Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



АНАТОЛИЙ ДИМАРОВ
ГОЛУБАЯ РЕБЕНОК

(Сокращенно)

Сын писателя ведет себя в школе как обычный подросток - балуется, получает иногда не совсем хорошие оценки. А дома его ждет воспитательная работа...

Эту работу проводят: отец-писатель, мама и бабушка-учительница. Собственно, именно во время этих «воспитательных» часов и возникает образ «голубого ребенка». Вот как это происходило:

(...),- Твой папаша, когда был вот таким, как ты, никогда не баловался.

- И приносил домой отличные оценки! - добавляет жена.

- Все учителя не могли им нахвалиться...

- Потому что он не был хулиганом!..

- Он спокойно сидел на уроках...

- И не наносил учителям никаких неприятностей...

Мой сын все ниже клонит голову. Голубая ребенок, вызванная прямо с небес бабушкой и мамой, порхает над моей головой, размахивая снежно-белыми крылышками, сияет розовыми щечками и укоризненно смотрит на забияку полными всех на свете добродетелей голубыми глазами. (...) Весь тот день, до поздней ночи, не давала мне покоя голубой ребенок.

И я в конце концов понял, что не спекаюсь ее, пока не расскажу всей правды.

Всего до конца.

Итак, о голубую ребенка. (...)



НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ, ВОДА И ТОПОЛЕК

(...) Еще представлял себя запорожцем.

Именно увлекся Гоголем, особенно «Тарасом Бульбой». До поздней ночи сидел над книгой, не одірватись от страниц, дышали полным суровой романтики жизнью запорожских казаков.

Сочиняя своего «Тараса...», Гоголь и не подозревал, в какую передрягу я сделаю за него. На уроке математики, когда я, изловчившись, положил на колени под партой книжку и перенесся в Сечь, надо мной нависла грозная тень Павла Степановича:

- Чем это ты так увлекся?

Застукан врасплох, я хотел спрятать книгу, но требовательная рука учителя уже тянулась ко мне:

- Дай сюда!

Павел Степанович взял книгу в руки, посмотрел на обложку, полистал страницы.

- Хорошая повесть,- одобрил он мой вкус. - Но это не значит, что ее надо читать во время урока... Повтори то, что я только что объяснял!

Я молчал. Ни одной мысли не мог извлечь из своей головы, помраченного запорожским жизнью. Ни слова.

Ох, Гоголь, Гоголь! Николай Васильевич! К чему ты привел самого горячего своего поклонника! И тебя не мучает совесть, большой писателю, когда ты видишь несчастную, склоненную фигуру, с опущенной головой, с грустным «лгунишкой» на тощем затылке?

- Садись,- говорит, так и не дождавшись ответа, Павел Степанович.

Я опускаюсь за парту, а Павел Степанович несет моего Гоголя к столу. Раскрывает классный журнал, что-то коротко пишет.

- Неудовлетворительно... Тебе неуд...- катится шепот по классу.

«Если бы я был запорожцем,- думаю в мрачном отчаянии,- я бы вам всем показал!..»

Получив от мамы очередного нагоняя, я стал обачливішим: не читал Гоголя на уроках, не засиживался до поздней ночи при лампе. А раздобыл свечу и зажигал тайком, спрятавшись с головой под одеяло: в одной руке - свеча, в другой - книжка.

Читал так несколько ночей, пока мама не занималась стирки.

- Господи! - ужаснулась она, увидев прожженную одеяло. - А это что такое?

Как я не сопротивлялся, мама таки докопалась правды. Нашла и огарок свечи, скрытый под подушкой...

Поэтому, начитавшись Гоголя, представлял себя запорожцем.

В малиновом кафтане, в широких, как море, штанах, на лихом коне, с мушкетом, саблей и копьем. Грозные усы украшают мое мужественное лицо, сельдь вьется из-под смушевої шапки со шлыком и кистью, еще и турецкая серьга - серебряный полумесяц - в правом ухе: трофей от самого крымского хана. Въезжаю на широкий школьный двор как раз во время большого перерыва, среди остовпілої тишине направляюсь к крыльцу, на который выбежали все учителя во главе с директором.

- Подержи,- бросаю повод Ванькові. И пока Ваня пытается удержать горячего аргамака1, я соскакиваю лихо на землю: так с копьем, мушкетом и саблей подхожу к директору и говорю ему провести меня по всем классам - показать, как учатся ученики.

Директор передо мной на цыпочках, учителя не знают, на какую и ступить, а ученики едят меня завистливыми глазами. Я же, дойдя до пятого «Б», где как раз урок Павла Степановича, заявляю, что хочу немного послу-дома, как учатся дети. (...)

А там сам директор уважительно подводит коня, спрашивает, когда я еще загляну к ним, куда собираюсь направиться.

