Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Новелла (итал. novella, от лат. novellus - новый) - небольшое по объему прозаическое эпическое произведение о необычную жизненную событие с неожиданным финалом, сконденсованою и ярко вималюваною действием. Н. свойственны лаконизм, яркость и меткость художественных средств. Среди разновидностей эпического жанра Н. отличается строгой и устойчивой конструкцией. В композиционных канонов Н. относятся: наличие строгой и згорненої композиции с ярко выраженным композиционным центром (переломный момент в сюжете, кульминационный пункт действия, контраст или параллелизм сюжетных мотивов и т.д.), преимущество сюжетной однолінійності, сведение к минимуму количества персонажей. Персонажами Н. есть личности, как правило, вполне сформировавшиеся, попавших в необычные жизненные обстоятельства. Автор в Н. концентрирует внимание на изображении их внутреннего мира, переживаний и настроений. Сюжет Н. простой, чрезвычайно динамичный, содержит в себе момент ситуационной или психологической неожиданности. Н. появилась в XIV-XVI вв. в Италии, хотя корни ее восходят древних литератур Запада и Востока. В эпоху Возрождения Н. -- это небольшой рассказ, нередко с юмористическим или сатирическим окраской, что передавало "новости дня" (отсюда и название жанра). "Декамерон" Дж. Боккаччо является характерным циклом Н. той эпохи. Не без влияния Боккаччо появляется сборник Н. Маргариты Наваррской "Гептамерон" (1558). В XVII ст. Н. представляет М. де Сервантес ("Назидательные новеллы", 1613). Но наибольшего расцвета она достигает в XIX ст. Собственно, тогда и в XX в. продолжают развиваться ее разновидности - психологическая, фантастическая, сенсационная и др. Н. Непревзойденным мастером остросюжетных Н. XIX в. был П. Мериме ("Матео Фальконе", "Таманго", "Коломба", "Кармен"). В русской литературе XIX-XX вв. Н. достойно представляют 0. Пушкин, И. Тургенев, И. Бунин, в польской - Бы. Прус, Г. Сенкевич, С. Жеромський. В украинской литературе имеем разнообразие жанровых форм Н.: психологическую, сенсационное (В. Стефаник), лирическую (Б. Лепкий), социально-психологическую, лирико-психологическую (Г. Коцюбинский), философскую, историческую (В. Петров), политическую (Ю. Липа), драматическую (Г. Косынка) и др. Представленные в украинской литературе также лирическая повесть в Н. (Арк. Любченко, "Вертеп"), аллегорическая повесть Н. в притчах (Г. Михайличенко, "Голубой роман").