Яновский строил свою
творчество на идеалах культового немецкого философа XIX века Фридриха Ницше.
Главная воля к власти, которая рождает сверхчеловека. тезис учения мыслителя
Цель жизни - поднятие над другими. Мировоззрение Яновского
отличает идея вечного возвращения, языческой цикличности жизни. Поэтому круг
выступает эмблемой всего творчества художника. Кровная память предков, "кровь земли",
ценности матери-земли - вот приоритеты его литературных героев.
Совершенная природная красота и жестокость его персонажей идут от
акцентирование детского, мужественного и жестокого типа человека. Жестокость и стоицизм
здесь подчеркивают достоинство врага. Чем жестче наказание, тем больше симпатии к
врага, равенство ему. Война и революция несут справедливость, новый мир, а
жестокость - воля Божья во имя утверждения нового порядка существования. Созидание
революции ассоциируется с актом творения мира. Традиционный гуманизм для
Яновского чужой. Его гуманизм в жестокости. Только жестокость будет способствовать
самотворенню человека, утверждению в мире воли к власти. Жизнь - составляющая свободы до
власти. Люди легко умирают и уничтожают других. Герой наделен Яновского
мифологическим мироощущением: жертвенность лежит в акте творения мира. Герой -
это не только убийца, это жертва, поспешно готова к смерти. Почтальон
(новелла "Письмо в вечность") - аналог всех жертв, существовавших до него. События
происходящие в субботу перед праздниками. Люди собирают зелень, чтобы украсить дом.
Зеленые праздники - время, когда чтят своих предков, когда в живых приходят души
умерших родственников. Эта связь предусматривал жертвенность. Быть жертвой было делом
чести. Герой принадлежит к выбранных жертв. Внешне он очень слабый, замученный.
Пиявки, которые присосались к телу - украшения на теле жертвы. Герой проявляет волю
к власти над собой, над собственной памятью. Он приказывает себе забыть информацию,
которой обладал, чтобы не выдать ее врагу. Умирание в одиночестве подобное до уровня
прозрение, недоступного другим. Украинские писатели мыслили законами
экзистенциализма. Уровень становления чего-соотносится с фактом
обреченности на смерть. Смерть - то, на что обречены все. Смерть - единственный
создатель. На уровне литературы предопределяется появление новых жанров - роман в новеллах
("Всадники", "Четыре сабли"). "Всадники" - восемь новелл. В каждой
речь идет о чьей-то смерти. "Двойное кольцо" - смерть братьев Половцев. Когда один из
сыновей умирает, отец вспоминает о нем. "Детство" - комиссар вспоминает о смерти
своего деда. Дед владел тайнами растений, которые поддерживают человеческую жизнь.
"Админка" - факт самоубийства как одна из вершин человека. Смерть не есть недовольство
жизнью. Адаменко - гордый человек, шахтер, всадник революции. Сделал все, чтобы не
умереть лежа: встает, когда стреляет в себя.
|
|