Есть. Гребешки принадлежит своеобразное место в литературе 30 - 40-х годов XIX ст. Самую ценную часть его художественного наследия составляют басни, которые сыграли большую роль в развитии новой украинской литературы. Как и некоторые его современники, Является. Гребенка принимал активное участие и в российском литературном процессе; лучшие прозаические произведения писателя благодаря внятной демократической направленности, гуманистическим тенденциям, высокохудожественный стоимости написанные в русле эстетики натуральной школы. Не случайно И. Франко назвал Есть. Гребенку «талантливым писателем российско-украинским».
Евгений Павлович Гребенка родился 2 февраля 1812 г. в семье мелкого помещика на хуторе Убежище вблизи Пирятина на Полтавщине, где имел возможность познакомиться с подневольным жизнью простого народа, его бытом и обычаями. Буйное воображение парня питали, в частности, захватывающие рассказы о «старину» его матери Надежды Ивановны, происходила из древнего казацкого рода Чайковских, и особенно няни-крепостной сожжения ляхами Наливайко, про Змея Горыныча и др., о чем он вспоминал с большой благодарностью. Обучаясь у частных учителей, Есть. Гребенка, по воспоминаниям одного из них, проявлял заметный интерес к «славян, малороссийских гетманов, Котляревского «Энеиды», поверий про волшебниц, ведьм...», вообще к народной поэзии. Все это впоследствии плодотворно сказалось на творчестве будущего писателя.
Литературную деятельность. Гребенка начал в годы учебы в Нежинской гимназии высших наук (1825-1831), где тогда работала группа профессоров прогрессивных убеждений (Г. Белоусов, К. Шапалинський, И. Ландражин и др.), которые, распространяя в лекциях передовые идеи времени, в частности о правах на свободу, равенство и независимость человеческой личности, о необходимости образования для народа, популяризируя произведения Байрона, Монтескье, способствовали духовному змужнінню своих воспитанников, развитию их умственных и эстетических интересов. Значительное влияние на идейно-эстетическое формирование Есть. Гребенки как писателя имела и его активное участие в литературной жизни гимназической молодежи, среди которой распространялись свободолюбивые стихи О. Пушкина и произведения К. Рылеева, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева и «Горе от ума» А. Грибоедова. В литературном кружке живо обсуждали первые попытки гимназистов (Г. Гоголя, Н. Кукольника, М. Прокоповича и др.), которые затем помещались в рукописных журналах и альманахах. Один из них готовил и сам Является. Гребенка, заполняя, по свидетельству современников, каждый номер его собственными российскими и украинскими віршовими и прозаическими произведениями, «преимущественно сатирическими». Известно, что в гимназии Есть. Гребенка начал перевод «Полтавы» А. Пушкина, написал несколько басен, пьесу-одноактівку «В чужие сани не садись», ряд российских стихов. Примечательно, что в год окончания гимназии (1831) некоторые из них появляются в печати: отрывок «из песни 1-ой» поэмы О. Пушкина - в «Московском телеграфе», стихотворение «Рогдаев пир» - в «Украинском альманахе».
После окончания гимназии и кратковременной службы в одном из «малороссийских» казачьих полков Есть. Гребенка в конце 1831 г. возвращается в родной Убежища, где его двухлетнее пребывание проходило преимущественно в посещении и приеме соседей. Однако и здесь Есть. Гребенка не оставляет литературных занятий - продолжает переводить «Полтаву», пишет басни, записывает украинские народные песни с мелодиями для преподавателя Нежинской гимназии И. Кулжинский, который в свое время поддержал его литературные попытки. Интересуется он и литературной жизнью Украины, в частности «Украинским альманахом», произведениями Л. Боровиковского, 0. Шпигоцького и др. В 1833 г. в «Утренней звезде» были напечатаны две басни Есть. Гребенки - «Чертополох да Коноплиночка» и «Пшеница», а также новые отрывки из перевода «Полтавы» А. Пушкина.
Недовольный затхлой атмосферой глухого провинциального хутора и окрыленный первыми литературными успехами, Есть. Гребенка в начале 1834 г. переезжает в Петербург, который, по его словам, оказался своеобразной «колониею образованных малороссиян». Многих из земляков, в частности по Нежинской гимназии, он хорошо знал и благодаря им уже с 1 февраля устроился чиновником комиссии духовных училищ Министерства народного образования, сочетая службу с преподаванием русской словесности в Дворянском полку. С 1837 г. он полностью переходит на педагогическую работу в военно-учебных заведениях.
С первых дней пребывания в Петербурге Есть. Гребенка завязывает широкие знакомства с известными деятелями русской и украинской культуры - А. Пушкиным, И. Крыловым, И. Сошенко, И. Тургеневым, К. Брюлловым, В. Жуковским, М. Маркевичем, А. Мокрицким и др., посещает литературные салоны и сам устраивает литературные вечера дома. Есть. Гребенка разворачивает оживленную литературную деятельность, выступает со своими произведениями на страницах «Осеннего вечера», «Сына отечества», «Современника», «Библиотеки для чтения», «Литературной газеты», «Отечественных записок», «Литературных прибавлений» к «Русскому инвалиду» и др. Появившись в столице в годы жестокой николаевской реакции и не поняв еще всей сложности тогдашней общественно-политической ситуации, молодой писатель с восторгом пишет родным о владыку обширной России, возносящего мольбы всевышнему о счастьи своих подданных». Элементами официальной народности время обозначены в эти годы и его художественно-эстетические взгляды. С этих позиций он фактически оценивает те или иные литературные явления - высоко возносит драму Н. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», одобренный Николаем i, выражает резко негативное отношение к антимонархического «Філософічного письма» П. Чаадаева, к написанию О. Пушкиным в «Истории Пугачева» и др. Правда, определенная мировоззренческая и эстетическая неопределенность Есть. Гребенки в его художественном творчестве, даже 30-х годов, оказалась гораздо меньше. Ведь именно тогда появляются в свет знаменитые «Малороссийские поговорки» поэта, которые сразу же принесли ему популярность самобытного талантливого писателя.
Значительную роль сыграл Есть. Гребенка в жизни и творческом становлении Т. Шевченко, с которым познакомился через И. Сошенко во второй половине 1836 г. Он поддерживал Т. Шевченко материально, принимал непосредственное участие в выкупе его из крепостной неволи. На литературных вечерах в Есть. Гребенки Т. Шевченко узнает о новости тогдашнего российского и украинского литературной жизни, сближается со многими культурными деятелями, в частности с будущими петрашевцями М. Момбеллі и О. Пальмом. Особая же заслуга Есть. Гребенки в том, что в 1840 г. при его содействии увидел свет «Кобзарь» Т. Шевченко.
С конца 30-х годов. Гребенка выступает как неутомимый организатор украинских литературных сил. Он договаривается с А. Краевским об ежегодное издание на украинском языке четырех «Литературных прибавлений» к «Отечественных записок». Лично, а также через Г. Квитку-Основьяненко Есть. Гребенка обращается к И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, Л. Боровиковского, О. Афанасьева-Чужбинского с просьбой присылать произведения к изданию. Однако по цензурным причинам удалось выдать 1841 г. лишь альманах «Ласточка», на страницах которого были опубликованы отдельные произведения 1. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, Л. Боровиковского, В. Забилы, Т. Шевченко и других авторов, подборка украинских народных песен и т.д. Большую помощь в подготовке материалов для альманаха предоставлял Есть. Гребешки Т. Шевченко. В «Ласточке» были помещены также два напівбелетристичні очерки составителя (предисловие «Так себе к землякам» и послесловие «К зобачення»), написанные в форме бурлескной стилизации и обозначены созерцательно-консервативным характером, в частности в трактовке принципа народности. Не случайно они вызвали негативные отзывы литературной критики, В частности. Белинского. В целом же издание в Петербурге в те времена украинского альманаха было, несомненно, важным событием, что обусловило оживление украинского литературного и культурной жизни.
