Краткое изложение произведения
ПОЭЗИЯ ИСТОРИКО-МЕМУАРНАЯ ПРОЗА Григорий Сковорода
Вступительные двери к христианской добронравности.
Философский трактат
Бог сделал нужное нетрудным, а трудное - ненужным. Нет ничего слаще для человека и ничего более нужного, как счастье. Счастье же в сердце, сердце в любви, любовь же в Законе Вечного. Если бы счастье зависело от места, времени и от плоти, то мы бы его никогда не нашли Счастья, как воздух и солнце, даются человеку даром. Счастье близко - оно в сердце и в душе твоей. К пониманию этого ведет наша десяти глава разговор.
Председатель И. О Бога. Мир состоит из двух натур: видимой и невидимой. Видимая - это все твари, невидимая - Бог, который еще в древних народов называлось всемирным разумом, или натурой, существованием, вечностью, временем, судьбой, неизбежностью, фортуной и др. У христиан это Дух, Господь, Царь, Отец, Ум, Истина.
Глава II. О вере всемирную. Во все века все народы верили, что есть какая-то тайна, какая-то сила, что всем владеет и всем руководит. Подданный может ошибаться и считать лакея за самого господина, но никто не будет противоречить, что есть настоящий господин, которого подвергнут и в глаза не видел.
Глава III. Промысел общий. Бог держит целый мир, как часовщик часы. Одушевляет, кормит, упорядочивает, обороняет, а затем вновь возвращает в грязную материю - в землю. Поэтому его называют еще математиком, геометром или гончаром.
Глава IV. Промысел особый для человека. Натура подобна лучшей архитектурной симметрии, модели. Если род, город, государство построено по такой модели, то она бывает раем, небом, домом Божьим. И если человек построит свою жизнь по такому образцу, то будет в нем святыня и благочестия. Лицо Божье, отразившись в душе нашей, превращает нас из диких и безобразных животных в людей, способных к общественной согласия, незлобних, сдержанных, великодушных и справедливых.
Всемирный разум, высшая Премудрость или Бог, сделали так, что мы отличаемся от зверей милосердием и справедливостью, а от скота - сдержанностью и умом.
Не пытайся понять, как эта Божья Премудрость родилась, откуда взялась; вдовольняйся видимым, прислушайся к пророкам, голосом Божьим говорят людям о Законах Божьих.
Глава V. О Десятисловіє. Пусть не будет у тебя богов других, кроме меня; не сотвори себе кумира; не поминай имя Божие напрасно; помни день субботний - поклоняйся Богу не самыми пустыми церемониями, а настоящим делом, искренне принимая образец из Него. Верь, что сам себе вдесятеро пользу делаешь, когда помогаешь другим. Почитай отца своего; не убивай; не прелюбодействуй; не крадь; не посвідчуй фальшиво; не желай жены ближнего твоего...
Посвяти свое сердце искренней любви и не дай посіятися в нем зернам злых намерений.
Глава VI. Про истинную веру. Чтобы закрылась в тебе бездна беззакония, нужна вера. При ней должна быть надежда. Часто ее представят в образе женщины, держащей якор. Эти добродітелі ведут человеческое сердце к пристани любви.
Глава VII. Благочестіє и церемония - вещи неодинаковые. Сила всего Десятисловія умещается в одном имени - любовь. Она является вечным союзом между Богом и человеком. Эта Божественная любовь имеет внешние признаки, которые называются церемониями. Если же эта маска не прячет в себе истинного, то остается самая лицемерная фикция, шелуха при зерне.
Глава VIII. Закон Божий и предание (традиция) - вещи неодинаковые. Закон Божий - плод, а перевод - листья. Закон Божий - сердце человека, а перевод - фиговый листок. Иногда люди об этом забывают, смешивая чистое с нечистым.
Глава IX. Страсти или грехи. Страсть губительна, болезненный воздух в душе. Это безпутне вожделения видимостей. Величайшим грехом является зависть, а также ненависть, злопамятство, гордость, подобострастие, неситість, скука, раскаяние, грусть и другой неусыпный червь в душе.
Глава X. О любви или щиросердечнисть. Бездны грехов противоречит щиросердечнисть, плодами которой являются: доброжелательность, незлобність, привязанность, кротость, искренность, благонадежность, безопасность, удовлетворенность.
Кто имеет такую душу, тот будет жить в мире, милосердии и веселости.
Комментарий
В баснях, философских трактатах Г. Сковорода выступает за чистоту человеческой души, за соблюдение Божьих Заповедей, которые сделают человека по-настоящему счастливым. Он призывает жить в гармонии с природой, стремиться к самопознанию и самосовершенствованию, к неусыпного труда в той отрасли, к которой у человека есть природные наклонности и способности.
|
|