Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Николай Хвылевой

(1893 - 1933)



НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ

Дополнительная биография

Николай Хвылевой - украинский прозаик, поэт, публицист, один из основоположников послереволюционной украинской прозы. Родился Николай Григорьевич Фитилев (такое настоящая фамилия писателя) 13 декабря 1893г. в поселке Тростянец, ныне райцентр Сумской области. Участвовал в первой мировой и гражданской войнах, с 1921p. - живет и работает в Харькове, где активно заявил о себе как один из организаторов литературно-художественной жизни, член-основатель многих тогдашних литературных организаций - “Закалки”, “ВАПЛИТЕ”, “Пролітфронту”.

Циклы памфлетов М. Хвылевого - “Камо грядеши?”, “Мысли против течения”, “Апологеты писаризму”, полемический трактат “Украина или Малороссия?” сконденсували в себе все многообразие мнений и идейно-эстетических исканий периода литературной дискуссии в Украине (1925 - 1928 pp.). Эти публицистические произведения (а также его роман “Вальдшнепы”) вызвали острую реакцию вульгарно-социологической критики и партийных ортодоксов.

Центральной для Волнового - полемиста и публициста - была проблема исторического бытия Украины, украинской культуры. Отрицая москвофильские тенденции части тогдашних литераторов, Волновой провозглашал ориентацию на Европу, на стили и направления европейского искусства. “От русской литературы, от ее стилей украинская поэзия должна как можно скорее бежать. Поляки никогда бы не дали Мицкевича, когда бы они не покинули ориентироваться на московское искусство. Дело в том, что русская литература тяготеет над нами в веках как хозяин положения, который приучал нашу психику к рабскому подражанию... Наша ориентация - на западноевропейское искусство, на его стиль, его приемы”.

Первые поэтические сборник М. Хвылевого - “Молодость” (1921), “Предрассветные симфонии” (1922), поэма “В электрический век” (1921), которые были обозначены влиянием неоромантизма и импрессионизма, получили достаточно высокую оценку тогдашних литературоведов (С. Ефремов, Ол. Дорошкевич), но наиболее полно свой талант М. Волновой раскрыл в жанре новеллы или рассказы (преимущественно короткого, с выразительным лирико-романтическим или импрессионистическим окраской). Сборник его прозаических произведений “Синие этюды” (1923) стала качественно новым этапом в развитии тогдашней украинской литературы, открыла для нее новые эстетические горизонты. Центральной для творческой манеры М. Волнового остается проблема человека, человека в его отношениях с революцией и историей, человека, который спізнала весь трагизм бытия современного ей мира. В человеческой массе, в гуще революционных событий писатель выделяет, прежде всего, человеческую индивидуальность с ее порывами к высокой, порой недосягаемой цели, однако он не смыкал глаз и на драматическую несоответствие проголошуваного высокого идеала и его реального воплощения. Романтически окрашенные герои Волнового чаще всего вступают в острый конфликт со своим временем, его одномерным обыденностью. Редактор Карка - главный герой одноименной новеллы - лишь в своих мечтах возвращается к времени национальной революции, когда мир существовал еще в своей целостности, не разорванным между мечтой и реальностью. Но его персонажи - это не только жертвы истории, порой они сами, своими действиями вызывают ее трагедийность. Конфликт гуманизма и фанатизма осмысливается здесь в всей своей полноте. Для чекиста - главного героя новеллы “Я (Романтика)” - такой конфликт предстает в своей особой остроте: во имя абстрактной идеи, в имя доктрины он должен собственноручно расстрелять свою мать, но уничтожение другой личности - это одновременно и уничтожение своего человеческого естества, в такой ситуации неизбежного выбора перед героем встает дилемма: самоуничтожение или возрождение человеческого, гуманистического начала, возрождения, прежде всего, в себе самом. Эмоциональное впечатление от произведения усиливается и тем, что это - исповедь героя, рассказ от первого лица. Вообще, для М. Волнового было характерно разрушение традиционных сюжетно-повествовательных моделей украинской прозы. Система разорванных фраз, живописные эпитеты, своеобразная ритмическая организация прозы - это признаки его лирико-орнаментальной манеры письма. Именно такой стиль характерен для большинства его новелл и рассказов, он помогает автору радикально разорвать с элементами народническо-просветительской традиции.

