УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Чем отличается конфликт в драме от конфликта в эпическом произведении?
В эпическом произведении рассказывается о конфликте, в лирическом он воспроизводится через переживания, а в драматическом конфликте представлен Нитяной (зрителю). На передний план в драме получается столкновение устремлений, "<ми героев. Драматический сюжет более напряженный, чем эпическим, полон неожиданностей, осложнений действия. Гостроконфліктні ситуации является основой драмы.
В пьесе И. Котляревского «Наталка Полтавка» - одна сюжетная линия, которая раскрывает драму любви бедной дев-чины-крестьянки: ее пытаются разлучить с любимым и заставляют пожениться с богачом-нелюбимым. Наталка ждет суженого Петра и мечтает связать с ним свою судьбу. Но на пути к женитьбе становится имущественное неравенство (Петр беден и поэтому вынужден пойти на заработки), а затем и возный, богатый судебный чиновник, который пытается заставить Наташу выйти за него замуж. В сценах разговора Наташи с возним, возного - с выборным возникает конфликт как столкновение различных стремлений: желание возного жениться, с одной стороны, и сопротивление этому Наташи - с другой. Кто победит? Вернется ли Петр? Как он отреагирует на ухаживания богача до своей невесты? Эти вопросы находят свое решение в следующей действия, что разворачивается динамично и напряженно. Особую роль в этом играет слово, 5о само по себе раскрывает характер и его проявления. Речь героев яркая, образная, она эмоциональнее, напряженнее, между в эпическом произведении, побуждает к действию, более того - заменяет ее, является ею. Такая своеобразная черта слова в драме определяет и особенность ее сюжета: реплика героя равна его поступка, а поступок заменяет реплику. Вот финал разговора Наташи с матерью: «Не плачьте, мама! Я покорюсь вашей воле и для вас за первого жениха, вам угодный, пойду замуж; перенесу свое горе, забуду Петра и не буду никогда плакать». В этих словах - драма Натальиного сердца, которое разрывается между любовью к матери и глубоким чувством к Петру. Социальный конфликт, однако, завершается счастливой развязкой: возный отказывается от своего замысла, и мать благословляет Наталью и Петра.
Когда мы читаем роман, повесть или новеллу, то переносимся из современности в прошлое. А действие драматического произведения происходит на наших глазах, даже когда речь идет о отдаленные исторические эпохи. Зритель становится свидетелем того, что творится на сцене, будто его участником именно потому, что конфликт в драме предстает не через рассказ о нем, а в показе его.
|
|