Литературная деятельность. Гребенки длилась около двух десятилетий. За это время он создал много оригинальных и переводных произведений на украинском и русском языках, басен, романов, повестей, рассказов, очерков. Выступив в период острой идейно-теоретической борьбы между представителями различных литературных течений, Есть. Гребенка прошел в своей художественной практике, эстетических взглядах сложный путь, значительную эволюцию - от устоявшейся бурлескной традиции, романтических увлечений до реалистического искусства.
Ранние поэтические произведения. Гребенки, написанные в гимназии («Рогдаев пир» и др.), не отличались оригинальностью; в них ощутимое подражания тогдашней романтической поэзии, В частности. Пушкина. Первым самым заметным произведением молодого автора стал перевод на украинский язык пушкинской «Полтавы» (отдельным изданием опубликована в 1836 г. в Петербурге). Свой перевод Есть. Гребенка назвал «свободным»; это оказалось во многих отклонениях от оригинала, в частности в введении и изъятии отдельных сцен, в интерпретации некоторых образов и т.д. Отдал Гребенка дань и характерной для тогдашней украинской поэзии бурлескній традиции, «простакуватості» в стиле, что проявилось, в частности, в нарушении героически-романтической тональности оригинала, в попытке приблизить оригинал к господствующему тогда в среде украинского читателя литературного вкуса. Это был не столько перевод в современном значении этого термина, сколько адаптация перекладуваного произведения в другое национальное среду. Несмотря на художественное несовершенство перевода, был прав М. Костомаров, когда отмечал: «Перевесть «Полтаву» Пушкина на малороссийский язык - идея смелая, приносящая честь тому, кто первый счел язык способным к этому... Ценители малороссийского слова всегда будут благодарны писателю за то, что он показала эго достоинство и проложил дорогу другим»1. В общем перевод пушкинской «Полтавы» имел положительное значение: он обогащал образные средства родного языка, расширяет его стилистические возможности, тематический и жанровый диапазон новой украинской литературы.
Перу Является. Гребенки принадлежит также несколько «прекрасных лирических пьес», в которых он, по словам И. Франко, вылил всю свою поэтическую душу и любовь к Украине» [41, 22]. Если у многих современников романтический струю влился в ткань бурлеска, то в поэзии Есть. Гребенки сочетание разных стилевых признаков, что было присуще украинской литературе того времени, обозначены преимуществом романтического стиля. Уже первый его украинский стихотворение «Лодка» (1833) имел отчетливый романтический характер. Ведущие мотивы его - жестокость бытия и безысходность, трагизм отчужденной личности. Обращаясь к разнообразных средств фольклорной поэтики, в частности успешно используя сквозной психологический параллелизм, автор уподобляет себя с одиноким лодкой в пінявих волнах разбушевавшегося житейского моря. В других лирических стихах Есть. Гребенки «Украинская мелодия» («Нет, мама, нельзя нелюбимого любит!»), «Заквітчалася девушка», «Маруся», написанных в народнопесенных традициях и обозначенных романтическим колоритом, в печальных, элегических тонах воспеваются мотивы неразделенной любви, чувство разлуки, измены, душевных страданий, невозможности достижения счастья в реальной жизни. Стихи эти проникнуты трогательными настроениями, подернутые дымкой печали и трагизма, отмеченные яркой мелодичностью и интонационной разнообразием. Вливаясь в общее русло песенной лирики украинского романтизма, произведения. Гребенки вместе со стихами С. Писаревского, А. Метлинського, М. Шашкевича, О. Афанасьева-Чужбинского и других поэтов укрепляли и расширяли тенденцию к развитию интимной лирики, способствовали проникновению в сферу глубоких человеческих чувств, их эстетизации.
Выдающееся место в художественном наследии Есть. Гребенки на украинском языке принадлежит басням. Опираясь на достижения мирового байкарства, плодотворно используя народносатиричні традиции украинской и русской басни, Есть. Гребенка создал ряд глубоко самобытных, оригинальных произведений И этого жанра. Славу ему как баснописцу принесли «Малороссийские поговорки» (с посвящением «Добрым моим землякам и любителям малороссийского слова»), изданные в Петербурге в 1834 и 1836 гг. Они были отмечены _ тогдашней критикой как один из весомых достижений молодого украинского писателя. Так, «Отечественные записки», наряду со стихами Шевченко, причислили их к произведениям, «вне всякого сомнения, принесут пользу южнорусском простолюдинам-читателям»2. Достаточно высокую оценку дал басням Есть. Гребенки Г. Костомаров. В статье «Обзор сочинений, писанных на малороссийском языке» он отмечал: «Эго «Поговорки» всегда прочтутся с наслаждением: автор явился в них не пародистом, не насмешником над малороссийскою народностью и словом, но малороссийским баснописцем и превосходно показала способное малороссийского языка к апологическим сочинениям»3. Благосклонно к ним отнеслись В. Пушкин, И. Крылов, В. Белинский.
«Малороссийские поговорки» Гребенки появились в свет тогда, когда на страницах периодической печати велись острые дискуссии о художественных возможностей украинского языка, развития национальной литературы, ее самобытности и народности. Если, к примеру, журнал «Телескоп» и газета «Молва» оказала поддерживали украинскую литературу, выражали уверенность в широких творческих потенциях украинского языка (показательной в этом плане была рецензия на «Украинский альманах» 1831 г., автор которой горячо приветствовал появление этого сборника), то критики из реакционного лагеря в «Сыне отечества», «Библиотеке для чтения» и других настаивали на том, что «провинциальный малороссийское наречие пригодно только для выражения комического и пошлого». Надо отдать должное молодому Гребешки, который при всей мировоззренческой неопределенности не соглашался с подобными утверждениями. Он стремился отстаивать необходимость утверждения украинского писательства на позициях самобытности и народности. В рецензии на вторую книгу «Малороссийских повестей» Г. Квитки-Основьяненко.- Гребенка трактует повести своего земляка в принципе как новый шаг в этом процессе, как явление, выводит украинскую литературу за пределы бурлескных традиций; он отмечает, что в «Марусе» «кроткие чувства выражены так удачно, что... собиравшиеся хохотать до упаду при одном имени Маруси, плакали под конец повести». Произведения Г. Цветки («Хорошо делай - хорошо будет», «Конотопская ведьма», «Вот тебе и сокровище»), по словам Гребенки, «преисполнены чувства и малороссийского неподдельного юмора». И тут же он резко осуждает бездарную - и по теме, и по мовностильовими средствами - «малороссийскую васильковскую повесть» С. Д. Карпенко «Твердовский».