Однако писатель вынужден был существовать в условиях творческой несвободы. Волнового обвиняли в антипартийности, “украинском буржуазном национализме”, “попытке оторвать украинскую культуру и литературу от культуры русской”. В атмосфере безумного травли, предчувствуя приближение тотального террора, М. Волновой покончил жизнь самоубийством 13 мая 1933p.

 

 

 

Николай Хвылевой

(1893 - 1933)

 

Непревзойденный мастер малой прозаической формы М. Волновой вытворил в нашем писательстве собственный стиль, своеобразный разновидность лирико-романтической, импрессионистической новеллы. На середину двадцатых лет он стал признанным лидером целого литературного поколения и был неизменным детонатором острой критической полемики о путях развития послереволюционной украинской культуры, в частности основал знаменитую литературную дискуссию 1925 - 1928 pp.

Родился Г. Фитилев (настоящая фамилия писателя) 13 декабря 1893г. в поселке Тростянец на Харьковщине (теперь Сумской области); учился в начальной школе, в Богодуховской гимназии. Участвовал в первой мировой войне, именно в окопах, среди солдатской массы упрочиваются его демократические, частично большевистские симпатии. С 1921p. - он в столичном Харькове, где дебютирует как поэт. Самобытный голос автора сборников “Молодость” и “Предрассветные симфонии” не потерялся в поэтическом разнообразии первых послереволюционных лет. И все же за творческим дарованием М. Хвылевой был прозаиком, он сам это скоро почувствовал и после выхода второго сборника к поэзии обращался лишь эпизодически.

Появление “Синих этюдов” (1923) произвела ошеломляющее впечатление, они были встречены наиболее авторитетными тогдашними критиками как явление значительное и вполне новаторское. “Из Волнового бесспорно интересная фигура именно с художественной точки зрения: еще не произведенная, не вырезанное, не докінчена даже, но сильная”, - писал С. Ефремов. О. Дорошкевич считал, что сборник “Синие этюды” “приобрела автору славу первостепенного писателя”. О. Белецкий в известной статье “О прозе вообще и о нашу прозу 1925 года” назвал М. Волнового “основоположником настоящей новой украинской прозы”.

Новеллы прозаика привлекали не только тематической злободневностью, но и стилевой, художественной самобытностью, свидетельствовали утверждение новой манеры письма. М. Волновой начинал как неоромантик, хотя в новеллистике легко найти и влияния импрессионистической поэтики, и элементы экспрессионизма, даже сюрреализма. Виражальність в его ранних произведениях ощутимо превалировала над изобразительностью, это была проза музыкальная, ритмизирована, даже нередко алітерована, с очень сильным лирическим струей. Роль сюжета здесь очень незначительна, композиция довольно хаотичная. Ослабление структурных связей на композиционном уровне зато нивелируется ритмической организацией текста, введением сквозных лейтмотивов, выразительных символических деталей. Писатель был непревзойденным мастером в передаче непосредственных впечатлений, сиюминутных настроений через предметную или пейзажную деталь, через цепь ассоциаций.

Дальнейшая эволюция писателя была непростой, и романтический пафос постепенно заслоняли обличительно-сатирические мотивы, на смену восторженным гимнам революции приходил трезвый анализ реальной действительности, а следовательно и нотки осеннего сумму и безнадежности. Относительно настроений, авторских оценок не была однородной даже и дебютная сборник.

Отличались в “Синих этюдах” такие героико-романтические новеллы, как “Солонский Овраг”, “Легенда”, “Кот в сапогах”. В этих ранних произведениях, написанных в 1921 - 1922 гг., еще заметны следы ученичества. Герои-революционеры предстают скорее как символические обобщения, чем индивидуализированные характеры. Но М. Хвылевой был слишком прозорливым и честным художником, чтобы закрывать глаза на драматическую несоответствие между идеалом и его реальным воплощением. На протяжении всего творческого пути одной из важнейших для него была проблема расхождения мечты и действительности. А отсюда в его новеллах почти всегда два временные планы: неприглядное настоящее, все изъяны которого проступают очень остро, и противопоставлено ему вожделенное будущее или манящее прошлое. Основным композиционным принципом таких новелл, как “Синий ноябрь”, “Арабески”, “Сентиментальная история”, “Дорога и ласточка” (частично и “Повести о санаторійну зону”) является бинарное противопоставление реальных сцен и вимріяних, воображения и действительности, романтических взлетов и досадных приземлений.

Своеобразным ключом для раскрытия стилевой магии М. Волнового можно считать новеллу “Арабески” (1927).