- Не знаю. Как повоюю Оттоманскую империю, так и заеду в гости. Поэтому готовьтесь к встрече, созывайте музыкантов, варите мед-водку, а я не забарюся!

И - на коня, и - будьте здоровы!.. (...)



КОТОРЫЕ НА ВКУС ЛЯГУШАТА

Учился вместе со мной сын лесника - Василий Кологойда, и не было в нашем классе парня, который бы втайне не завидовал ему.

С детства рос Василий в лесу, и все, что там бегало, летало, прыгало и ползало, находили с ним общий язык. Он знал привычки всей звіроти и птиц, не боялся даже ядовитых змей: ловко хватал их за головы и гонял нас по лесу.

У себя дома держал Василий ежа, зайца, лису, а на цепи у него вместо собаки сидело волчонок, пойманное во время облавы охотниками из города. Еще имел Василий большого приятеля - ужа никита был, что уже не один год жил в их погребе и выползал на его голос. Несколько раз по нашей просьбе приносил его Василий к школе: уж спал за пазухой, хоть бы тебе что, и только на голос хозяина выставлял с манишки остренькую головку, показывал раздвоенного языка.

Как-то наша учительница, Тамара Аксентьевна, вызвала Кологойду к доске. Заметила подозрительный валок, оддимав рубашку, подошла поближе, спросила:

- Что там у тебя?

- Никитка.

Учительница открыла рот, собираясь, видимо, спросить, что за Никитка такой, как уж, услышав свое имя, сам выставил к ней любопытную головку.

Мы даже не могли представить, что женщина, а тем более учительница, может так визжать. Ребята, которые бывали в городе, потом говорили, что так визжат пожарные машины, когда мчатся на пожар.

Тамара Аксентьевна так и не довела до конца урока: пошла в учительскую, пожалуй, пить воду, и то не раньше, чем отправила Василия вместе с Микиткою домой:

- Иди и не приходи без отца!

Василию хорошо досталось от папы, а мы искренне тревожились за Микиткою, что его Васильев папа занес в лес.

Тогда, чтобы хоть немного нас утешить, добрая душа - Василий принес полную сумку живых лягушат и ну пугать ими во время перерыва девушек! Посадит двое-трое в рот, подойдет, розтулить губы, словно хочет что-то сказать, а лягушата - прыг! - в самое лицо!

... Того же дня, возвращаясь из школы, Ваня поинтересовался:

- Слушай, а ты взял бы жабу в рот?

- Пхи, еще бы не взять! - хвастливо ответил я, хотя, признаться, не был очень уверен в этом. - Мне это как раз плюнуть! (...)

- Ребята, эй, ребята! Толька завтра во рту лягушки носить!

Вернувшись из школы, я сразу же отправился на луга.

Решил начать с головастиков: у них все же две ноги, а не четыре, - не так шибко прыгать во рту. Нашел небольшое озерцо, наловил головастиков, выбрал самого маленького, сполоснул в воде и, набрав побольше в грудь воздуха, осторожно положил головастика на висолопленого языка. Точно так же, как клал горькие желтые пилюли от малярии.

Головастик попался ручной и смирный: не прыгал, не рвался изо рта, а только шевелил хвостиком.

Ей-богу, можно держать!

За какой-то час лягушата свободно гуляли у меня по языке, весело прыгали в воду.

- Где это ты пропадал? - сердито спросила мама.

- Гулял.

Мама стала ругать меня за то, что я черт знает где слоняюсь, «а уроки кто за тебя учить?», но даже это не могло испортить моего праздничного настроения. Если бы мама знала, чему я сегодня научился, то у нее не хватило бы, наверное, духу мне упрекать!

Но у меня хватило ума промолчать. Из горького опыта знал, что взрослые имеют свои, отличные от наших, взгляды на вещи, и то, что нам кажется нормальным и желательным, часто вызывает у них раздражение.

Непонятные они, эти взрослые! Так, словно забыли, как сами когда-то ходили в школу. (...)

На второй день я вскочил до восхода солнца и отправился бегом к пруду. Поймал трех лягушат и айда в школу.

Ребята уже выглядели меня.

- Принес?

- Принес.

- Покажи!

Я развернул тряпочку, наблюдая, чтобы лягушата не выскочили на дорогу.

- И посадишь в рот? - кто-то недоверчиво.

- Посадю! От. пусть только девушки поступят!

Мы выстроились возле школьных ворот, высматривая девушек. Прошла одна стайка учениц, прошла и вторая.

- Давай же! - торопили меня нетерпеливые.

И я все еще не разворачивал тряпочки: ждал Олю. Так перед кем же, как не перед ней, похвастаться своим достижением!

Вот, наконец, и она. Идет с Сонькой, размахивает сумкой.

Я развернул тряпочку, выхватил лягушонок и быстренько в рот. Прижал к небу языком, еще и стиснул зубы, чтобы не выпрыгнуло преждевременно.

