Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ОЛЕСЬ ГОНЧАР
С какой целью Олесь Гончар обращается к ретроспективному воспроизведения событий войны в романе «Циклон»?

В романе «Циклон» отдельная человеческая судьба становится объектом пристального внимания писателя, что в значительной мере предопределяет «загруженность» произведения воспоминаниями. Размышления о гармонии бытия, мир на планете, человеческое счастье, призвание искусства Олесь Гончар пропускает сквозь «я» героев, которые вспоминают прожитые годы, ищут в прошлом уроки для современник), с тревогой заглядывают в будущее. Сила человеческого духа - главная мысль «Циклона», которая пронизывает всю его структуру. Именно попытка прозаика можно шире охватить современные проблемы и духовные искания современника предопределяют композиционные особенности романа. Раскрытию неистребимости человеческого духа писатель подчиняет и жизненный материал, который лег в основу сюжета произведения, и принципы его связи.

В центре романа - болезненные поиски режиссером Богданом Колосовским необходимого ракурса изображения, ярких героев и эпизодов будущей кинокартины. Создание сценария он считает главнейшей задачей. Подготовка к съемкам фильма вызывает у него заостренные воспоминания прожитых военных дней, напряженную работу памяти, поток ассоциаций. Именно по законам ассоциативного мышления строит свое сочинение Олесь Гончар. Две части романа - это прочный сплав воспоминаний главного героя о жестокий водоворот военных событий: кровопролитные бои, ад плена и подневольного жизни, его болезненных размышлений о человеке, силу ее духа, об искусстве и будни членов съемочной группы - наших современников. Через воспоминания Колосовского автор изображает события, которые случились с ним и его товарищами в течение определенного времени - от окруженских ночей (роман «Человек и оружие») к мытарств на Холодной Горе («Циклон»). Динамическая картина ретроспективных эпизодов дополняется в первых четырех разделах калейдоскопом случаев с послевоенной жизни Богдана Колосовского, обозначенных его становлением как художника.

В каждой из временных линий события изображены в определенной хронологической последовательности. Настоящее - это подготовка главного героя и всей группы к съемкам будущего фильма, сами съемки, четкий ритм которых нарушил циклон. Прошлое в романе представлено воспоминаниями режиссера о годах войны, о боевых товарищах. И это не просто воспоминания, а материал для будущего фильма, что предопределяет и принципы отбора этого материала (главным героем-режиссером), и его изображение (писателем). Временные смещения в форме воспоминаний-ретроспекцій становятся композиционным принципом произведения. Прошлое и настоящее переплетаются, возникают хаотически, но этот хаос на самом деле определенный художественной логикой сюжета. Олесь Гончар, будучи писателем чрезвычайно чувствительным к потребностям и запросам современности, день нынешний не представляет без связей с прошлым как основой настоящего. Композиционным сочетанием разновременных событий автор подчеркивает «золотых эстафетах жизни», на преемственности человеческого в человеке. Так писатель-романтик изображает человека во времени и время в человеке.