История украинской литературы XIX века
Вступление
СОДЕРЖАНИЕ
В конце XIX ст., с одной стороны, завершается столетний период развития новой украинской литературы, а с другой - появляются новые ее качественные черты, которые приобретают развитие позже - в XX в. Таким образом, эпоха XIX в. представляет собой целостный комплекс традиций и новаторства в литературном процессе, объединенный, единством идейно-эстетических закономерностей.
В условиях ликвидации идеологического диктата, прямых и косвенных запретов исследования творчества ряда украинских писателей и художественных явлений авторский коллектив пытался объективно раскрыть условия появления первых черт новой украинской литературы, ее становления и формирования как художественного сознания народа, органически связанной с его общественно-экономическим, политическим и культурным жизнью, с развитием национального сознания, с борьбой за национальное и социальное освобождение. В условиях отсутствия собственного государства, колониального существования Украины в составе других государств без собственных политических и социально-культурных институтов украинская литература выступала едва ли не единственным средством сохранения и развития этнического самосознания, национальной самобытности и консолидации народа. Украинской литературе, по словам О. И. Белецкого, «... не пришлось быть только «искусством слова», она была еще в большей степени, чем литература русская, сразу всем: политической трибуной, публицистикой, философией, криком, плачем, стоном порабощенной народной массы».
Исходя из этого, а также учитывая то, что за всего индивидуального характера художественного обобщения оно всегда является общественным явлением, авторы данного курса истории литературы включают в рассмотрение, помимо собственно литературных явлений, сложный комплекс проблем социологического и философского плана. В то же время сосредоточение внимания только на социологическом подходе не может дать представления об основных закономерностях развития художественного сознания как относительно имманентного явления, которое непосредственно соотносится с общественно-историческим жизнью. Речь идет, следовательно, об обеспечении единства социально-исторического и эстетического подходов в освещении истории литературы. Последний предусматривает исследование своеобразия определенных литературных эпох, направлений и течений, так и составляющих их элементов - жанров, стилей, целостных художественных структур, особенностей образного мышления и др.
В развитии художественных направлений, что является характерной чертой литературного процесса нового времени, не только кристаллизуются ведущие интегрирующие тенденции и творческие принципы времени, но и (через творчество отдельных писателей) получают проявление различные идейно-эстетические тенденции, что в свою очередь накладывает отпечаток на дальнейшую эволюцию и динамику художественного мышления. В середине литературных направлений формируются стилевые течения и жанровые комплексы, характерные для литературы данного периода. Поэтому в этом пособии специально рассматриваются такие литературные направления и стилевые течения, как барокко, бурлеск, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм и др. При освещении литературных направлений, течений и отдельных периодов в развитии литературы применяется родовое и жанровое деление. Неся в себе как типологическое понятие общие родовые черты, жанры как историческое явление постоянно обогащаются за счет появления новых форм, нередко начинают свою жизнь с отдельного произведения. В жанрах отражается безнастанна изменение как предмета изображения в целом и человеческой личности в частности, так и средств художественного познания. Без изучения жанров как содержательной системы компонентов художественной формы, в которой синтезируется единство композиционной структуры и характер отношения автора к действительности, невозможно построение любого курса истории литературы.
В литературах нового времени в параметрах художественных направлений и течений функционируют различные стили, которые выступают как явление историческое. Для ранних этапов развития литературы, что исключали индивидуальное начало, характерными были «стиле эпохи» (Д. С. Лихачев). В новых литературах, обозначенных распадом канонических стилей, возникают направления и течения, объединяющие художников с общими стилевыми ориентирами. С развитием в литературе личностного начала внутри направлений и течений составляются индивидуальные стиле, что характерно для литературы XIX-XX вв. Таким образом, стиль является так же предметом рассмотрения данного курса литературы.
Постижение конкретного содержания литературного развития отнюдь не исчерпывается изучением литературных направлений, течений, жанров, стилей. Полнота и богатство его раскрываются в творчестве писателей. Писатель не только отражает в форме индивидуального стиля ведущие черты своего времени, общественно-исторический опыт личности, но и духовный опыт, богатство индивидуальных человеческих характеров, общечеловеческие идеалы и стремления. В этой связи история литературы, кроме обзорных разделов, касающихся характеристики определенных периодов, направлений, течений и родов литературы, содержит «литературные портреты», которые освещают творческую индивидуальность ведущих украинских писателей того или иного времени. В очерках-портретах конкретизируется информация, представленная в обзорных главах, и поэтому они помещены сразу после них.
Своеобразие национальной литературы, специфика ее исторического развития, выяснение сущности тех явлений, которые стали фактором внутреннего роста данной литературы, идейного и художественного обогащения, определение ее вклада в мировую литературу - не могут быть полностью раскрыты без сопоставления ее с другими литературой. Это дает возможность выяснения более широких закономерностей литературного процесса, которые в конечном итоге ведут к пониманию логики развития мировой литературы и своеобразия места в ней национальной литературы. Поэтому авторы наряду с выявлением творческих контактов отдельных украинских писателей с писателями других литератур пытались делать историко-типологические сопоставления в плане главных закономерностей развития этих литератур.