Стою, жду, пока Оля подойдет поближе.

- Доброе утро, дети!

Павел Степанович! Подошел с другой стороны так, что мы и не заметили, стоит, ждет, пока мы привітаємось.

Ребята отвечают ему невпопад, а я только вирячую глаза.

- А ты чего не здороваешься? - удивляется Павел Степанович.

У меня, видимо, очень уж необычный вид, потому что Павел Степанович кладет мне на лоб ладонь:

- Что это с тобой? Ты не заболел?

Я отрицательно трясу головой.

- Так чего же ты молчишь?

Язык мой, потеряв упругость, свернулся тряпочкой, и лягушонок, языков шалапутне, застрибало во рту. Из всех сил стараюсь придержать языком лягушонок и - глотаю его вместе со слюной, что наполнила рот...

Ух!

Глаза мои лезут на лоб: я чувствую, как лягушонок, нырнув в живот, начинает свой веселый танец где-то возле пупа...

На несколько дней я становлюсь героем всей школы. Слава сияет вокруг моей головы, и даже семиклассники, эти невероятные в наших глазах существа, которые вот-вот попрощаются со школой... даже они проявляли усиленный интерес к моей скромной личности. Останавливали посреди школьного двора или в коридоре, недоверчиво допытывались:

- Это ты живые лягушки глотаешь? Я, сияя, кивал головой.

- И большую ковтнеш?

- Проглотит! - уверяли горды мной одноклассники. - Он вола скушает!

Я же скромно отмалчивался. Не хотел возражать, чтобы не разочаровывать своих друзей. И ни за что не признался бы, что часто просыпаюсь посреди ночи и прислушиваюсь: не то выпрыгивает лягушонок у меня в животе?



САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

(...) Однажды Галина Ивановна задала нам на дом письменную работу. Мы должны были написать, как помогаем своим родителям. Произведение то надо было сдать за две недели.

Я долго думал, что писать. Маме я помогал, хоть иногда и не так охотно, как маме хотелось бы. Особенно летом, когда река аж кричит - зовет к себе купаться, а тут полы постылую кукурузу или підгортай картошку! Однако я не уклонялся от труда, как не морщился. Так кто же его все переделает, если я не помагатиму своей маме?

Но об этом же напишут все. Мне же хотелось написать что-то особенное. Что-то такое, о чем никто в нашем классе написать не сможет.

А для этого надо сделать что-то необычное. Чего я до сих пор никогда не делал.

Возможность осуществить это намерение выпала даже быстрее, чем я надеялся: маму вызвали на двухдневное совещание в район, а мы с Сережей остались на хозяйстве вдвоем.

Провожали маму до железнодорожной станции: через лес за три километра. Дорожка сначала бежала между соснами, и здесь идти по ней было трудно: горячий песок так и пересыпался под ногами. Затем тропа погрузилась влево, вниз, под ольхи, и наши босые ноги заляпотіли по пругкому прохладном чернозема. Рядом, прячась в густых зарослях папоротника, бежал прозрачный ручей.

Когда-то здесь протекала настоящая река. Она начиналась на том самом месте, где теперь железнодорожный мостик, что его почему-то у нас называют котлованом. Там били огромные источники, но когда прокладывали железную дорогу, то их запрудили. Вбросили туда, говорят, не одну сотню мешков пакли еще и привалили сверху огромными глыбами, и теперь из-под камней бьют только маленькие роднички, давая начало ручью.

Вода там такая же вкусная, как и в колодце, с которой мы носим воду, и Николай клялся-божился, что собственными глазами видел, как остановился пассажирский поезд и пассажиры, все до одного, высыпали из вагонов и побежали с насыпи: пить воду.

- А грузовые поезда,- уверял Николай,- так те всегда останавливаются. Потому что все машинисты знают, какая там вкусная вода.

Поэтому мы идем свыше ручьем, и мама все говорит, обращаясь ко мне:

- Ты же, Толя, смотри! В печи стоит борщ. Когда поедите, то отнеси в погреб, чтобы не закисла... А кашу разогреете и будете кушать с молоком...

- И не забывай кормить поросенка! - уже из окна кричит мне мама.

Мама уехала, и мы остались вдвоем. Стояли посреди колеи и смотрели, как исчезают вдали цяцькові вагончики: такие маленькие, как спичечные коробки. Аж не верится, что в них - люди. И наша мама.

Сережа часто зблимує светлыми ресницами: вот-вот розреветься, и тогда я дергаю его за руку, сердито говорю:

- Ладно, пошли! За гляделки здесь деньги не платят!

По дороге поучаю брата:

- Слышал, что мама говорила? Чтобы мы не буянили, не дрались, возились по хозяйству... Смотри мне!