Основной композиционный принцип “Арабесок” - противопоставление мнимых и реальных эпизодов. Новеллу можно прочитать как психологический этюд, как попытку отображения самого творческого процесса, фиксации потока сознания художника, полуосознанных идей и образов, “бесшумных шумов моих пестрых аналогий и ассоциаций”. Через авторскую сознание пропускаются картины действительности, реальные эпизоды: “Все, что здесь, на земли, потерялось в хаосе планетарного движения и только еле-еле блестит в сознания”, “и герои, и события, и приключения, что их совсем не было, кажется, идут и уже никогда-никогда не придут”.

Одним из важнейших в прояснении основной коллизии “Арабесок” является сюрреалистический эпизод сна. Герой бьет и бьет отвратительного крысы, но после каждого удара тот лишь увеличивается в объеме. Мастерски выписана аллегория предлагает различные прочтения. Можно ее трактовать как предостережение по поводу того, что попытки побороть зло за помощью насилия и зла - обречены. Зло и насилие не порождает добро, а лишь умножает зло на земле. Этот горький урок мечтах романтиками и осуществленной фанатиками революции, результатами которой воспользовалась “мировая сволочь”, Г. Волновой заключает недвусмысленно четко. Это, в общем, та же духовная коллизия, вокруг которой строится новелла “Я (Романтика)”. Попытка убить в себе человека, убить добро во имя фанатизма, во имя абстрактной идеи, даже если она внешне кажется величайшей ценностью, приводят не к торжеству идеала, а к перерождение человека в дегенерата, к потере ею самой своей сущности.

Отказ от традиционного описательного реализма вобрала для М. Волнового и установку на деструкцию художественного времени, характерную для современной литературы отказе от последовательного изложения событий, попытка через самые разные временные смещения, столкновения удаленных эпизодов, временных плоскостей, введение исторических аллюзий и ассоциаций достичь усиленных эмоциональных эффектов, смыслового “сгущения”.

Все романтические положительные герои писателя живут вне своим временем, в мечтах об идеальном будущее или в воспоминаниях о идеальное прошлое. Грезит прошлым редактор Шею, болезненно стремясь соединить разорванные исторические связи (“Редактор Шею”. “А я вот: Запорожье, Хортица. Зачем было бунтовать? Я ежедневно читаю голодные информации с Запорожье. И я вспоминаю только, что это была житница”). Карка, этого печального дон Кихота (кстати, образ дон Кихота - один из сквозных, наряду с образом Фауста, в творчестве Хвылевого), ужасает осознание, что революция, которой жертвовали себя целые поколения, ничего не изменила. Не находят себя в серой будничной эпохе Ульяна, Бьянка (“Сентиментальная история”), горбун Алеша (“Лілюлі”), у которого “глаза напоминают Голгофу”. Для всех этих революционных романтиков настоящего времени будто и нет. Они чувствуют себя заброшенными (в экзистенциалистском понимании данного термина) в это межвременье, в эту уродливую действительность, где можно лишь жертвенно терпеть (“не героические будни, а героическое терпение - так определяет ее Вероника с “Силуэтов”). Революционные романтики умозрительный замысел - силой осчастливить мир - поставили над самоцінністю человеческой индивидуальности, отбросили традиционную мораль - и за эту абстрактную иллюзию закономерной платой был крах надежд, ощущение опустошенности, когда вместо гармоничной действительности, которую они хотели завоевать, царили хаос и разруха.

Выразительное притчеве звучание имеет новелла “Сентиментальная история”. Несколько идеализированная героиня, чистая и наивная Бьянка, искренне увлеченная революционными преобразованиями, в огне которых погиб ее старший брат. Но быстро она убедилась, “что пришла какая-то новая дикость и над нашей провинцией зашумела модернизированная тайга азіатщини”. Новелла может быть прочитана как жизнеописание потерянного поколения, трагическая история безнадежных поисков утраченного времени.

У многих романтических произведениях писателя звучит тоска по этим потерянным временем, потерянным раем - кратким мигом воплощенного идеала. Это, в полном согласии с романтическим мировоззрением, период битвы, вооруженного восстания, высокого духовного порыва. Только легендарные дни, короткий миг согласования мечты и действительности персонажи Волнового считают своим, т е п е р и ш н и м временем, к которому постоянно обращены их ностальгические помыслы.