Периодизация литературного процесса в «Истории украинской литературы. XIX века» (и ее композиционная структура) учитывает общий ход общественно-исторического и культурного развития и специфику внутри-культурных и литературно-художественных явлений и процессов (становление явления, связи, взаимодействие и смена художественных направлений, течений, родов, жанров, стилей). Согласно этих периодов курс истории украинской литературы разделен по историко-хронологическому принципу на три части, каждая из которых, характеризуя особенности определенной литературной эпохи, обнаруживает черты преемственности традиции и зарождение новых черт, которые получат развитие в следующем периоде. Этим самым создается возможность обеспечить освещение историко-литературного процесса как целостного и непрерывного.
Процесс появления черты новой литературы прослеживается с конца XVI ст., когда происходит постепенный расписание синкретической письменности на отдельные функциональные области, выработки новой, уже чисто литературной, жанрово-стилевой системы, кристаллизация художественных форм, методов и собственных задач словесного творчества. На сутки XVI-XVIII вв. приходятся появление индивидуального начала в художественном творчестве, встреча и синтез национальной средневековой художественной традиции с ренессансными и реформационными тенденциями и постепенное оформление их в первый художественное направление нового времени - барокко, которое с 20-40-х годов XVII в. и до середины XVIII в. становится господствующим стилем украинской культуры. Вторая половина XVIII в. характеризуется усилением ассимиляционного наступления российского самодержавия на Украину и, соответственно, ослаблением литературного процесса и книгопечатания, возвращением к рукописной традиции и в то же время демократизацией литературного творчества, сближением ее с фольклорной стихией, а также составлением классицистических, сентименталістських, преромантичних и реалистических тенденций. Зарождение и развитие, начиная с конца XVI ст., новых идейно-эстетических явлений в украинской литературе обуславливают появление на рубеже XV11I-XIX вв. первых произведений уже собственно новой литературы.
Основными признаками периода становления новой литературы является выдвижение ее среди других видов искусства на роль универсального средства художественного исследования действительности в ее историческом движении, приоритет индивидуального начала, функционирования художественных направлений, единство в их пределах творческого метода и стиля. Новая литература является явлением сознательно национальным, которое во всем комплексе тематики, проблематики, идейного содержания, морально-этических взглядов, эстетического отношения к действительности, в народном языке и средствах ее отображения выражает самобытные черты украинской ментальности. Как и в других европейских литературах (правда, с определенным отставанием во времени, но более ускоренно) в к-шевченковский период украинской литературы состоят просветительский реализм, сентиментализм, преромантизм и романтизм как основные литературные направления и стили, формируется новая родовая система поэзии, драмы и художественной прозы и ее ведущие жанры, зарождается литературно-эстетическая и литературно-критическая мысль, появляются яркие творческие индивидуальности - И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко, Е. Гребенка и др. Литературный процесс в первые десятилетия XIX в. в целом развивается под мощным влиянием идей национально-культурного возрождения, идеологии просвещения и романтизма и с содержанием и художественными формами приобретает признаков новой европейской литературы.
Второй период охватывает 40-е-60-е годы XIX ст., центральным фактором развития украинской литературы которых стала деятельность основоположника новой украинской литературы и литературного языка Т. Шевченко. С его именем и творчеством его современников и последователей связано расширение национальной тематики и проблематики до уровня общечеловеческих параметров литературы, кристаллизация национально-освободительных идей, постановка на повестку дня политической борьбы против самодержавия и других форм деспотии, развитие аналитического начала в художественном творчестве, формирование основ реализма, дальнейшее развитие романтизма, как появление отдельной области профессиональной литературной критики. Украинская литература в 40-е-60-е годы становится общеевропейским явлением с ярко выраженным лицом. Творчество Т. Шевченко в большой мере определила пути развития украинской литературы в следующий период и оказала влияние на прогресс других славянских литератур.
70-90-е годы - время ускоренного развития буржуазно-капиталистических отношений, активизации интереса к социальным ученик, политической жизни и борьбы. Динамический процесс развития общественной жизни способствует качественному росту уровня национального и социального самосознания, интереса к истории Украины. При этом утверждается реалистичное мировоззрение, подход к оценке явлений, основанный на практическом опыте и научных данных, что заступает мифологические и старые традиционные представления. С выделением личности из коллектива, ростом чувства собственного достоинства, пониманием своих общественных и гражданских прав человек видится в тесной связи с социально-историческими условиями.
