Рифма (греч. rhythmos - мерность, соизмеримость, согласованность) - суголосся окончаний в смежных и близко расположенных словах, которые могут быть на месте клаузул или находиться в середине віршового строки. Г. как звуковое, а не графическое явление, охватывает ритмический акцент и следующие за ним звуки (ржавая - государство), даже группы слов (сложная P.: характерника - причудливый кат), изредка - целые строки (панторима), тесно связывается с ритмомелодикою, лексикой, синтаксисом, строфікою стихотворной речи. Несмотря на то, что ей отводится главенствующая роль в лирической композиции и строфотворенні, она выполняет и другие функции: эстетическую, мнемотехнічну, магическую, ритмоинтонационную, жанрововизначальну. Г. также исполняется важным смысловым нагрузкам, углубляя основное содержание поэтического произведения:'
О Боже мой, мне такая печаль
и одиночество моя такая безграничная,
нет отечества. Глаз осторожно
ощупывает дорогу - между провалов (в. Стус).
Здесь, несмотря на последовательность рифмовки данной строфы (кольцевое и смежное), соответственно в более прямой форме раскрывается экзистенциальное переживание поэта: печаль - (между) обрыва; безграничная - осторожно. Одновременно Г. отражает и определенные нюансы, скрытые в основном поэтическом тексте. Поэтому считать ее за версифікаторську украшение безосновательно. Как свидетельство благородного вкуса и интеллектуальной изобретательности, Г. указывает на неисчерпаемые возможности одухотворенной версификации, даже в пределах канонических форм, на преодоление шаблонности банальной, зуживаної Г. благодаря свежей, изысканной, неординарной. По месту ритмического акцента (ударения) в суголосних словах Г. делятся на окситонні (мужские), парокситонні (женские), дактилічні и гіпердактилічні, по качеству созвучий бывают богатые и бедные, за полнотой суголось - точные и приблизительные, по расположению в строфе - смежные (парные), перекрестные, кольцевые (охопні), тернарні, кватернарні, за игрой значений - каламбурні, в зависимости от интервала или за отсутствием его. Иногда случается різнонаголошена Г. Правя по основной фактор строфотворення, Г. распространена и в астрофічному стихи, может не употребляться в строфе (белый стих, белый сонет). Подавляющее большинство произведений современной поэзии - рифмованная, однако античной версификации Г. была почти не известна, хотя иногда случалась (двустишие Горация в "Послании к Пізонів"). Считается, что Г. запровадилася пізньолатинською (христианские гимны IV ст.) и старогерманском ("Книга Евангелий" Отфрида, 862) поэзией, а с тех пор, с IX в., претерпела распространение и канонизации. Слово "рифма" в ряде языков было мужского рода (немецкий, польский) и женского (итальянская, испанская, французская, английская, русская, украинская), иногда применялось в значении "стихотворение" (Италия, Испания). В эпоху классицизма, ориентированную на антику, состоялась деканонізація P., что сказалось на творчестве Ж. Расина, Ф.-Г. Клопштока, позже - Ф. Гельдерлина, романтика по мироощущению, однако устранить ее из поэзии не могли. И сегодня она сосуществует рядом с нерифмованным стихом, проявляя свой неисчерпаемый потенциал.
|
|