Что же касается надежды, то ее в мифологизированной мироздании прозаика символизирует Мария - человеческая и божья мать, материнское всепрощение и любовь. Это она появляется перед внутренним зрением коммунара-чекиста в первых строках новеллы “Я (Романтика)”: “Из далекого тумана, из тихих озер загірної коммуны шелестит шелест: то идет Мария”. ...“поистине моя мать - воплощенный прообраз той чрезвычайной Марии, что стоит на гранях неизвестных веков. Моя мать - наивность, тихая жура и благость безгранична”. Убив мать, герой оказывается среди мертвого степи, а над “тихими озерами загірної коммуны” исчезает светлое видение Богоматери. Мария - центральный гуманистический символ новеллы “Я (Романтика)”. В этом високотрагедійному произведении, не в сильнейшем прозаическом наследии писателя, автор бесстрашно анализирует одну из основных коллизий времени - коллизию гуманизма и фанатизма. Раскрывается противоречие между извечным идеалом любви и тем безоговорочным служением абстрактной идеи, доктрине, которое, словно ненасытный молох, в конце концов требует отречься от всего человеческого. В трактовке основного конфликта произведения заметен, в частности, влияние антропософських идей. Важным в художественной концепции новеллы есть и развенчания фальшивой романтики, которая заменяет собой традиционные этические ценности. Заполоненого сомнениями героя-чекиста, “главковерха черного трибунала коммуны”, М. Волновой ставит в экстремальную ситуацию неизбежного выбора. Раздвоенное существо Я-рассказчика раскрывается в его внутренних монологах, в всегдашней попытках самооправдание.

В непримиримой противоречия столкнулись самые святые для героя чувства: сыновняя любовь, сыновний долг перед матерью - и революционный долг, служение дорогой идеи. Он еще пробует как-то отсрочить роковое решение (“я чекист, но я и человек”), и весь предыдущий путь нравственных компромиссов делает развязку неизбежной. Герой перестает быть личностью, которая сама распоряжается собственной жизнью и собственными решениями, он становится винтиком и заложником могучей системы.

Даже в синівському праве в последний час “с матерью побуть наедине” герою уже отказано. Когда чекист подходит ночью к окошку маминой камеры, рядом мигом вырастает фигура часового-дегенерата, “верного пса революции” на чатах. Герой тоскливо подумал: “Это сторож моей души” и покорно побрел прочь. Именно этот эпизод стал, очевидно, моментом окончательного слома. Неспособному на бунт, на отстаивание себя как суверенной личности, герою остается только выполнить волю системы, сделать то, чего от него ждут недремні стражи его души: “Тогда я в неге, охваченный пожаром какой-то невозможной радости, забросил руку на шею своей матери и прижал ее голову к своей груди. Потом подвел маузера и нажал спуск на висок”. Абстрактному идолу будущего принесено наибольшую жертву и самое большое преступление - матереубийство. Чекиста торжественно поздравляет дегенерат - этот идеальный представитель общества, которому нужны не полноценные и независимые люди, а ослепленные фанатики. Ценой преступления рассказчик окончательно примкнул к них.

Прекрасная “загорная коммуна” была для М. Волнового идеалом гуманизма, гармоничной мирозданием, где все - ради человека. Его вера в коммунизм - это вера в грядущее торжество гуманизма. Но на реках невинной крови не могло предстать гуманное общество - это трезвое предупреждение звучало тогда и в Г. Волнового, и в П. Тычины, и в Есть. Плужника, и в Г. Кулиша, этим пафосом гуманизма проникнута вся литература расстрелянного возрождения.

М. Волновой-романтик умел быть и внимательным наблюдателем, аналитиком послереволюционной действительности. Критический, сатирический струя появляется уже в ранней его прозе. Небольшим же повести “Иван Иванович” (1929) писатель показал виртуозное владение сатирическим жанром. Острая ирония, уничтожающий сарказм писателя направленные против все тех же вечных обывателей, мировой сволочи, которая воспользовалась плодами революции и проникла во все соты нового общественного организма.

О чиновного Ивана Ивановича читаем, что этот “образцовый член такой-то коллегии, такого-то треста” был совсем чужой буржуазным привычкам. Признавал он только “батально-героические и мажорно-реалистичные фильмы”, конечно же, советского производства. Кухарка у него не какая-то там старорежимная, а “член местного харчосмаку”, и герой, достаточно скромный человек, “никогда не требовал отдельного спальни для кухарки”, несмотря на трудности с жильем. Эти детали, словно поданные с точки зрения героя, настолько выразительны сами по себе, что не нуждаются в авторских комментариев.