Сережа только сопит, спеша за мной. Хоть он уже в первом классе, и все никак не растет: такой же, как и два года назад. Однако упрямства ему не занимать. Как что, так: «Я сам!» И одпихає меня кулаками.

За это мы чаще всего и заводимся. Потому что я страх не люблю упрямых людей!

Хоть - какой он человек? Так, первоклассник, витиральник.

Витиральниками прозвали первоклассников за то, что очень уж удобно вытирать руки об их стриженые головы! Как испачкал руки, так и ищешь какого-то шкета с первого класса. (...)

На другой день, вернувшись из школы, я решил убрать в доме, чтобы мама, зайдя, увидела и смыт стол, и чистый, аккуратно расставленную посуду, и вымытый пол. Сережа, правда, сначала отнекивался, но когда я ему пригрозил, что расскажу маме и она не даст ему гостинца,- согласился.

Я убирал - брат выносил мусор. Возвращаясь к дому, с надеждой спрашивал:

- Уже?

- Уже, уже! - сердито перекривляв я его. - Тебе бы все гонять! На вот вынеси грязную воду, потому что я полы не домию. И чтобы одна нога была там, а другая здесь!

Сережа взял ведро, неохотно двинулся на улицу. А я стоял посреди комнаты, и комната аж сияла, особенно там, где уже была смыта пол. Оставалось совсем немного, какой-то клочок, и еще в сенях. Потом я выкручу тряпку, как обычно делает мама, и постелю на пороге, чтобы не нанести грязи в дом.

Но где же Сергей? Почему его так долго нет? Не поехал куда-нибудь играть, бросив ведро? Ну, я же ему!

Сердитый, выбегаю на крыльцо, кричу:

- Сереженька!.. Сереженька-у!..

Молчит. Хотя голову даю на отруб, что он меня слышит.

- Сергей! - кричу еще раз, уже и не надеясь, что он обзовется.

Вот же вреднющий!

Нахожу брата аж на огороде. Еще издалека вижу его склоненную фигуру: стоит на коленях, что-то делает, а рядом - ведро.

Тихонько подхожу. Брат такой озабоченный, что даже не замечает. Нагреб плотину, вылил туда грязную воду, пустил на маленькое озерцо листок с калачика - лодка. Наклонился и дует, гоняя зеленый челнок от берега до берега.

- Ты что делаешь? - спрашиваю сердито в него.

Брат поднимает на меня обрадованные глаза:

- Озеро...

Тут я уже не выдержал! Раз-раз ногой по плотине - вот тебе озеро! Хлоп-хлоп по затылку - вот тебе лодку! Еще и хорошего пинка под бок: знай, как воду выносить!

Брат с ревом - на меня! Так и целится прицепиться зубами в руку. У него привычка такая: кусаться. Раз как схватил за палец - мало не отгрызла.

Я побежал от него к дому, а брат остался на улице.

Ладно, обойдусь и без него. Вот пусть только мама приедет, я ей расскажу, как он мне помогал!

Набрал полведра чистой воды, домиваю пол. Аж двери - гурюк! - брат заскочил в дом! Лицо перекошено, в руках - палюга. Я не успел и на ноги вскочить, как он - мимо меня, и до комода, и бац по кофейникові!

Мне аж в глазах потемнело, аж руки затіпались, когда я увидел, что он наделал!

Кофейник! Мой любимый кофейник! Фарфоровая посудина, белая, как лебедь, разрисованная яркими, словно только что сорванными розами! Сколько часов просидел я перед ним, описывая те розы, сколько удовольствия получил я от него! Когда же перешел из четвертого класса в пятый, сияющая мама преподнесла его мне в подарок.

- Насовсем?!

- Насовсем...

И вот только черепки валяются на полу, и Сергіїще толчет их палюгою на муку...

К этому времени я почему-то думал, что дымоходы выкладываются из крепкого кирпича. Или по крайней мере кирпич ота кладется в два-три ряда, а не ставится на ребро. Возможно, по другим домам так дымоходы и составлены, поэтому они до сих пор стоят целые-целыми днями пропадал.

Наш же развалился, словно игрушечный, когда мы разъяренным клубком накотились на него.

После того как шум утих, как черная ядушна облако пепла, сажи и жженой глины немного осела, покрывая пылью все вещи в доме, мы, испуганные, ошеломленные нежданою бедой, расщепили руки и посмотрели друг на друга. Стояли посреди кирпича, перемазанные, как черти, и если бы нас вот увидели Ванько или Сонька, они хохотали бы до слез.

Но мне было не до смеха.

Совсем не до смеха.

О чем же я буду писать в том самостоятельном произведении?



