В 1840-1845 годах Российская империя вела одну из многочисленных колонізаторських войн. Т. Шевченко изобразил эту войну в поэме «Кавказ». Сразу возникает вопрос, почему поэт обращается к теме войны, в которой не берут, к счастью, участия его соотечественники? Чем заинтересовала художника именно это историческое событие?
Как на меня, тема войны на Кавказе заинтересовала Шевченко потому, что общее горе, как говорится, объединяет. Так же объединило все покоренные народы захватническая имперская политика тогдашней России. Объединила в неприятии лжи, в борьбе против несправедливости и несвободы. Но народ Кавказа отличался от других прежде всего тем, что единственный из порабощенных много лет боролся. Сказался, наверное, менталитет. И это не только модное слово, потому что за ним народная душа и принципы жизни целых наций. Так, горная гордость, выдержка, мужество и героизм помогли горцам бороться против несправедливости, но не спасли...
В кавказской войне погиб друг Т. Шевченко. Удивительно, но художник Яков де Бальмен воевал на стороне Российской империи. Как воспринимает Шевченко такую его позицию? По сути, это не было позицией Бальмена, то есть его личными гражданскими и политическими взглядами. Отравленная пропагандой сознание человека уже не способна трезво оценивать ситуацию...
Тарас Шевченко уместно вводит яркий и символический образ Прометея. Мы знаем, что Прометей - герой античной мифологии, который принес людям огонь и за это был наказан: его приковали к скале, и ежедневно ворон прилетал мучить и пытать его. Кобзарь переосмысливает образ Прометея, вкладывая в него новое значение. Прометей - символ народа, а орел - царизма, народ страдает от несправедливости и издевательств, однако мы знаем, что сила духа народа может прекратить страдания. Т. Шевченко высказывает мнение о необходимости объединения народов ради обретения свободы. «Борітеся - поборете!» - это лозунг, высказанное в поэме, становится крылатым выражением. Не является ли это свидетельством его правдивости?
Монолог колонизатора в поэме «Кавказ» можно считать вершиной саркастической литературы, и не только украинской, но, без преувеличения, и мировой. Колонизатор обращается к горца, уверяя его, что он будет иметь свой хлеб, однако не понимая, что гордому и красивому горному народу больше нужна духовность и воля, чем материальный достаток. Потому что значит-хлеб, когда ты чувствуешь себя рабом, а хлеб этот получаешь с чьей-то «хозяйской» руки, бросает тебе его, словно собаке? Восхитившись величием России, «оратор» хвастается христианскими добродетелями русского народа, богатством и красотой престолов (забыв почему-то про низы, что страдают в нищете)... Чего стоит только «Сибирь неісходима»! Так, «неісходимість» Сибири увидели воочию много талантливых прогрессивных мыслителей и людей искусства, которым «повезло» родиться в порабощенных народах и еще более «повезло» иметь острый ум и свободолюбие. Имперский колонизатор с восторгом замечает, как на всем пространстве его необъятной Родины «на всех языках все молчит» - молчат онемевшие и закованные народы, молчат и сами россияне с низов, потому что не имеют времени, как говорят, на небо взглянуть за тяжелой работой... Почему все молчит? Конечно, «ибо благоденствует...»
Поэма «Кавказ» является настоящим шедевром, потому что она не только полна глубокого смысла и гражданского патриотического пафоса, но и написана в непревзойденном саркастической манере. Это произведение является очень известным в Грузии, он переводился на многие языки, высоко оцененный критикой. Кроме того, он содержит такую простую, но такую важную идею единения ради общего блага и ради преодоления несправедливости.