В этих условиях украинская литература, литературно-эстетическая мысль, литературная критика, журналистика, публицистика, несмотря на правительственные запреты и притеснения развиваются в различных национальных регионах в русле единого литературного процесса, становятся ведущими формами общественного сознания, а писательство - проявлением гражданской деятельности. Литература 70-90-х годов обращается к важным общественно-исторических проблем, в решении которых чувствуется сильное влияние просветительских идей, вера в разум, образование, науку. Это период реализма как зрелой эстетико-художественной системы и мировосприятия, что появляется на высоком уровне общественного и художественного развития, когда на первое место выдвигается структура самого общества, социальный и психологический анализ, взаимоотношения личности и общества. Меняется самый характер аналитичности в литературе; диапазон ее охватывает уже не эмпирические жизненные факты, а самые широкие сферы общественного бытия. Для литературы 90-х годов характерны две основные тенденции: стремление к сохранению национально-культурной идентичности (литературное «народничество») и ориентация на художественный универсализм западноевропейского литературного процесса, получает свое дальнейшее развитие в конце XIX - начале XX вв. Эстетика реализма активно взаимодействует с художественными достижениями романтизма. Наряду с этим функционирует натурализм, который, с одной стороны, включается в реалистичные структуры, а с другой - свидетельствует о кризисе классического реализма.
Литературная деятельность И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, М. Старицкого, М. Кропивницкого, И. Карпенко-Карого и особенно И. Франка, который выступает центральной фигурой литературного процесса 70-90-х лет, способствует, с одной стороны, развитию и обновлению в литературе шевченковских традиций, а с другой - преодолению тех или других попыток подражания его творчества и открывает новые пути художественного познания действительности.
Параллельно с углублением социального историзма изображения внутреннего мира человека, психологический анализ становится главным инструментом художественного исследования действительности. В отличие от первых двух периодов в литературе ведущими становятся большие эпические формы, осуществляется переход от рассказа, лирического повістування до эпического рассказа, широких объективно-описательных и социально-аналитических картин, к анализу формирования характеров в тесной связи с обстоятельствами.
На первое место по своему значению выходят крупные социально-бытовые, социально-психологические г ланы и повести, идеологическая повесть, социально-психологическая новелла и философская поэма. Высокого развития по сравнению с 40-60-ми годами достигает украинская драматургия, в частности бытовая и психологическая драма. В литературе^ появляются новые, до сих пор не торкані темы из жизни рабочего класса, интеллигенции и других слоев общества. В ней появляется образ социально активной личности, «новых людей» - разночинцев-демократов.
В украинской литературе с конца XIX в. происходит «интернационализация литературных предпочтений и интересов» (1. Франко), активное освоение художественного опыта западноевропейских литератур, стремление к расширению «умственного виднокругу» (Леся Украинка). Наряду с обновлением традиционной реалистической об'єктивованої повествования, активизацией психологического анализа, усилением субъективно-лирических форм художественного выражения, характеризующие творчество прежде всего писателей старшего поколения (И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, И. Франко, И. Карпенко-Карый, М. Старицкий, П. Грабовский и др.), в литературе наблюдается отчетливое ослабление эпического начала, отход от детального описания быта, поэтики життєподібності, стремление к концентрированности содержания, создания обобщающих моделей человеческих отношений, где важная роль принадлежит художественной условности, фольклорно-мифологической фантастике. Эти тенденции уже перестают соответствовать классическим установкам реализма, его ориентации на предметно-аналитическое отражение действительности в формах самой жизни. В мифе литература ищет истоки, глубинную суть бытия и человеческой природы, вечных начал, которые дают возможность лучше понять социально-исторические процессы, достичь высокой степени и масштабности художественного обобщения. Растет внимание к философско-этической проблематики, психологизма как в создании индивидуальных характеров, так и исследовании массовой психологии.
Понятно, что любую периодизация историко-литературного процесса или деление на литературные направления не следует рассматривать как своеобразное прокрустово ложе, в которое авторы истории литературы должны втиснуть всю множественность явлений определенного времени, где нередко развиваются противоречивые, а то и противоположные тенденции, и дать характеристику явлений, ограниченных только определенными временными рамками. Отсюда - неизбежные условности и определенный схематизм разделения литературы на те или иные периоды. В то же время это разделение в принципе дает возможность выявить определенные этапы и основные тенденции литературного развития, обозначить достижения того или иного писателя как целостное явление. На практике это нередко приводит к неизбежному выходу за хронологические рамки обозначенного периода (так, например, в разделе «Романтизм», входящая в первой книги, рассматриваются художественные явления, которые достигают 80-х годов). Так же в разделе «Литература 40-60-х годов» помещены очерки о творчестве М. Костомарова и П. Кулиша, творческий путь которых завершается в 80-90-е годы XIX в. Главный критерий принятой периодизации - самодвижение, развитие художественного сознания как относительно имманентного и целостного явления.
Авторский коллектив стремился сосредоточить внимание на основных закономерностях художественного развития, синтезируя отдельные художественные явления по их типологической признаку. Следовательно, учебное пособие имеет целью дать основные ориентиры для углубленного самостоятельного изучения украинской литературы XIX ст.
История украинской литературы XIX века
Авторы: М. Т. Яценко, О. И. Гончар, Б. А. Деркач, И. В. Лимборский, Есть. И. Нахлик
«История украинской литературы. XIX века» имеет задачей системное освещение развития новой литературы от времени ее становления (конец XVIII - начало XIX вв.) до начала XX ст., когда была создана литературная классика такими ее основателями, как И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров, Марко Вовчок, Ю. Федькович, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, М. Старицкий, И. Франко и др.
|
|