Народное представление о кобзаря связано с образом странствующего певца. Этот образ перерос в символ украинского духа, объединил в себе его мощь и величие, мудрость и невпокореність, достоинство и искренность. Тарас Шевченко назвал свой первый поэтический сборник «Кобзарь», что свидетельствует о том, насколько важным был для его поэтического мира образ народного певца.
В своем творчестве поэт не раз изображал кобзаря, песни которого воплотили радости и горести народа. Мы встречаемся с ним в стихах «Тарасова ночь», «Гайдамаки», «Невольник», «Большой погреб». Но ярче всего он представлен в стихотворении «Перебендя». Казалось бы, беспризорность, старость, одиночество и слепота должны были бы вызвать у людей жалость к этому человеку. Но нет! Не жалким одиноким старцем бродит он по свету. Кобзарь нужен людям, он всегда найдет песню для любого слушателя:
С девушками на выгоне -
Грица и веснянку,
А в кабаке с парнями -
Сербина, Шинкарку...
...На базаре - о Лазаре,
Или, чтобы то знали,
Тяжело-тяжело споет.
Как Сечь разрушали.
Однако автор подчеркивает, что не в потакании человеческим желанием находит себя кобзарь. Иначе не наделил бы его поэт теми чертами, которые составляют образ народного певца: любовью к родному краю, ощущением причастности к исторической судьбе своей земли, бунтарским духом и глубокой мудростью. Балагур воспринимается не просто как странствующий певец, а как символ народного совести и исторической памяти. И когда он, перебирая струны, затянет думу, спрятавшись в степи среди казацких могил,
То сердце по воле с богом разговаривает,
То сердце щебечет господню славу,
А мысль, край света на облаке шишка...
В поэзии Шевченко перед нами встает еще один образ народного певца - сам поэт. Неслучайно Тараса Григорьевича часто называют Великим Кобзарем. Его мировоззрение - это мировоззрение выразителя дум и желаний народа, его стихи, в которых воплощены размышления о судьбе Украины и тяжелая жизнь угнетенного народа, созвучные с народной поэзией. Поэт часто использует один из жанров кобзарского искусства - думу.
Шевченко отстаивает право писать про свой народ, хотя это не принесет ни денег, ни официальной славы. Это позиция народного певца. Вспомним отрывок из исторической поэмы «Гайдамаки», где автор ведет полемику о чем «следует» и что «не следует» писать поэту:
Когда хочешь денег,
Да еще и славы, того чуда,
Пой о Матрьошу,
Про Парашу, радость нашу
...
Спасибо за совет.
Теплый кожух, только жаль -
Не на меня шит,
А розумне ваше слово
Ложью подбит.
Нет, не такого слова просит душа народного избранника. Духовная мощь, национальное самосознание и чувство ответственности диктуют ему упоминания о «дела незабытые дедов наших» («И мертвым, и живым...»). Она не во всем хорошая и славная, история родного края, - «сердце болит, а рассказывать надо», потому что народ без прошлого не имеет будущего. Поэтому и поет Кобзарь, хотя не ждет благодарности от слушателей:
И не помянет отец с сыном,
Не скажет сыну: «Молись.
Молись, сын: за Вкраину
Его замучили когда».
Пусть голос его затеряется в общем хоре, главное, чтобы эхо пения было засеяно в сердцах человеческих. И пока есть такие певцы, душа и совесть народная, есть надежда, есть будущее у Украины, потому что есть те, кто кладут на алтарь этого будущего собственный бессмертный талант:
Наша дума, наша песня
Не умрет, не погибнет...
Вот де, люде, наша слава,
Слава Украины!