Всего в творческой эволюции писателя можно достаточно четко выделить два этапа. Первый - это романтический, лирико-импрессионистическая, в основном безсюжетна проза. Второй, начало которого можно датировать примерно 1926 - 1927 гг., - это период постепенного перехода к врівноваженішої конкретно-реалистической манеры письма, овладение мастерством сюжетобудови в крупных прозаических формах, а вместе с тем и усиление иронических, сатирических интонаций.

Уже опубликована в начале 1924p. “Повесть о санаторійну зону” была многообещающей заявкой молодого писателя на овладение жанрами “большой” прозы. Хотя написано произведение в той же, присущей раннему Волновом, лирико-импрессионистической стилистике. Здесь возникает целая галерея лишних людей, вчерашних пламенных борцов за новую жизнь, в котором им теперь нет места. И сама отгорожена от мира “санаторійна зона” - олицетворение последнего пристанища этих разочарованных, отброшенных на обочину героев. В загородном санатории собираются разные люди, в основном неудачники или надломлены жизнью бывшие борцы, которые болезненно переживают крушение идеалов.

Обитатели санатория сами в основном осознают собственную обреченность, несовместимость с эпохой, правда, относятся к этому по-разному. Найтверезіше смотрит на вещи Анарх, недавний боец революции, ее “карающий меч”, который, пережив крах своих идей и иллюзий, оказался теперь на положении беспомощного больного: “Когда хотите, - говорит он, - теперь меня мучает не столько мещанская нашествие, сколько сознание того, что я лишний и вредный человек. Раньше, в другие века, были лишние люди, а теперь эти лишние не только излишни, но и вредны”. Все та же роковая расхождение между мечтой и действительностью так истощает Анарха, что он перестает различать где жизнь, а где удивительные фантомы, порожденные измученной психикой, теряет ощущение реальности. Не находят применение своим силам не только те, кто, как Анарх, пережил мировоззренческий кризис, но и те, кто, как Хлонь или Катя, только вступают в жизнь. Молодой поэт Хлонь жалеет за тем, что “моя эпоха” “затуманила мой мозг и вдруг исчезла”. Действительность давала якнайреальніші основания для уныния. Неспособным что-то изменить, многим героям М. Волнового единственным выходом видится самоубийство.

Но страшнее, опаснее в обществе есть даже не те, кто кается, преломляется под бременем совести, а те, кого совесть уже не мучает, кто в своей катівській деятельности видит смысл жизни. Это Анархова подруга Майя, тайная чекистки, которая выполняет в этом тихом закутке до абсурда необычную роль.

Молодая женщина фанатично отдалась борьбе, все принесла этому в жертву. В повседневной жизни Майя решается на позорные поступки: “Вы понимаете? Я просто привыкла выслеживать, доносить. И поскольку других дел была постоянная индифферентность, и поскольку я всегда помнила, что охранці я отдала все, что могла, я не только полюбила эту дело - сто чертей! - не могу без нее жить”. Шпионаж становится потребностью души, единственным средством самоутверждения.

Летом 1926 г., в разгар литературной дискуссии, появилась в свет первая часть романа “Вальдшнепы”. Его персонажи, так же неутомимо полемизируя, доискиваются ответов на самые острые вопросы своего времени. Речь идет о болезненных проблемах национального бытия, национально-культурного возрождения Украины, о осмысление непростых уроков революции. Дмитрий Карамазов - недавний ее участник. Он является представителем той романтической молодежи, и духовно формировалась во время революции. Крушение идеалов приводит Дмитрия к глубокой депрессии. Он - “вечный оппозиционер”, он пробует пересмотреть и переоценить свои взгляды, но не может отказаться от дорогой для него идеи национального возрождения. Однако эта идея противоречит партийной политике. Итак, украинские революционные интеллигенты оказываются на страшном распутье. Это - трагедия поколения, трагедия самого М. Волнового.

Сочувствуя отчаявшимся, измученным сомнениями современникам, писатель (насколько можно судить, не зная полного текста произведения) связывает надежды на будущее с новым поколением сильных, волевых людей. Окутана дымкой таинственности “московка” Аглая (потомок, как следует из ее воспоминаний о знаменитом прадеде, древнего казацкого рода) провозглашает культ новых людей, призванных к активному действию, “не той, что комсомолить в праздный (...), а той, что, скажем, Перовская”. Потому тысячи таких, как она, уже не могут жить без воздуха. Отсюда и отвержение провинциальности, свойственной национальном характере украинца мягкотелости - отвержение столь безоглядное, что в полемическом задоре для них лишним пережитком оказывается даже... Шевченко.