АТОС, ПОРТОС, АРАМИС, ПАРАШЮТ, РАКЕТА И ПОЕЗД

Недавно, перебирая бумаги, я нашел старое поблекли фото: молодая еще женщина сидит на крыльце, освещенная вечерним, при заходе, солнцем. В пенсне с тоненькими шнурочками (такие теперь не носят), в халате, в стоптанных тапочках. То - моя мама. А возле нее, ступенью ниже, примостился подросток, в темной рубашке, в штанах, из которых он давно уже вырос, и взъерошенная, непригладжена чуприна его торчит во все стороны. Подросток читает книгу, для него, кажется, не существует ничего на свете, кроме тех страниц, засеянных густыми строками букв. Зайдет солнце, все темнее становится вокруг, а он жадно глотать строку за строкой, поднося книжку все ближе и ближе к глазам, потому что уже сливаются буквы расплываются, теряя свои четкие очертания.

А когда совсем стемнеет, он с сожалением нибудь оторвется от чтения и побредет, словно пьяный, к дому. И вместе с ним, товплячись в узких сінешніх дверях, цепляясь шпагами и шпорами, пойдут веселые, храбрые, жизнерадостные мушкетеры его величества короля Людовика Четырнадцатого и, сидя к столу, стукотітимуть нетерпеливо большими кружками, зовя корчмаря.

- Вот я тебе постучу! Ты что: хочешь последнюю чашку разбить?

Атос, Портос, Арамис и д'артаньян в ужасе прячутся под стол, а я одсуваю поспешно чашку, тем более что не вина нальет туда мама - напитка, достойного настоящих мужчин,- а кислого молока.

Быстро пью это молоко, заедая черствым куском хлеба, так же быстро прочищаю место - ближе к лампе, и снова - носом в книжку. Какие-то полчаса после ужина, пока мама хлопочет возле посуды, я имею законное право посидеть с книжкой. То уже потом, когда мама ляжет, буду клянчить у нее «немного», «еще немножко», «щеостілечки», «вот до этого строчки», а сейчас я боюсь упустить хотя бы минуту. (...)

Перед глазами толпятся храбрые мушкетеры, звенят в поединках шпаги, бабахкають пистолеты, всплывает прекрасное лицо коварной миледи,- сказочный, яркий, такой неподобный к нашему сельскому жизни мир. Я нащупываю под подушкой книжку - невзрачную, зачитанную, с ободранными переплетами,- которая похожа на волшебную шкатулку: достаточно развернуть ее - и оттуда с мелодичным звоном протянется добрая, мудрая рука писателя, поведет за собой. И я нетерпеливо закрываю глаза: хоть бы быстрее прошла эта никому не нужна ночь и наступило утро!

Книги брал в школьной библиотеке, а потом мне повезло: я наткнулся на клад.

В чулане, в самом темном и дальнем от двери углу стояли друг на друге две большие ящики, сколоченные из грубых досок. Я долгое время не обращал на них внимания, а потом заинтересовался и спросил о них маму.

- Это - вещи учителя, который уехал от нас,- объяснила мама. Ей, видимо, не понравилось выражение моих глаз, потому что она сразу же добавила: - Смотри мне: не смей и коснуться тех ящиков! Слышишь?

- И слышу,- нехотя ответил я и отошел, задумчивый, от мамы.

Два вот такие ящики! Интересно, что в них может быть? Вот бы заглянуть в них хоть краешком глаза!

И чего неизвестный учитель не едет по ним? Если бы там был посуда или одежда, он давно уже забрал бы их к себе.

Что же там может быть?

Какие-то интересные приборы? Медные трубки, например, что за ними охотятся все ребята села: достают на самопалы. Один конец заплескується, затем просверливается дырочка, затем прикрепляется проволокой к деревянной ручки - и оружие готово! Теперь очередь за серой.

И долго не может догадаться мама, куда деваются спички. Не успеет купить десяток коробок, как уже и нет.

То, может, там медные трубки? Или огнестрельное оружие?

Хвастается Николай, что нашел у себя под крышей наган с патронами. Обещал показать, даже выстрелить, и все медлит, испытывая наше терпение.

Эти таинственные ящики мне как бельмо на глазу.

Несколько раз, пользуясь маминым отсутствием, залезал я в каморку, обмацував грубые, плохо обструганные доски.

В конце концов не выдержал. Выбрав час, когда мама пошла на родительское собрание, а Сережа погнал с товарищами в лес, взял топор, прокрался в кладовку. Зажег свечу, прилепил на край кадки.

Ящики стояли один на одном, загадочные и таинственные. Видно было, что с того времени, как их поставил тут учитель, никто к ним не прикасался: доски аж седые от пыли, а с одной стороны бородой старика лешего свисает густой, усыпано пылью паутины.

Осторожно продвигаю лезвие топора в щель, начинаю взвешивать верхнюю доску, прочно прибитую гвоздями. Доска визжит так, как будто я вытягиваю ей зубы, и я, шарпонувши раз-второй, замираю и прислушиваюсь, никто не услышал этот скрип.

