"Тени забытых предков" является ярким образцом мастерского использования М. Коцюбинским богатейшей сокровищницы народного творчества.
В этой повести писатель с необычайной проницательностью воспроизвел своеобразие народного мировоззрения именно так, как он оказался в фольклоре.
М. Коцюбинского пленил волшебный уголок Карпат. Его восхищала сказочность края, величие природы, жизни гуцулов с их богатой фантазией и необычной психикой, их глубоко поэтическое, образное мышление.
Уже само название повести, над выбором которой долго размышлял писатель, содержит намек на загадочность, сказочность и дыхание веков.
Начало произведения простой, спокойный, как и положено эпосу или сказке. Но уже с первых слов повествования в ней появляется фантастический элемент. Беспокойный был новорожденный Ваня, и забобоння мать, не зная, чем это объяснить, считает, что ребенка ей подменили. Видимо, баба при родах "не обкурила где-то дома", "не засветила свечи", и ей подложили черт. Поэтому с первых дней своего рождения Ваня попадает в атмосферу фантастических народных верований, которые его родители унаследовали от своих, а те - от еще более древних предков.
М. Коцюбинский видит источники мифологических представлений гуцулов не только в древней традиции, идущей от предков, а и в особенностях самой горной природы и образа жизни среди нее. Природные явления становятся источником рождения фантастических образов. Так, в детстве и для Вани, и для Марички "весь мир был как сказка, полная чудес,
таинственная, интересная и страшная".
Во взрослом возрасте у героев фантастические представления не исчезают, а лишь приобретают другие формы.
Интересной является сцена первого появления Вани на лугах, среди овцеводов. Он находит их за разжиганием огня, причем древним способом - при помощи щепки и камня. Овцеводы не соответствуют гуцулові на его приветствие, потому что заняты священным делом. И только когда маленький огонек выскочил из скалки и "ватаг набожно поднял огонь и воткнул в костер", он обернулся и ответил на Иванково поздравления.
И это не прихоть, не причуда ватага, а сознательное обожествление огня. Потому что именно огонь должен в течение всего сезона выпаса овец защищать от всего плохого маржинку. Когда Иван возвращается с пастбища в село, то там еще остаются люди, которые "должны ждать, пока погаснет огонь, тот огонь долинный, что сам родился, как будто бог, сам
имеет и заснуть". . Поставив за цель показать психику гуцула, М. Коцюбинский соответственно к действительности наделяет его фантастическими представлениями о мире. И в обыденном факте, и в труде, и в песне - везде человек видит мистические силы. Фантастические образы повести призваны не столько создать романтическую историю, сколько передать особенности психологии характеров, духовного мира героев.
Любовь Ивана и Марички от самого начала было трагическим. Потому что оно было большим и сильным по жизни. 1 когда погибает Маричка, Иван не в силах пережить свою любовь, он тает на глазах. Зов любви и муки порождают в его душе иллюзии, фантастические образы, а впоследствии приводят к тому, что Иван, как и Маричка, потеряв бдительность, погибает от столкновения с дикой горной природой.
Рисуя непреодолимую силу любви, автор ищет его источники в таинстве природы, таинстве жизни, таинстве человеческой души, которая хранит в своих глубинах вековой опыт вплоть до верований наших далеких предков.
Повесть М. Коцюбинского - это будто сам голос души, что его хотел разбудить в каждом человеке великий писатель. Напомнить нам: мы тоже украинцы, и забытые предки каждый день говорят с нами родным словом, сказкой, легендой, поверью, песней, ростом травы и деревья, голосом воды.