С просвітительськи-реалистических позиций выступил он и против лишенных жизненности и содержательности отдельных произведений М. Полевого, М. Загоскина и других русских писателей. Ряд интересных критических соображений высказал Гребенка по поводу репертуар украинских театров («Опера в Лубнах», «Провинциальные театры» и др.), в частности постановки на лубенской сцене «Казака-стихотворца» О. Шаховского; он предлагает руководителю театральной труппы «уволит «Казака-стихотворца» в бессрочный отпуск хоть для Малороссии: пора ему отдохнуть на лаврах...» и вместо этого требует: «Давайте нам пиесы Котляревского, комедии Основьяненка, нашего народного писателя, - и мы вам скажем душевное спасибо!»
В актуальных вопросах развития украинской литературы на народно-национальной основе Гребенка разделял взгляды прогрессивной литературной общественности. Подтверждением этого были прежде всего его «Малороссийские поговорки».
В «Предуведомлении» к сборки. Гребенка отмечал, что содержание некоторых «поговорок» он взял «из 4 басен Крылова и других в сем роде писателей и что в орфографии... следовал способу, принятому нашим известным поэтом Гулаком-Артемовским». Но принимая фабулы, темы, образы у своих предшественников (такой уже была давно устоявшаяся традиция в мировой байкерском обмундировании культуре), Есть. Гребенка переосмысливал их в соответствии со своими идейно-эстетических предпочтений, ставил в контекст современной ему украинской действительности, придавал им внятного национального колорита. На передний план выступала теперь индивидуальная поэтическая манера украинского баснописца. «Гребенко, - писал И. Франко, четко определяя самобытность его байкарського доработку, - шел путем,. проложенным в русской литературе Крыловым, но шел довольно самостоятельно, не подражая Крылову, внося в свои басни украинский пейзаж и мировоззрения украинского мужика. Его сатира не широкая и не едкая, хотя далеко небезидейная, юмор свободный и далекий от шаржа. Язык прекрасный» [41, И22].
Показательна в этом плане одна из самых совершенных баек Есть. Гребенки «Рыбалка», в которой использованы тему и сюжетную канву известной басни И. Крылова «Крестьяне и Река», однако обработано их вполне оригинально. Это оказалось во многих адаптивных моментах - в переносе места действия в Украине (уже в первой строке басни упоминается река Оржица, на которой стоял родной хутор Есть. Гребенки), в введении образа рассказчика, через которого автор выразил свое отношение к изображаемых событий, и центрального индивидуального образа Рыбаки (у Крылова - обобщенный образ крестьян), в замене отдельных действующих лиц, в создании ряда новых бытовых картин, в частности яркой в духе народного творчества сцены " проводы Рыбаки в дорогу («А дальше нацепил себе саквы на плечи, в люльку пихнул огня, посох в руки взял и ручку позивать поплелся к реке»).
Самобытность Есть. Гребенки заключается и в том, что основной образной части рассказа предшествует распространенная, но вполне мотивированно своеобразная экспозиция, в которой в гротескных тонах осмеяно «народ грамотен» - бундючне провинциальное барство с его пренебрежительным отношением к родной стороны и раболепным восторгом всем чужеземным («арабской цифирою», «турецкими законами» и др.). Принципиально пере-акцентировано в Гребенки и мораль, благодаря чему выразительна идейная направленность, комическое начало его басни. Своеобразно, на другом жизненно-конкретном материале, другими художественными средствами обработаны темы и мотивы крыловских произведений и в таких байках Есть. Гребенки, как «Медвежий суд» («Крестьянин и Овца»), «Грешник» («Троеженец») и др.
Лучшие басни Есть. Гребенки (а их подавляющее большинство) написаны в духе просветительского реализма, проникнуты демократическими настроениями, полны конкретного социального и национально-бытового содержания, направленные против произвола и насилия, беззакония и несправедливости, господствовавших в тогдашнем обществе. В таких баснях, как «Медвежий суд», «Рыбак» и др., что имеют отчетливую жизненную основу, сатирически-обличительные тенденции, украинский поэт, мастерски используя аллегорические возможности традиционного жанра, реалистично изображает хищничество, эксплуатация, откровенную преступность действий чиновников разных рангов - волостной и уездной администрации, царского суда, жертвой которых всегда есть простой, беззащитный человек.
Средствами чувствительного иронии в баснях «Вич», «Ячмень», «Пшеница», «Чертополох да Коноплиночка» и некоторых других Есть. Гребенка язвительно высмеивает жестокость, алчность, высокомерие и напыщенность панства. Свои симпатии он отдает скромным и честным, но обиженным и обманутым людям труда. Поэт возносит их моральное превосходство над насильниками-помещиками. В басне «Ячмень», написанной в диалогической форме (разговор отца с сыном), Гребенка проводит аллегорическую параллель, сравнивая угнетенных тружеников с сочными колосками, а господ-бездельников - с «прямыми колосками», совсем «пустісінькими», что «растут на ниве даром». Против дармоедов-помещиков направлена и социально обостренная байка-миниатюра «Чертополох да Коноплиночка», которая своей композицией (первые четыре строки - это собственно байка, следующие - авторский комментарий) приближается к народной поговорки. И хотя байка отличается исключительной лаконичностью, есть в ней и сюжет, и драматическое напряжение, и главное - глубоко обобщенная мысль-идея - противоположность интересов трудящегося человека интересам господ-паразитов.
Понятно, критицизм Есть. Гребенки как писателя умеренно-просветительской ориентации не приобретал характер социального протеста, поскольку был направлен прежде всего против «несовершенств» мира и человеческой природы, против отдельных пороков тогдашнего самодержавного строя. Однако поэт выходил с позиций народных интересов, и его художественный рассказ объективно имела время обобщенный характер, гражданское звучание. Так, в баснях «Рыбалка», «Медвежий суд» читатель находил острое осуждение тогдашних бюрократических порядков, судебного произвола как типичного явления крепостнической системы.
Значительная часть баек Есть. Гребенки («Лебедь и Гуси», «Верша и Болото», «Маковка», «Могилині семьи» и Др.) посвящена осмеянию общечеловеческих пороков - чванства, жадности, хвалькуватости, невежества, распущенности и т.д. (показательно, что носителями этих пороков нередко выступают представители власть имущих). Написанные в юмористически-назидательном плане, байки этого цикла времени проникнуты искрящимся народным смехом, отмеченных комизмом ситуаций, насыщенные колоритными картинами крестьянского быта. В отдельных из них поэт творчески использовал традиционные мотивы, проработаны еще античными авторами и их многими последователями. Например, в основу «Могилиних семей» возложена чотирирядкову притчу «Гора-роженица» Федра. Эта притча неоднократно обрабатывалась в международной байкерском обмундировании творчества, русской литературе (В. Тредіаковський и др.), в древнем украинском писательстве (сборник Т. Колисниченко 1758-1759 гг.), но в основном оставалась моральной аллегорией, дидактической притчей. Под пером Есть. Гребенки сюжетная схема античного автора превратилась в яркую национальную художественную картинку, полную выразительной поэтичности, жизненных характеров, реальных черт украинского быта. Вместо традиционной «горы» появляется «могила», а также характерный «степь», «Прилуки» и др. Один за одним в «Могилиних семьях» встают «чумак с солью», «с дегтем дьогтярі», «старцы» с кобзами, «барский стадник Афанасий» и т.д.