Наконец между доской и стенкой ящика образовалась щель, достаточная для того, чтобы просунуть руку. Отложив топор, осторожно продвигаю ладонь и нащупываю твердые переплеты книг.

Первое чувство, которое меня охватило,- это досадное разочарование. Я почему-то решил, что то учебники, и мне показалось, что учитель нарочно набил ими ящики, чтобы поглумиться с меня.

Уже и сам не знаю, для чего достал верхнюю книжку. Вынул, поднес к свече и - замер.

Джек Лондон!

Рассказы и повести!..

Я часто мечтал о сокровищах. Тяжелые золотые дукаты и драхмы. Перстни с изумрудами и бриллиантами, кубки и чаши, усеянные драгоценными камнями. Сабли, пистоли и мушкеты, украшенные золотом. Но только сейчас я понял, что может почувствовать искатель сокровищ, когда наткнется лопатой на железную посудину. Когда вывалит из ямы котел, собьет нетерпеливо крышку и увидит драгоценности!..

Мне сейчас показалось, что свеча вспыхнула ясно и весело, осветила самые темные закоулки. Дрожащими пальцами перелистывал пожелтевшие, читаные-перечитанные страницы,- нежданное, сказочное богатство, которое свалилось на меня.

Весь верхний ящик был набит книгами. Осторожно, одну за одной, доставал я их в течение лета и осени, и чем меньше оставалось непрочитанных книг, тем труднее было до них добираться.

Я так и не успел узнать, что же запаковано до нижнего ящика: в декабре приехал тот учитель и забрал оба ящика с собой.

Когда я вернулся из школы и узнал об этом от мамы, то сразу же побежал в кладовку: никак не мог поверить, что вот зайду и не увижу своих молчаливых друзей, которые терпеливо ждут меня.

Но там было пусто. Только свисало со стен порвана паутина и остро пахло зачерствілою пустотой: целый мир уехал от меня, запакованный в те грубые ящики, и я стоял, жестоко ограблен, без гроша в кармане.

Печально вздохнул и вышел, закрыв плотно за собой дверь...

Чтобы больше никогда сюда не возвращаться...

Хоть и злился очень на того учителя, который не мог подождать хотя бы до

весны, однако не мог не чувствовать и определенной благодарности к нему. Ведь если бы не он, не те его ящики, я неизвестно когда смог бы читать такие интересные книги.

Что приносили мне столько удовольствия.

Что порождали в моем воспаленном воображении соблазнительные мечты. (...)

В те далекие времена не было еще спутников и полетов в космос: человек поднялась чуть выше облаков на обычных поршневых самолетах, поэтому мы и мечтать не могли о космические путешествия, хоть с ракетной техникой уже завязывали практические отношения.

Вместе со мной учился если не будущий Циолковский, то по крайней мере Главный конструктор мощных ракет, с помощью которых человек одірвалася от Земли и полетела в космос. И если его имя не стало прославленным в наши дни, то в этом виновата война: Гриша Побегай девятнадцятилетним юношей погиб на фронте.

В то время единственным отличием, которое предусматривало, что Гриша имеет дело с пиротехникой, была густо усеяна порохом правая щека. То Гриша испытывал новое топливо для ракеты, и оно загорелось раньше, чем он успел отскочить. Пострадал вместе с Грицевою щекой и курятник, в котором тайком от родителей проводились опыты,- дотла сгорел, но это уже мелочи, что о них не стоит и вспоминать!

Иметь тулила к обожженной сына щеки мокрую тряпку, папа снимал ремень: не для того, конечно, чтобы гладить им сынка по головке! Но что человек не выдержит, на что она не пойдет ради науки!

Поэтому Гриша, еще не успело как следует остыть место, настьобане отцом, взялся делать новую ракету. Чтобы она была такая, чтобы поднялась аж вон туда-в, а упала чтобы уж там-о!

К созданию ракеты он привлек меня, Ванька и Николая.

Почти месяц мы так и ходили, неразлучные, с общим делом. Уриваючи каждую свободную минуту, пробирались в лес, в густой молоденький сосняк, посреди которого была устроена тайная мастерская. Там мы резали, пилили, строгали, сбивали, склеивали - из наших рук не сходили синяки и царапины.

И вот ракета готова. Длиннющая, с соснини, с заостренным впереди корпусом, с короткими крыльями и трубчатым хвостом. Она напоминает нам большую стрелу, нацеленную в небо. Гриша разворачивает рейки так, чтобы ракета летела в глубь леса, но я возражаю:

- Там как упадет - вовек не найдешь! Давай на село!

- А как кому на голову? - спрашивает осторожный Ванько.

- А ты не на наше - на соседнее давай!

Гриша послушно нацеливает рейки на соседнее село: туда пусть летит, чужих голов нам не жалко.

