтическое и повседневную речь аналогичное в глубинных структурах. Модель "тема приемы выражения-текст", что выводит текст с определенной содержательной структуры ("темы"), ближайшая к Г.п., для которой и "текст"и "тема" касаются поверхностных структур. Г.п., как и генеративная лингвистика, возникла на фоне структуралістських концепций, интенсивное ее развитие началось в 70-е XX в., прежде всего в Голландии, где эти проблемы освещались на страницах журнала "Поэтика". В следующем десятилетии объектом научного исследования была мельчайшая часть Г.п. - генеративная метрика, названная так Дж.Бівером, который опирался на рассуждения М.Галле и С.Кайзера, высказанные в 1966. Генеративная метрика рассматривает стихотворный текст в сопоставлении с определенной идеально периодической структурой, собственно метром, пытается выявить порождение глубинных метрических структур по законам симметрии. Поскольку стихотворный текст определяется не только метром, но и ритмом, описанным правилам трансформации, это позволяет отграничить словосочетание, допустимы как стихи определенного метра, от недопустимых, а в некоторых случаях вычислить метрическую сложность стихотворного текста (М.Галле, С.Кайзер), или обсервировать просодичні средства кодирования метрической информации (П.Кипарський, К.Магнусон, Ф.Райтер) и трансформации естественной языковой структуры под влиянием метра (Дж.Бівер). Соответственно строятся и более сложные модели Г.п.: модель нарративного текста С.Золяна, генеративный подход к категорий трагического и эволюции поэтических систем Смирнова, сравнительные и сравнительно-исторические исследования Л.Чисгольма (о кніттельверс), М.Лотмана (гекзаметр) и т.п.
|
|