В басне «Грешник» Есть. Гребенка обратился к фабуле басни Крылова «Троеженец», написанной по вполне конкретному поводу. Украинский поэт, приступая к обработке криловського сюжета, вероятнее всего, не знал этого и в конце концов это не так уж и важно, поскольку басня «живет не співвідносністю к данному факту, а своей самостоятельной жизнью художественного произведения»4. «Троеженец» привлек Является. Гребенку прежде всего как художественное произведение, но он коренным образом переработал его, заменяя сюжетные ситуации, вводя новые персонажи, пейзажные и бытовые зарисовки, предоставляя басне выразительного национального окраса. В стиле традиционного бурлеска выписывает Есть. Гребенка, к примеру, исключительно характерный портрет царя («А царь был, видимо, не жмых...» и т. д.). Шутливо-бурлескная манера у украинского автора - от «Энеиды» И. Котляревского.
В некоторых юмористически-нравоучительных баснях Есть. Гребенки отразилось его стремление к примирению существующих социальных противоречий; он призывает соблюдать во всем умеренность, не сетовать на судьбу, довольствоваться тем, что она посылает («Козел», «Ворона и Ягненок»). В басне «Злой конь», адресованной господам, автор советует ласково обращаться с крепостными, укрощать их не кнутом и силой, а лаской.
Настоящая художественная байка, отмечал В. Белинский, не является аллегорией и не должна быть ею, «но она должна быть повестью, драмой, с лицами и характерами, поэтически очерченными. Сами олицетворения в басне должны быть живыми, поэтическими образами»5. Лучшие «поговорки» Есть. Гребенки принадлежат именно к такому типу байки. В них поэт исследует жизненные конфликты, придавая образам социально-конкретной содержательности. Аллегория в его баснях - преимущественно лишена абстрактности, в основе его - реальная действительность. В ЕСТЬ. Гребенки традиционные (фольклорные и литературные) байковые Лисы, Волки, Медведи, Быки, как и впервые введены аллегорические образы (Чертополох, Коноплиночка, Мякина, Колоски и т.п.), творчески переосмыслены - это образы-типы, которые приобретают в его баснях, по сравнению с предшественниками, более четкой жизненно-художественной достоверности, социальных, национальных, профессиональных признаков; это типичные, порой удачно индивидуально очерченные характеры людей из разных общественных слоев тогдашней Украины. Реалистичности идейного содержания своих образов-персонажей Есть. Гребенка достигает средствами традиционного соотнесения персонажей с наиболее характерными чертами их натуры (Лиса - вор, лицемер; Орел - хищник, разбойник), использованием антитезы (Хмель - Рожа), разоблачением персонажей путем самохарактеристик (Мирошник), путем языковой индивидуализации, через поступки персонажей и т.д. Все эти изобразительные средства и приемы нередко выступают в Гребінчиних байках в синтезе. Время обращается Гребенка-художник - что особенно примечательно - и до психологического изображения своих персонажей, показа их сложного внутреннего мира («Рыбалка»). Кроме традиционных персонажей, олицетворяющих человеческие качества, в басне, как правило, есть еще одно действующее лицо - рассказчик, толкователь смысла произведения, его морали. Образ рассказчика в басне является «тем идеологическим центром, через который разворачивается весь смысл произведения, его идейная направленность, а не только сами языковые формы»6. Важную роль играет этот образ и в байках Есть. Гребенки, присутствие которого ощущается постоянно и который легко ассоциируется с самим баснописцем. Образ рассказчика выступает в лучших «поговорках» украинского поэта выразителем жизненного опыта демократических «низов», народной морали («Медвежий суд», «Рыбак», «Чертополох да Коноплиночка» и др.). Значительная часть байковых произведений Есть. Гребенки построена в форме монологов («Пшеница», «Маковка», «Рожа да Хмель» и др.), в которых отсутствуют диалоги, авторские ремарки, даже реплики персонажей. Отдельные басни поэта - это сплошные диалоги, что является, по сути, небольшими пьесами с своим драматическим конфликтом, композицией, характерами (к примеру, «Ячмень»). Однако и в них присутствие автора-рассказчика, точнее, его отношение к изображаемому проявляется достаточно отчетливо. В этом случае подвергся ироническом осуждения паразитизм богачей. В подавляющем большинстве басен Есть. Гребенки авторское повествование тесно переплетается с диалогами, а нередко и монологами самих персонажей.
Широко использует Есть. Гребенка в своем творчестве образцы народной мудрости. Его басни органически связаны с поговорками и пословицами, сущность которых в чрезвычайной сконденсованості мысли. Поэт воспринимал их как художественные миниатюры, в четкой чеканной форме отражали факты реальной жизни. И не случайно, видимо, он называет свои произведения «поговорками», построенными по принципу развертывания и конкретизации пословиц (в основе басни «Bepnsa и Болото» - мотив пословица «Насмеялась верша из болота, уж и сама в болоте»; поучения басни «Школьник Денис» взято из пословицы «Паны дерутся, а у холопов чубы трещат» и др.). Поговорки и пословицы, фразеологические обороты, почерпнутые Гребенкой из фольклорных источников, входя во внутренний строй басен, были и составным элементом их языковой структуры, оказывали последний особой эмоциональности, экспрессивной живости («Как не крути, а правды нигде дети», «Гуляй, деточка, покіль твой час» и др.). Отдельные образные выражения, взятые непосредственно из народного творчества, художественно трансформируясь под пером поэта, возвращались к своему первоисточнику в виде крылатых слов («Молчи! услышат - будешь бит!», «Глупый, глупый! а в школе учился!» и др.).
Яркой пластичности, поэтического колорита мовностилістична палитра Есть. Гребенки достигает и благодаря искусному использованию им различных форм диалога, непринужденного и динамичного, в частности бытового с риторическими вопросами («Видимо, підсудок?» - «Нет!» - «Так Лев?» - «Нет!» - «Так мешок с дукатами?» - «Нет, нет!» - «Так папоротника цвіток?» и т. д. - «Могилині семьи»), специфически устойчивых - сказочного происхождения - конструкций в зачинах («В далекой стороне, в которой о том не знаю...» - «Грешник»), профессиональной лексики («И так определили и приказали записать: «Понеже Вич признался попеластий...» - «Медвежий суд»). В совершенстве владеет Есть. Гребенка и традиционным байковым стихом (різностопним ямбом), обозначенным как народнорозмовною интонацией, так и народно мелодической тональности.
По сравнению со своими предшественниками Являются. Гребенка сумел предоставить условно-абстрактном жанра углубленной жизненности, общественной весомости, обличительной направленности. Есть. Гребенка расширяет жанровые границы байки, разнообразит ее формы (народная сказка и стихи, драматическая сценка и шутливое повествование); он мастерски динамізує сюжет байкового произведения, обогащает его образно-поэтическую систему, заряжает выразительным народно-национальным колоритом. «Как байкопис, - отмечал И. Франко, - занимает Гребенка первое место в нашем писательстве. Его басни определяются ярким национальным и даже специально левобережным украинским колоритом, здоровым юмором и не менее здоровой общественной и либеральной тенденцией. По духе преемник великорусского байкописа Крылова, он все-таки сумел выразить свобідніший дух украинского народа» [41, 266]. Поэтические достижения в жанре басни Есть. Гребенки, как и П. Гулака-Артемовского и некоторых других авторов передшевченківської суток, становились прочным фундаментом для его дальнейшего расцвета уже в пределах критического реализма в творчестве Л. Глебова.