Прославление безумства храбрых, сильных личностей, призванных быть вождями, предводителями масс - новый мотив в творчестве прозаика. Понятно, что вложенное в уста героев не можно отождествлять с взглядом автора. И все же высказанные в романе идеи свидетельствовали о серьезном прочтения творчества Ф. Ницше, а с другой стороны - вісниківських статей Д. Донцова. Это заметно и в тогдашних памфлетах писателя. Так или иначе, ранние романтические концепции М. Волнового теперь во многом переосмысливаются. Это был, возможно, и не отступление от романтизма как такого, а новая трактовка романтического героя. Тот активный романтизм (романтика вітаїзму), который он пропагандировал, как раз и предусматривал ориентацию на сильную, деятельную личность.

Однако именно эти идеи, как и размышления о перспективах национального возрождения, после журнальной публикации романа были подвергнуты сокрушительной критике. Шестой номер журнала “Ваплите” (1927), где печаталась вторая часть “Вальдшнепов”, было сконфісковане, полного текста романа до сих пор не найдено. Это произведение воспринималось значительной частью тогдашней интеллигенции прежде всего как вещь публицистическая, как единственная возможность для опального автора еще раз обозначить свою позицию.

Своими памфлетами М. Волновой выразил значительной степени позиции всей творческой интеллигенции. Его статья “О “сатана в бочке”, или о графоманов, спекулянтов и других “просвитян” (1925), была весомым аргументом в знаменитой литературной дискуссии 1925 - 1928 pp. В то же время эта публикация раскрыла еще одну грань блестящего таланта М. Волнового - таланта несравненного памфлетиста, страстного полемиста. На протяжении 1925 - 1926 гг. появилась еще ряд памфлетов, объединенных в циклы “Камо грядеши”, “Мысли против течения”, “Апологеты писаризму”. Написан 1926p. памфлет “Украина или Малороссия?” был запрещен и стал известным читателю только 1990p.

Стиль М. Волнового-памфлетиста довольно своеобразный, он и здесь остается неповторимым художником. Афористичность высказанных лозунгов, богатство и разнообразие метафорической образности, исторических, литературных реминисценций, взвешенность аргументации, сочетание гневных инвектив с тонкой иронией - все это черты индивидуального стиля, которые позволяют оценить памфлеты М. Волнового как художественное явление.

Он выступает против засилье печально массовизма, профанации искусства, сведение его к роли идеологического обслуживания партийной и государственной политики. Автор нарушает вопрос об ориентации украинской культуры: Европа или Просвещение? Когда понятие просвещения олицетворяет здесь все отсталое, епігонське, Европу М. Волновой трактует не как географическую, а как психологическую категорию. “Это - Европа грандиозной цивилизации, Европа - Гете, Дарвина, Байрона, Ньютона, Маркса”, это - “психологическая категория, которая изгоняет человечество из “Просвіти” на большой тракт прогресса”. Антитезой к этой европейской культуры, фаустівського типа человека как олицетворение творческого начала, вечной жажды познания и обновления жизни выступает в Волнового “культурный епігонізм”, примитивизм гаркун-задунайских. Лелея надежды на расцвет украинского искусства, даже мессианскую роль своей молодой нации, писатель прежде всего подчеркивает необходимость избавиться вековечного назадництва, зависимости от “российского дирижера”.

И культурологические проблемы уже не брались оппонентами во внимание. Дискуссия набирала политического характера. Облака одной из самых страшных трагедий XX в. уже собирались над Украиной. Наступала пора горьких поражений и разочарований и для самого М. Волнового. Перестает выходить журнал “Ваплите”, а затем прекращает существование и сама организация. Писатель вынужден писать покаянные письма, клясться в верности коммунистической идеологии. Читать эти документы (в частности статьи, направленные против товарищей по перу, как против футуристов или С. Ефремова) горько и сегодня, и они дают представление, в которую тупик “героического терпения” был он загнан.

М. Волновой решается на последний шаг в своей изнурительной борьбе. Выстрел 13 мая 1933г. был трагической точкой в истории украинского возрождения послереволюционных лет. Однако все, совершенное им, осталось в сокровищницу украинской культуры как одна из непревзойденных ее страниц, как залог будущего расцвета, вимріяного М. Волновым.