Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Реализм (лат. realis - вещественный, действительный) - один из идейно-художественных направлений в литературе и искусстве XIX в. Начиная с 30-х, получило развитие во Франции, затем в других европейских литературах. В отличие от романтизма, который сосредоточивал внимание на внутреннем мире человека, основополагающей для Г. становится проблема взаимоотношений человека и среды, влияния социально-исторических обстоятельств на формирование духовного мира (характера) личности. Вместо интуитивно-чувственного мировосприятия на первое место в литературе выдвигается познавательно-аналитическое начало, а типизация действительности утверждается как универсальный способ художественного обобщения. Литература становится средством познания человеком себя и окружающего мира, приобретает аксиологического (идеологического) звучание. Принцип верности реальной действительности осознается как критерий художественности, как сама художественность. Определяющими для Г. были стремление к объективности и непосредственной достоверности отражения, последовательное соблюдение міметичних принципов (художественное воспроизведение жизни "в формах самой жизни"), переориентация с прошлого на современность, конкретно-исторический подход к явлениям действительности и понимание истории как поступательного развития (прогресса), правдивость в изображении деталей, вера в гуманистические идеалы, конфликтность (драматизация) как сюжетно-композиционный способ формирования художественной правды, преобладание прозаических жанров в литературе (роман, повесть) и др. На формирование реалистичного мировоззрения оказали влияние философия позитивизма, развитие естественных и общественных (экономика, социология, психология) наук и др. Слово "Г." известно еще со средневековых времен. В схоластической философии реализмом назывался направление, которое, в противоположность номинализма, приписывал абстрактным понятием (універсаліям) реальное существование. В конце XVIII в. понятиями "реализм", "реалист" обозначается определенный тип мышления и поведения (практичность, здравый смысл), отличный от типа "идеалиста", мечтателя. С конца 20-х XIX в. термин "Г." начинает употребляться французской критикой в отношении "новой школы" в литературе, в отличие от "литературы идей" (классицизм) и "литературы образов" (романтизм). Первого теоретического обоснования как направление в литературе и искусстве Г. приобретает благодаря художнику Ж.-Д.-Г. Курбе, который в предисловии к каталогу выставки своих полотен под названием "Реализм" (1855) обосновал программные принципы реалистического направления, и писателям Шанфльорі и Л.-Е.-Е. Дюранти, которые выступили с теоретическими декларациями в сборнике "Реализм" (1867) и журнале "Реализм" (1856-57). С этого времени понятие "Р." становится широко используемым как в художественной практике, так и в литературной критике и эстетике. Выдающимися представителями Г. были 0. де Бальзак, Стендаль, Ч. Диккенс, Г. Флобер, В. Теккерей, М. Гоголь, Т. Шевченко, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, И. Франко, Б. Гринченко, А. Конисский и др. В литературоведении существуют различные концепции и толкования P., его содержания, направлений, хронологических рамок. Одни исследователи считают Г. свойственным литературе и искусству испокон веков, выделяя "античный P.", "ренессансный P.", "просветительский P.", "P. XIX ст.", "Г. XX в."; другие связывают его возникновение с эпохой Возрождения или семейно-бытовым романом XVIII в. Существуют теоретические версии "Г. без берегов", "наивного P.", "магического P.", выделяют "этнографически-бытовой P.", национальные разновидности P.; рассматривают Г. как художественный метод, художественную систему, тип художественного мышления и творчества.