Поэтическое творчество Есть. Гребенки на русском языке по своему объему и тематике значительно шире, чем на украинском. Его русские произведения обозначены преимущественно романтической тональностью; их романтический колорит заметно проявляется в усиленном внимании к сильных страстей, сложных душевных переживаний, постоянного поиска лирическим героем своего места в жизни, до ухода поэта в состояние одиночества, к слиянию с непорочной природой. Один из ведущих мотивов лирики Есть. Гребенки - размышления о судьбе и призвании поэта в обществе. Лирический автор-субъект Гребенки недоволен жестоким миром, где все «пахнет и златом, и кровью». Единственным «властелином» его «убитой души» выступает журба - «чудная гостья... неземная» («Печаль»), и он рвется в небесное бесконечности, в заоблачные высоты, чтобы бросить вызов тем, кто «ближних гнетет» и «честь продает» («Утешение», «Недуг», «Моя месть»). Лирический герой с другой Гребінчиної медитации («Скала») осознает острый конфликт с меркантильностью, с жестокой современностью и осмысливает их как коварную «толпу», которая пытается «уязвить» и «растоптать» его звонкие «струны», подавить поэтическое «вдохновенье». Себя же он видит пораженным в сердце «певцом», полным «пламенных дум». При этом Есть. Гребенка мастерски использует гиперболу, драматическое напряжение, эмоциональные монологи, меткие антитезы и т.д. В целом же его рефлективно-медитативная лирика отмечается абстрактно-психологической характерностью, поэтикой «ужасов», порой подчеркнуто преувеличенными романтическими штампами, пафосно-риторической лексикой. Позже в лирике Есть. Гребенки появляется образ художника-гражданина, искреннего и неподкупного, что «пэл мир, и дружбу, и любовь», и его поэт отчетливо противопоставляет жестокому тирану, который «кровавой рукой подписывал законы рабства» («Два»). На этих и других стихах Гребенки заметно ощутимое влияние Есть. Баратынским и других поэтов пушкинской плеяды.
Широкой известностью пользовались в свое время «Черные очи» («Очи черные, очи страстные...»), «Почтальон», «Песня» («Молода еще девица я была...») и другие стихи Гребенки, в которых искусно сочеталась фольклорная стихия с романсово-песенным стилем эпохи.
Выразительную народнопоетичну основу имеют поэзии, написанные Есть. Гребенкой с целью ознакомить российского читателя, говоря его словами, «с прелестными чувствами нашей родины», - «Казак на чужбине (Украинская мелодия)», «Кукушка (Украинская мелодия»), «Украинская мелодия» («калина ль в темном лесе...») и др., что были переводами «в русские стихи малороссийских песен» (Есть. Гребенка); они проникнуты тоской по утраченным счастьем, грустью и печалью.
Заметное внимание привлекают стихи Есть. Гребенки, посвященные историческому прошлому Украины - «Курган», «Нежин-озеро», «Украинский бард», поэма «Богдан» (1843), написанные как по историческим материалам, так и на основе национальных народных преданий. Самое значительное место среди произведений этого цикла принадлежит драматизованій поэме «Богдан. Сцены из жизни малороссийского гетмана Зиновия Хмельницкого», в которой, широко использовав ряд исторических источников, казацкие летописи, народные песни и думы, Есть. Гребенка правдиво показал героику украинского освободительного движения. Поэма состоит из двух частей - длинного пролога и собственно поэмы из девяти разделов. В прологе, выдержанном в романтическом стиле, оригинально переплетаются элементы фантастики и реальности. Перед читателем предстает мастерски выписанная картинка весенней лунной ночи на Днепре; выступают русалки, лесные духи, которые воспевают свое беззаботное существование, и в то же время «тэны людей загробных» («Тень Павлюка», «Тень Остраницы», «Тень Наливайки», а также простых людей - «Тень молодой девушки»), которые рассказывают о жестокие издевательства польской шляхты над украинским народом, о невероятные страдания замученных казацких вожаков. Этот пролог вполне логично подводит читателя к основной части поэмы - воспроизведение Есть. Гребенкой ряда ярких эпизодов национально-освободительной борьбы народных масс за независимость родины. Б. Хмельницкий изображен автором как мужественная фигура, человек решительного и закаленного характера, как отважный и опытный полководец, мудрый и прозорливый дипломат-политик, в своих действиях опирается прежде всего на народные массы, верит в их силы и могущество. Поэма «Богдан», несмотря на отдельные отклонения от исторической правды (идиллическое изображение жизни трудящегося люда, восторженное восхваление не только царя, но и «родных царей святое поколенье» и др.), в целом была заметным явлением в литературе как одна из удачных попыток художественного осмысления волнующих страниц героической истории Украины.
Среди художественного наследия Является. Гребенки русском языке большое место занимают прозаические произведения, написанные в 30-40-х годах; они отчетливо свидетельствуют сущность и характер идейно-эстетической эволюции писателя. Популярность Есть. Гребешки как прозаику принесли сборник «Рассказы пирятинца» и другие рассказы («Вот кому зозуля ковала!», «Мачеха и панночка» и др.), созданные преимущественно за фольклорными мотивами. На ранней прозе писателя еще ощутимые влияния модных тогда О. Марлінського и О. Сенковского; народным преданиям, сказкам, легендам он предоставляет преимущественно абстрактно-романтического окраса, отсюда вместо социально-психологической глубины, индивидуальной характерности - пафосно-сентиментальные сентенции персонажей, их бесцветность и т.д. Пробует сознательно подражать здесь Есть. Гребенка и гоголевскую манеру письма, в частности «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», однако все это носило в основном поверхностный, епігонський характер, за что подвергся резкой критике в прессе.
Художественное воплощение украинская тематика нашла в повести «Нежинский полковник Золотаренко» (1842) и романе «Чайковский» (1848). В основе повести реальные заимствованы из «Истории русов» яркие эпизоды - участие казачьего войска в боевых действиях России против польско-шляхетского порабощения. Средствами романтической поэтики Является. Гребенка создает эпические картины исторических событий, включая в сюжетную канву своеобразную рассказ о страшной мести Франтишка Золотаренко за развод его с любимой (сестрой «наказного гетмана»). При всем этом он удачно воспроизводит соединены с элементами таинственности, заклинаний и пророчеств черты реального народного быта и обычаев. В целом же в «исторической были» Есть. Гребенка стремится к пониманию зависимости жизни человека от исторических обстоятельств.
Одним из значительных достижений Является. Гребенки-прозаика-роман «Чайковский». Приближаясь по принципам опра-цювання исторической тематики до «Тараса Бульбы» Н. Гоголя (хотя в романе отсутствуют хронологическое приурочення до событий, исторические личности и др.), писатель правдиво воссоздает отдельные картины героического прошлого, опоетизовує Запорожскую Сечь как «козацкую вольницу» с ее демократическими и одновременно строгими законами, реалистичными мазками рисует привлекательные образы закаленных в боях с врагом, мужественных и храбрых, одержимых любовью к родной земле рядовых казаков-патриотов (Никита Прихвостень, Касьян), честных, доброй и широкой души человеческих личностей с богатым эмоциональным миром. Жизненностью обозначен и многоплановый, сложный образ-тип лубенского полковника Ивана: это отважный воин, исполненный лютой ненависти к врагу; не чуждо ему и чувство человечности, и вместе с тем - типичный феодал-помещик, жестокий и деспотичный. В индивидуализированных образах романа Есть. Гребенка «воплотил свои представления об историческом человеке. Романтические тенденции в их представлениии - героизация характера и поведения, поэтизация казацкой стихии, прославление свободолюбия и гиперболизация «естественности», наконец, подчеркивание их исключительности, продиктованное стремлением эпатировать читателей, - сочетается в романе с реа-лістичними»7.
