Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Фольклорные источники повести М.М. Коцюбинского "Тени забытых предков"

"Тени забытых предков" является ярким образцом мастерского использования М. Коцюбинским богатейшей сокровищницы народного творчества.

В этой повести писатель с необычайной проницательностью воспроизвел своеобразие народного мировоззрения именно так, как он оказался в фольклоре.

М. Коцюбинского пленил волшебный уголок Карпат. Его восхищала сказочность края, величие природы, жизни гуцулов с их богатой фантазией и необычной психикой, их глубоко поэтическое, образное мышление.

Уже само название повести, над выбором которой долго размышлял писатель, содержит намек на загадочность, сказочность и дыхание веков.

Начало произведения простой, спокойный, как и положено эпосу или сказке. Но уже с первых слов повествования в ней появляется фантастический элемент. Беспокойный был новорожденный Ваня, и забобоння мать, не зная, чем это объяснить, считает, что ребенка ей подменили. Видимо, баба при родах "не обкурила где-то дома", "не засветила свечи", и ей подложили черт. Поэтому с первых дней своего рождения Ваня попадает в атмосферу фантастических народных верований, которые его родители унаследовали от своих, а те - от еще более древних предков.

М. Коцюбинский видит источники мифологических представлений гуцулов не только в древней традиции, идущей от предков, а и в особенностях самой горной природы и образа жизни среди нее. Природные явления становятся источником рождения фантастических образов. Так, в детстве и для Вани, и для Марички "весь мир был как сказка, полная чудес,

таинственная, интересная и страшная".

Во взрослом возрасте у героев фантастические представления не исчезают, а лишь приобретают другие формы.

Интересной является сцена первого появления Вани на лугах, среди овцеводов. Он находит их за разжиганием огня, причем древним способом - при помощи щепки и камня. Овцеводы не соответствуют гуцулові на его приветствие, потому что заняты священным делом. И только когда маленький огонек выскочил из скалки и "ватаг набожно поднял огонь и воткнул в костер", он обернулся и ответил на Иванково поздравления.

И это не прихоть, не причуда ватага, а сознательное обожествление огня. Потому что именно огонь должен в течение всего сезона выпаса овец защищать от всего плохого маржинку. Когда Иван возвращается с пастбища в село, то там еще остаются люди, которые "должны ждать, пока погаснет огонь, тот огонь долинный, что сам родился, как будто бог, сам

имеет и заснуть". . Поставив за цель показать психику гуцула, М. Коцюбинский соответственно к действительности наделяет его фантастическими представлениями о мире. И в обыденном факте, и в труде, и в песне - везде человек видит мистические силы. Фантастические образы повести призваны не столько создать романтическую историю, сколько передать особенности психологии характеров, духовного мира героев.

Любовь Ивана и Марички от самого начала было трагическим. Потому что оно было большим и сильным по жизни. 1 когда погибает Маричка, Иван не в силах пережить свою любовь, он тает на глазах. Зов любви и муки порождают в его душе иллюзии, фантастические образы, а впоследствии приводят к тому, что Иван, как и Маричка, потеряв бдительность, погибает от столкновения с дикой горной природой.

Рисуя непреодолимую силу любви, автор ищет его источники в таинстве природы, таинстве жизни, таинстве человеческой души, которая хранит в своих глубинах вековой опыт вплоть до верований наших далеких предков.

Повесть М. Коцюбинского - это будто сам голос души, что его хотел разбудить в каждом человеке великий писатель. Напомнить нам: мы тоже украинцы, и забытые предки каждый день говорят с нами родным словом, сказкой, легендой, поверью, песней, ростом травы и деревья, голосом воды.