Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ

Проблема исторической памяти народа (по поэме М. Вороного «Евшан-зелье»)

Каждый человек в мире является представителем своей нации, своего народа, а потому проблема исторической памяти народа, Которую нарушил М. Вороной в поэме «Евшан-зелье», актуальна и в начале XX века, и сегодня, в начале XXI века. А я так думаю, что и в дальнейшем ее патриотический пафос будет актуально звучать, ибо без прошлого не будет настоящего, а без настоящего не будет будущего.

Поэма писателя имеет летописную основу - и в этом тоже связь поколений и памяти народа о своих корнях. По летописной легенде, киевский князь Владимир Мономах взял в плен малолетнего сына половецкого хана. Выросши среди русичей, мальчик забыл свой народ, его традиции, язык. Окруженный любовью людей, которые были рядом с ним, парень жил, не тоскуя по своей родине. Но отец не может забыть, что где-то в далеком крае живет его сын, не зная, какого он рода-племени. Хан послал посланника с целью найти сына и вернуть на родину.

Такая летописная легенда, однако поэма М. Вороного имеет глубокий современный философский и социальный смысл.

Так случилось, что нас, украинцев, разбросала судьба по всей земле. Некоторые из нас живет в других странах, уважая их законы и традиции, забывая собственные. Поэтому поднятая поэтом проблема верности человека родному краю, своему народу и в конце XX - начале XXI веков является актуальной.

Обращаясь к современникам, поэт предостерегает их не запускать свой край, не быть безотцовщиной, помнить, чьими дети:

Определенную веру в идеалы

Тем, которые уже край свой родной

Зацурали, забросили.

Сам поэт тоже жил в эмиграции, но жить без своего народа не смог. Зная жизнь эмигрантов, поэт обращается к тех украинцев, которые отреклись родного языка, а в традициях своего народа видят что-то унизительное:

Где же того євшану взять,

Того зілля-привороту,

Чтобы на определенный путь натолкнется, -

Путь в край свой поворота?!

Дальновидность поэта в том, что он стремится найти пути, которые бы вернули сыновей к Матери-Родины:

Нет, про другое что-то говорит

То старый рассказ.

Между строками слов таится

В нем какое-то предсказание.

И действительно, к нам в конце XX века вернулась и наследство. Винниченко, О. Олеся, и М. Вороного, и В. Самчука, и Т. Осьмачки. Эти верные Украине люди никогда не забывали ее языка, своего края, были верными ее сынами. Судьба иногда бывает безжалостной, но это не дает человеку права забывать свои корни, свою Родину, свой язык.