Роман «Чайковский», как и другие произведения Есть. Гребенки на историческую тематику, тесно связан с фольклорными источниками, народно творчеством. Особенно зримо черты украинского национального колорита в произведении выступают благодаря обильному введению к нему народной песни, которая органично вплетается в художественную ткань повествования и является одним из необходимых ее компонентов. Так, молодая цыганка песней «Барвіночку зелененький, стелись низенько...» вызывает на свидание к Марине Алексея; дружной песней встречают казаки на Черном море смертоносную бурю и т. д.
В романе «Чайковский» в ряде художественно мотивированных лирических отступлений проводится глубокая антитеза - противопоставление героического прошлого и скудного современного, целостных сильных натур с благородными и чистыми чувствами своим современникам из разлагающего помещичьего среды --морально уродливым жалким обывателям.
«Чайковский», как и «Нежинский полковник Золотаренко», не лишен ряда недостатков (мелодраматические эффекты, условность некоторых образов, надуманность ситуаций и т.д), на что указывал В. Белинский. Но в то же время критик считал роман творческой натуре Есть. Гребенки, «одной из лучших повестей», что появились в 1843 г. Неоспорима ценность произведения в героизации прошлого, «запорожской вольницы», в началах общественно-конкретного осмысления связи характеров и обстоятельств, в активном проникновении автора в сферу антигуманной современности.
Как произведения Квитки-Основьяненко, Гоголя, прозаические романтические произведения. Гребенки обозначены идейно-художественным осмыслением исторической украинской действительности, поэтизацией героического прошлого, выразительным народнопоетичним колоритом. Они сыграли важную роль в формировании и развитии в украинской литературе нового, романтического стиля и имели положительное влияние на творчество П. Кулиша, О. Стороженко, Марка Вовчка.
Со второй половины 30-х годов. Гребенка начинает обращаться преимущественно к новому, реалистическому, метода. Эстетические принципы натуральной школы постепенно воплощаются в его лучших повестях и рассказах, отмеченных вниманием к психологии героев, их внутреннего мира в непосредственной связи с социальной средой, сочетанием типичных черт с индивидуальными, идеей позастанової ценности человеческой личности. Осмысливая и осознавая жизненные наблюдения, плодотворно используя опыт Г. Гоголя, Есть. Гребенка нарушает в своих произведениях ряд злободневных проблем времени: правдиво воспроизводит типичные черты помещичьего быта, бесправие крепостных («Кулик», «Злой человек», «Приключения синей ассигнации»), алчность, корыстолюбие столичного и провинциального чиновничества («Верное лекарство» и др.), проявляет углубленный интерес к «маленькому человеку», ее подневольного положения в тогдашнем обществе («Лука Прохорович», «Записки студента», «Доктор» и др.). Эти тво-ри, написанные в разные годы, убедительно свидетельствовали о том, что писатель все увереннее шел к «гоголевского направления» в литературе. Однако это восхождение к натуральной школы не означало, что идейно-эстетическое развитие Гребенки и в 40-х годах проходил без каких-либо осложнений. Так, отсутствие глубоких идей, проблем, надуманность изображаемых событий характерны, например, для таких достаточно примитивных и посредственных его рассказов, как «Искатель счастья», «Маскарадный случай», «Калиф на час» и других, рассчитанных на непритязательного читателя.
Особое место в прозаическом наследии Есть. Гребенки занимает повесть «Кулик» (1841), посвященная найпекучішому вопросу - кріпосництву, которое безжалостно топтало личность человека-труженика. Мастерски воспроизводит здесь автор контраст между бесчеловечным средой и его жертвами. В сатирически-гротескных тонах предстают перед читателем помещики Медведев и Чурбинський, бездушные и лицемерные, эгоистичные и подлые самодуры, бессмысленная ссора между которыми пагубно сказывается на судьбе их крепостных. С искренней симпатией реалистичными красками Гребенка изображает богатый внутренний мир своих героев из демократических низов - честных, благородных, нравственно чистых, беззаветно преданных друг другу. их любовь выше, сильнее помещичьи прихоти («А я все та же, все так же люблю тебя. Чем они злее, тем больше я люблю тебя», - уверенно говорит Маша Петруши, бросая, по сути, тем самым вызов ненавистным панам-кровопийцам); они проявляют решительную волю в борьбе за свое счастье, но не могут отстоять право на него и уходят из жизни измученными, но нескореними. Повесть «Кулик» по идейно-эстетическими качествами была лучшим образцом тогдашней реалистической прозы. «Кулик» Есть. Гребенки, отмечал В. Белинский, свидетельствует о том, что «выдающееся дарование этого автора крепнет и гуманное начало начинает в его повестях преобладать над комическим элементом... Особенно хорошо в ней то, что автор умел обрисовать своих героев верными действительности, то есть людьми низшего класса и в то же время «людьми», и возбудить к ним сочувствие, не ставя их на ходули фальшивой и скучной идеализации [4, с. 456].
Повесть «Кулик» принадлежит к числу несомненных достижений Гребенки-прозаика и в наше время продолжает волновать читателя своей реалистичностью, совершенной художественностью.
Значительный интерес представляют произведения. Гребенки, отмечены вниманием к «маленькому человеку», ее горькой судьбы. С первых лет пребывания в Петербурге молодой Гребенка обогащается знаниями «жестокой действительности», в частности жалким существованием чиновника-разночинца (он и сам некоторое время служил чиновником) в мире эгоистического корыстолюбия, знакомится с творческим опытом Гоголя, автора «Петербургских повестей», который становится для него учителем реалистического видения и отображения «подлого столичного мира». Не случайно, видимо, Гребенка одно из первых своих рассказов «Лука Прохорович» (1838) посвящает именно теме «маленького человека». Выбрав для своего произведения несложный сюжет - охота за «лотерейным билетом», на который выпал крупный выигрыш, автор сумел правдиво показать бездушный чиновничий быт, обозначить ряд характерных типов «чернильных» бедолаг, прежде всего Луки Прохоровича. При этом Гребенка не подает широких характеристик образов, а ограничивается отдельными, но достаточно точными реалистичными штрихами. Уже с первых строк повествования в определенной степени отмечается на типичности главного героя, который живет не в «блестящих» районах столицы, а на ее бедняцкой Петербургской стороне. Он, замечает автор, только «слыл большим мастером оказывает перья». Такими же кроткими и покорными выступают и коллеги Луки Прохоровича - «чиновник с большим красным носом», «апельсинообразный чиновник», «чиновник с мушкой». Психологически точной деталью очерченный и портрет взяточника «с бесцветными, как старыми двухгривенными, глазами» и т.д. Изображены Гребенкой чиновники низших рангов всегда считали себя «виновными пред властью коллежского асессора»; они духовно опустошенные, нуждающиеся, у одного из них за душой нет ни гроша. И поэтому каждый из них любыми средствами стремится завладеть «сокровищем» - лотерейным билетом поварихи (Лука Прохорович, к примеру, не колеблясь, женится на ней, а чиновник-проходимец Семен Семенович - с дочерью купца Арбузина, считая ее обладателем счастливого билета); в конце концов все они оказываются обманутыми и остаются ни с чем.
