Краткое изложение произведения
ПРОЗА ТАРАС ПРОХАСЬКО
От чувств при сущности (отрывок)
Ему постоянно снилась река. «За все разы он насчитал и записал несколько сотен названий всего того, что было и происходило на обоих берегах и в воде. Эти фрагменты были каждый раз неизменными, но скорость течения не позволяла рассмотреть все».
Памва лежал на кровати, укрытый теплым покрывалом, а на соседней кровати - куча яблок. Он приехал в горы, на место, где жил когда-то его дед. В детстве никогда здесь не бывал, а теперь старался приезжать как можно чаще. Здесь была пустая хата, сад, колодец. Ему надо оборвать яблоки, рассортировать их - а на привитых дедом деревьях было по несколько сортов.
Памва натянул на себя какую-то одежду, главное, чтобы были карманы, куда он, сидя на дереве, составлял яблоки.
Для него все приобретало какой-то удивительной важности - посрывать яблоки, пособирать орехи, позгрібати листья, повыливать воду из бочки под деревья, заткнуть мхом щели в стенах, позалишати немного поздних ягод птицам.
«Важно еще было быть впущеним в окончательности, в конечности. И быть перемерзлим, неуклюжим, неречевому и терпеливым». «Один раз представил себе - как сегодняшний день звучал бы на фортепиано, если бы все они - Памва, деревья, яблоки, птицы, кроты, орехи, трава, свет, холод - держались на деке и клавиатуре. Или, если бы по крайней мере вести себя при фортепиано так, как он сегодня ходил, лазил, розтягався, падал, катился, нагибался, приседал, подпрыгивал, стулювався, выдыхал».
Памва лежал и думал, как ему совместить такие парадоксальные вещи: приятно лежать, приятная шерсть, приятно кушать яблоко, приятно не хотеть вставать, приятно оставаться, приятно, что тебе приятно...
Памва все же пошел на поезд. По дороге зашел на кладбище, отнес на дедову могилу пізньоцвіти. Вспоминая деда, каждый раз вспоминает и эпизод из собственной жизни.
На станции сильно пахло вином. В зале сидело много мужчин и женщин - везли вино на продажу. Памва закурил. Заметив жадные взгляды мужчин, угостил их последними своими запасами. Те налили ему вина. Говорили на незнакомом языке, но как-то понимали друг друга.
Памве хотелось фортепиано, озвучить музыку, что была в нем. Принесли детское фортепиано, и он заиграл на нем. Подумал, что хорошо бы запомнить темы пьес, они ему на завтра нужны. В вагоне холодно. Памва перебирал содержимое своих карманов - серебряные кольца, янтарный камушек, перечень дел на листике, что напоминает дневниковую запись. Подошла самая младшая из его новых знакомых. Он подарил ей янтарь. Потом долго целовались в тамбуре. Наконец отстранил девушку, достал из кармана фотографию и показал: женщина в белом с девочкой, дальше, за озером, - мужчина в черном одеянии.
Он настаивал, чтобы композиция фильма была такой же, как на снимке: «снимать фрагменты берега озера с совершенно разными сценами, но всегда видно что-то на противоположном боку, а в самом конце как-то поднять камеру над озером, чтобы показать, как вокруг озера происходят одновременно несовместимые вещи. Ну и попытаться достичь такой оторванности, как взгляды женщины, девочки, мужчины».
Поезд въехал в город, и Памва пошел в вагон забирать свои вещи. Он в двадцать пять лет думал, что запізнав уже все основные структуры жизни, что дальше они начнут просто повторятся, конечно каждый раз немного иначе, но ничего принципиально нового уже не произойдет. Однако с того времени и до сих пор жить становилось все интереснее».
Комментарий
В произведении Т. Прохасько воссоздана философия времени, мгновения, вечности. Герой в полной мере ощущает жизнь, его наполненность, разнообразие проявлений. Он: очевидно, человек творческий, все пытается переложить на музыку, даже латинский указатель растений, которыми заинтересовался. Памва самодостаточен, одиночество для него - как благо существования личности. Вместе с тем он искренен, открыт к людям и способен воспринимать все проявления жизни.
|
|