Большой популярностью в свое время пользовались «Записки студента» (І841) Есть. Гребенки, которые во многих моментах имеют автобиографический характер; особенно это касается первой части повести. Детство героя произведения Якова Ивановича, его обучение в лицее, пребывания на военной службе, приезд в Петербург и т.д значительной степени напоминают факты биографии самого Гребенки. Однако перед нами не изложение биографии автора, а оригинальное художественное произведение, написанное в форме дневника, в котором предстают типичные характеры, реальные обстоятельства тогдашней действительности (кстати, все остальные события Гребенка представляет и оценивает через восприятие главного героя). Сам Гребенка признавал наличие в этом произведении определенной автобиографичности, но категорически отрицал трактовка его как воспоминаний о своей жизни. В «Записках студента», писал Гребенка в письме к своего товарища М. Новицкого (май 1841 г.), я не представлял ни себя, ни кого другого, а развивал идею, каким образом молодой человек, с пылкими чувствами вступая в свет, мало-помалу разочаровывается и, будучи неспособен приноровиться к свету, часто падает под его ударами...»8.
В повести Гребенка продолжает разрабатывать тему «маленького человека», идею подавления человеческой личности в условиях самодержавно-бюрократического режима. В «Записках студента», как и в «Петербургских повестях» М. Гоголя - конфликт мечты с действительностью. Полон творческих сил и энергии юный Яков Иванович рвется в северной столице с целью «с пользой употребить свои знания» («Долг чести зовет меня - я должен служит отечеству»). Но попав туда, он, как и, к примеру, гоголевский Пискарев из «Невского проспекта», сразу же сталкивается с «гадкой действительностью». Романтические иллюзии героев (как в конце несколько раньше и их авторов) постепенно разрушаются. Эскизно, хотя и убедительно, в иронических тонах рисует Гребенка кратковременную службу Якова Ивановича в канцелярии одного из департаментов, где вынужден ежедневно переписывать скучные бумаги и еще и сносить незаслуженные упреки начальника, который называл его «вольнодумцем» (Яков Иванович всегда исправлял в бумагах букву ъ, а сокращенный выражение «вые. Нач.» расшифровывал не «высокопочитанием», а только «высокопочтением»). Не угодил Яков Иванович и владельцу пансиона Лисицину, человеке черством и нікчемній. Равнодушен чиновный Петербург не принял скромного провинциала, не признал честного труженика - ему, больному и голодному, приютила простая прачка Анисья Карповна, в которой он и дожил последние дни своей жизни. Обречен на смерть, Яков Иванович окончательно осознает всю иллюзорность своих юношеских мечтаний («И все исчезло, прошло как сон, как разлетается от ветра позолоченная гора облаков... Сам лежу без куска хлеба, одолжен существованием милостыне вот бедной солдат-ской вдовы!..»). Воспроизводя страшную трагедию «маленького» бесправной человека-труженика, Есть. Гребенка объективно подчеркивал ее социальной типичности.
Реалистичными мазками изображает Гребенка и чиновничье окружение своего героя. С одной стороны, - нищенскую существования канцелярских писарей, которое вызывает у автора чувство сострадания, а с другой - эгоистическое и морально спустоше паразитическое жизни барской верхушки показано в въедливо гротескных красках. В сатирическом свете изображены в «Записках студента» и отдельные характерные черты помещичьего быта. Здесь, как и в столице, безраздельно господствуют жестокость, алчность, бездушие, носителями которых выступают помещики Сутяговський, Щука-Окуневский, ростовщик Иванов, обирают и обдирают несчастного Якова Ивановича, обманными путями прибирая к своим рукам его отцовское имение.
В «Записках студента» немало мастерски выписанных жизненных ситуаций, динамических диалогов, ярких портретных зарисовок. Выразительными штрихами рисует Гребенка, например, Сутяговського (недаром и село его называется Грабуново). Подчеркивая лицемерии и хищнической натуре этого помещика, писатель сравнивает его с пауком, что медленно «опутывает роковой паутиной свою жертву, выпивает у нее кровь и преспокойно возвращается в свою засаду». В общем в совершенстве пользуется автор и таким средством художественной выразительности, как пейзаж. Показательным является, например, изображение осеннего утра, «знаменитой гололедицы» в начале повести; оно подчеркивает общую печальную тональность эпизода, в котором говорится о похоронах главного героя произведения.
Еще четче разлад между высокой мечтой и мерзкой действительностью показал Есть. Гребенка в повести «Доктор» (1844), в которой Белинский находил «много хорошего в деталях». В центре произведения - трагическая история жизни человека нежной и чуткой души, честного труженика, стремился, как и Яков Иванович, приносить пользу обществу. Но талантливый врач Иван Тарасович не в состоянии отстоять свои светлые порывы, право на личное счастье в мире, где царит дух гендлярства и наживы. Он подвергается оскорблениям со стороны чиновно-мещанских «существователей». Используя различные аферы, Ивана Тарасовича как добрую и доверчивую личность женят с падшей Юлией, а потом с ее же помощью грабят. Он пытается искать справедливости, но мир власть имущих неустранимый. Наконец он спивается и замерзает на улице с томиком «Корнелия Непотому» на груди, подаренным еще в детстве его учителем.
Разрабатывая тему морального достоинства «маленького человека» над бездушным средой, ее гибели в условиях социальной несправедливости, Есть. Гребенка достаточно рельефно, средствами острой иронии, каламбура, гиперболы выводит галерею стяжателей как жизненно достоверных характеров, раскрывает их групповую психологию хищников и паразитов. Критическое осмысление действительности в повести позволило писателю «подать зло не изначальным внутрішнюю сути каждого человека, которая только и ждет подходящих условий для проявления, а как порождение общественной несправедливости»9.
Большое впечатление произвела повесть Гребенки на Чехова. Ведя речь о необходимости переиздания лучших произведений прошлых лет, он в письме к И. Горбунова-Посадова писал 1898 г.: «Не возьмете ли вы на себя труд прочитать старого писателя Гребенку? Когда я читал его с удовольствием, вспоминается трогательное повествование «Доктор», которое, мне кажется, стоило бы выдать»10.
В 1847 г. на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» была напечатана одна из последних повестей Есть. Гребенки - «Приключения синей ассигнации», в которой обличительный пафос, сатирические тенденции по сравнению с предыдущими произведениями оказались гораздо отчетливее. По идейному замыслу и композиционным построением повесть очевидно перекликалась с «Мертвыми душами» Н. Гоголя. Как поездки Чичикова с целью покупки мертвых душ дали возможность Гоголю глазами своего героя осмотреть почти всю Россию и показать во всей многогранности общественную жизнь, так и субъективно авторская рассказ синей ассигнации, что в течение многих лет переходила из рук в руки (из атласного помещичьего кошелька за пазуху его любовницы, из кармана «жирного небритого человека» к хозяину корчмы, из портфеля губернского секретаря в именинном торте к его начальника, с рук обедневшей мещанки до железного сундука старого скряги и т. д.) дала возможность Гребешки на этот раз обрисовать еще более широкую картину некрасивой николаевской действительности, раскрыть антигуманную сущность изображаемых характеров.
Персонажи Гребенки отличаются заметно выраженной индивидуальной своеобразием - в темпераменте, в складе мышления, в семейно-бытовых обстоятельствах, в их отношении к людям и самих себя, во внешнем портрете, языке. Все это способствует глубокому восстановлению социальной и психологической характеристики героев. Один за другим предстают перед читателем грубый и развращенный помещик Фома Фомич, жалкий скряга Канчукевич, наглец и бездельник Подмьоткін, ловкий мошенник Прибиткевич и др. При всех индивидуальных проявлениях гребінчиних образов провинциальных «существователей» роднит психология паразитизма, духовное оскудіння и опустошенность, отсутствие каких-либо гражданских интересов. В конце каждый из них, как и все вместе, есть викінченим выявлением различных сторон и тенденций социального вырождения, деградации существующего общества.
В ярком сатирически-саркастическом свете предстает перед читателем один из центральных персонажей повести - Канчукечич. Создавая его выразительный индивидуализированный образ, Гребенка на передний план выдвигает в преувеличенно-згущеній конкретизации присущие ему характерные черты - алчность, безграничная скупость, душевную черствость, жестокий эгоизм. В образе Канчукевича немало общего С гоголевским Плюшкиным, в котором Гоголь видел «доведение до предела тех тенденций вымогательства, той бесчувственности, которые присущи миру коробочек и собакевичів»11. Канчукевич олицетворяет все найпотворніше, что было характерным для Фомы Фомича, Прибиткевича и др. За несколько десятилетий он сумел накопить огромный капитал, лихварюючи и обирая каждого, кто попадал ему под руку, даже самых бедных мещан. Обладая несметным богатством, этот уродливый раб «золота» потерял найелементарнішу человечность; он заставляет своего сына ходить в лохмотьях, бегать босиком в холодную погоду и др. Автор подчеркивает, что скупость Канчукевича объясняется жаждой мести бывшего небогатого учителя жестоком жирном помещику», который запустил его молодые лета (скупость же Плюшкина имела иное происхождение). Избрав ошибочный путь для мести, Канчукевич сам оказался под властью денег и начал действовать методами алчных хищников. Гребенка одним из первых (не без опыта Гоголя) испытал влияние социальных условий, в частности экономических, на деятельность человека, ее характер и попытался воспроизвести это (разумеется, не с таким художественным мастерством, как это делал Гоголь) на примере Канчукевича, «хотя, конечно, и сам еще не полностью осознавал глубину и причины поднятой проблемы»12.
Вполне закономерным и осознанным было обращение Есть. Гребенки во второй половине 40-х годов до физиологического очерка, в жанре которого написаны «Петербургская сторона», «Фактор» (1845), «Провинциал в столице» (1848) и др. Построены на непосредственных наблюдениях автора, эти произведения рельефно, без украшений раскрывали отдельные типичные стороны одичавшего, ничтожного дворянского мира, всю непривлекательность части города, где «живут десятки тысяч бедных, но честных тружеников» («Петербургская сторона»). Одобрительно отозвался о этот очерк М. Некрасов; по его словам, Гребенка «очень остроумно выставил народонаселения Петербургской стороны, этой далекой провинции, этого уездного городка среди роскошной столицы России»13. М. Некрасов, как и некоторые из его современников, хотя и не считал Гребенку первостепенным белетристом, в общем проявлял благосклонное отношение к нему как к писателю, «давно всем известного своим живым рассказом и оригинальным юмором»14. Показательно, что именно Некрасов привлек Гребенку к сотрудничеству в только заснованім «Современнике», где была опубликована последняя прижизненная повесть Гребенки «Сила Кондратьев», в которой художественно отражено рождения хищника нового типа - дельца-буржуа.
Для прозаического наследия Является. Гребенки характерным является аналитический метод воспроизведения и разоблачения гнетущей окружающей действительности, сознательный выбор, прежде всего, демократического героя, художественная достоверность рассказа.
В своем литературном развитии Гребенка-прозаик прошел путь от ранних романтично-сентиментальных увлечений (в ряде более поздних произведений, в частности в повестях «Пиита», «Приключения синей ассигнации» и других он язвительно высмеял своих бывших кумиров А. Марлінського и В. Бенедиктове) к принципам натуральной школы. Творчески воспринимая идейно-художественные достижения Николая Гоголя, исходя из жизненных наблюдений, Есть. Гребенка создал ряд ярких произведений, обозначенных реалистичной направленностью, гуманистическим отношением к «маленького человека». Его проза стала достоянием как российской, так и украинской литератур. Лучшие повести и рассказы писателя, написанные с позиций эстетики натуральной школы, способствовали укреплению «гоголевского начала» в русской литературе и вместе с его классическими байками сыграли заметную роль в становлении и развитии художественного реализма в новом украинском писательстве.
1 [Костомаров] Обзор сочинений, писанных на малороссийском языке // Научно-публицистические и полемические писания Костомарова. К., 1928. С 45.
2 Отечественные записки. 1840. Т. 10, кн. 5. С 167.
3 Костомаров М. И. Произведения: В 2 т. К., 1967. Т. 2. С 332.
4 Степанов Н. Басни Крылова. М., 1969. С. 55.
5 Белинский В. Г. Басни Ивана Крылова // Поли. собр. соч. М., 1954. Т. 4. С. 149. Далее при ссылке на это издание в тексте указываются том и страница.
6 Степанов Н. Л. Мастерство Крылова-баснописца. М., 1956. С. 144.
7 Нахлик Есть. К. Украинская романтическая проза 20-60-х pp. XIX ст. К., 1988. С. 82.
8 Гребенка Есть. П. Сочинения: В 3 т. К., 1981. Т. 3. С 608.
9 Зубков С. Д. Русская проза Г. Ф. Билеты и Е. П. Гребенки в контексте русско-украинских литературных связей. К., 1979. С. 248.
10 Чехов А. П. Поли. собр. соч.: В 12 т. М., 1957. Т. 12. С. 257.
11 Крутикова Н. Есть. Гоголь и украинская литература. К., 1957. С 144.
12 Зубков С. Д. Русская проза Г. Ф. Билеты и Е. П. Гребенки в контексте русско-украинских литературных связей. С. 257.
13 Некрасов Н. А. Физиология Петербурга // Поли. собр. соч. М., 1950. Т. 9. С 148.
14 Там же. С. 144.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гребенка Есть. Произведения: В 5 т. К., 1957.
Гребенка Есть. Сочинения: В 3 т. К., 1980-1981.
Гулак-Артемовсьтй П., Гребенка Есть. Поэтические произведения. Повести и рас-ведение. К., 1984.
Деркач Бы. А. Евгений Гребенка. К., 1974.
Деркач. Б. А. Крылов и развитие жанра басни в украинской дооктябрьской литературе. К., 1977.
Зубков С. Д Баснописец и поэт Гребенка // Гребенка С.Байки. Поэзии. К., 1990.
Зубков С. Д. Евгений Павлович Гребенка: Жизнь и творчество. К., 1962.
Зубков С. Д. Русская проза Г. Ф. Билеты и Е. П. Гребенки в контексте русско-украинских литературных связей. К., 1979.
Федченко П. М. Петр Гулак-Артемовский. Евгений Гребенка // Гулак-Артемовский П., Гребенка Есть. Поэтические произведения. Повести и рассказы. К., 1984.
История украинской литературы XIX века
Авторы: М. Т. Яценко, О. И. Гончар, Б. А. Деркач, И. В. Лимборский, Есть. И. Нахлик
«История украинской литературы. XIX века» имеет задачей системное освещение развития новой литературы от времени ее становления (конец XVIII - начало XIX вв.) до начала XX ст., когда была создана литературная классика такими ее основателями, как И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров, Марко Вовчок, Ю. Федькович, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, М. Старицкий, И. Франко и др.
|
|