В ракете - четыре стакана пороха и серы, перемешанных, чтобы не так быстро горело. Из узенького сопла2 свисает смоченный керосином фитиль. Он тянется через весь стартовая площадка, чтобы мы, подпалив, успели одбігти и поховатись за тем вон холмом.

- Ну, давай! - нетерпеливо торопит Николай.

И Гриша, как и всякий настоящий конструктор, не спешит: причіпливо осматривает ракету, дергает даже за крылья, проверяя, насколько они крепко приклеены.

- Да ладно тебе! - не выдерживаю наконец и я, а Ваня добавляет:

- Полетит... Как не развалится, то полетит.

Гриша наконец достает спички, кричит: «Старт!» и зажигает конец фитиля. Мы со всех ног несемся к хранилищу.

Попадали. Прислонились к земле. Замерли.

Глухими молотами стучали наши сердца, отсчитывая медленные секунды. И когда нам начало казаться, что фитиль давно уже погас, что ракета так и не полетит,- расколов тишину, раздался оглушительный взрыв, и выше сосен взлетели обломки ракеты...

Разочарованы, подавлены неудачей, мы подошли к стартовой площадке. Николай покопирсав босой ногой обломок рельсы, посмотрел презрительно на ошеломленного Григория:

- Конструктор!.. Эх, ты!..

А не помните ли вы, какие конструкторские «изобретения» принадлежали героям произведения Всеволода Нестайко «Тореадоры из Васюковки»? Что именно объединяет мальчишек из этих двух повестей?

А еще я мечтал стать парашютистом. (...)

Я не раз прыгал в мечтах. Стоял на крыле, и ветер бил мне в грудь, и пилот махал рукой, что пора уже покидать самолет. Но я решил побить все мировые рекорды и упорно показывал ему пальцем в небо:

- Выше! Еще выше!.. Еще!..

У пилота аж зеленеет от страха лицо, потому так высоко он еще никогда не залетал, и тогда я, махнув ему на прощание рукой, бросаюсь головой вниз.

Камнем падаю к земле, не раскрывая парашюта. Километр. Второй... Десятый... Двадцатый... Тридцатый...

А на земле застыли люди. Не отрывает глаз Павел Степанович, замер Виктор Михайлович, визжат от страха девушки, сжимает руки поблідла Оля. А я падаю, падаю, падаю, и лишь тогда, когда до земли рукой подать, раскрываю парашют...

Опускаюсь посреди школьного двора. Відстібую лямки и, ни на кого не глядя, отправилась к Наркому Обороны, который специально примчался из Москвы, чтобы принять мой рапорт.

- Товарищ Нарком, парашютист Толя прыгнул с высоты в пятьдесят километров!

Нарком обнимает меня и дарит малокаліберку... Или еще лучше: настоящую винтовку, саблю и маузер3. С соответствующими надписями на каждом из подарков, чтобы не отобрал председатель сельсовета, когда я с винтовкой через плечо, с саблей и маузером на боку походжатиму важно селом.

Мечты, мечты! Которые они далеки от реальной действительности! Ибо не благородный шелк - самое обычное полотняное покрывало, тайком украденное из комода, пошло на изготовление парашюта. Простынь с аккуратно прорезанной дыркой посередине, прихоплене по концам веревкой, на ней мама развешивает сушить белье, а теперь имею повиснуть я.

И не крыло самолета подо мной - крыша обычного сарая. Толпа людей заменяет Сережа, а Наркома Обороны - босоногая Сонька.

- Прыгай! - кричит нетерпеливо Сонька. - Долго мы здесь стирчатимем?

- Подожди,- отвечаю ей сверху. - Пусть немного стихнет ветер.

Ветер - просто зацепка. Никак не могу одірватись от крыши. Если бы это было крыло самолета, я давно бы уже сиганул вниз головой, там ведь не видно ничего. А здесь я вижу и кирпич, разбросанную по земле, и пенек - чуть правее, и помойку - чуть левее. Ану же приземлюся на тот пенек или стукнуся в ту вон кирпич!

- Я пошла! - кричит мне Сонька. - Как надумаєшся - пришлешь Сережу!

- Сейчас прыгаю!

Вдохнув как можно больше воздуха, крепко закрываю глаза и отталкиваюсь от крыши.

То запутались стропы, забраковало высоты, только парашют не раскрылся, и я штопором врезался в помойку!

Не сигналили тревожно санитарные машины, не бежали ко мне санитары с носилками: я сам вигрібся наверх, весь в помиях, как мания, а Сонька хохотала, аж качалась по двору.

Парашют мы потом сожгли. Не класть же обратно в комод простыню с этакой діромахою посередине! И мама долго грешила на соседку, недосчитавшись одного простыни.

И еще Сергей, когда мы с ним ругались, время от времени угрожал:

- А я маме скажу... Ага! (...)



ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ

Летние каникулы всегда пахли нам луговыми травами, разогретым песком, светлыми дождями и дальними странствиями.

Знудьгувавшись за партами, еще с весны мы выглядели те каникулы горячо и нетерпеливо. И чем выше и дальше розсувалося небо, впоєне солнечным теплом, тем похмурнішими казались нам стены класса, тем ниже опускалась на наши стриженые, как у арестантов, председателя прокіптюжена потолок.

И мы, вконец измученные зимним сидением в классах, начинали бунтовать.

То позапускаємо себе волосы и кричим в один голос, что дома нет ножниц, что родителям никогда нас стричь. Тогда Виктор Михайлович приносит с собой машинку, становится после последнего урока в дверях и вистригає всем подряд парням большие кресты: от уха до уха, от лба к затылку. То все чаще начинаем опаздывать на уроки, и как потом не попрекают нам учителя, они бессильны очистить наши глаза от весеннего дурмана. А то на перерыве підіймем такой бардак, что хоть глаза глядят беги. И долго приходится дежурному учителю стоять в дверях, пока мы его заметим и то втихомиримось.

Наконец наступает долгожданный день, когда нас отпускают из школы.

На долгие, бесконечно долгие летние каникулы! (...)

Наши летние каникулы теснейшим образом связаны с рекой.

Незавидна судьба тех детей, которые растут далеко от рек или озер. Все живое вышло из воды, и мне кажется, что люди, которые росли возле светлых веселых рек, не могут быть злыми или грустными. Они веселой, доброй удачи, у них светлые глаза и мягкое вилужене4 волос. И они всегда щедры: на смех, на искренний душевный порыв, на общество и дружбу.

В нашей реки надо было идти два километра лугами. Ранней весной бегали мы к ней смотреть, как вскрывается лед.

Злобной белой чередой двигались льдины, ревели, налазячи друг на друга, стонали, ломая острые блестящие рога, а солнце безжалостно подгоняло их горячими плетьми.

Когда случится большая льдина, то на ней можно и покататься. Только надо следить, чтобы не вынесло на течение или чтобы не свалило в воду, потому что бывало и такое.

Нам частенько влетало за самовольные те странствия, но мы не каялись, только удивлялись про себя: неужели наши родители, когда были такими, как мы, никогда не плавали в наводнение?

Иногда, после особо снежной зимы, когда весна приходила ранняя и дружная, наводнение заливала наше село. Вода затапливала дома, с шумом лилась в погреба, в подвалы, и люди прямо по улицам ездили на лодках.

Взрослым - горе, нам - радость. Разве не интересно вместо того, чтобы прозаически тащиться по улице, поплавать в больших корытах или просто на сбитых в плот досках! Мы объединялись в целые флотилии и отправлялись на бой - против соседней улицы. Для той морской битвы годилось все: кирпич, паліччя, глина, камни. И не раз вылетали стекла от заблудилась! «бомбы», и не один из нас летел вниз головой в воду, столкнувшись с «врагом». Но какая война обходилась без жертв и руин?

Потом, когда спадала вода, наши родители заходжувались улаживать последствия стихийного бедствия. И каждый раз по селу ходила упорная молва, что у кого-то в печи застрял сом. Такой большой, что не мог уже обратно и выбраться. И хотя нам ни разу не удавалось быть свидетелями того события, мы страшно гордились, что наше село такое необычное: сомы сами заплывают в печи.

Река наша - чистая и веселая, выстланной белым, мытыми-перемитим песком. В ней такая прозрачная вода, что когда стать на высоком берегу и посмотреть вниз, то видно всю рыбу. Здесь мы купаемся, удим рыбу, печеруємо раки, здесь смажимось на солнце. Загораем так, что под конец лета только глаза и зубы белеют, а то - арап5 арапом... (...)

Я больше всего люблю ловить раки. Может, потому, что на рыбу надо иметь выдержку. Стой целый день с удочкой, жди: клюнет - не клюнет. Для раков же не надо ни удочки, ни крючка, только хорошие легкие и закаленные пучки. Потому заядлого раколова можно сразу узнать по пучках: они у него такие изрезанные, словно воевал он с бритвой.

Итак, я собираюсь по раки.

Беру ведро, и мама строго-на-строго приказывает:

- Смотри, как потеряешь, то домой не приходи!

Как будто я так глуп, что действительно вернулся бы сразу домой, чтобы посеял ведро! Кроме ведра, я беру и брата: носить раки и одежду. Раки я буду выбрасывать на берег, а Сережа будет собирать и в ведро. Он же и будет следить за тем, чтобы в ведре была свежая вода.

- А ты много раков наловишь? - спеша за мной, интересуется брат.

- Много: полное ведро.

- И мы их будем варить?

- Мама поварить.

- Я люблю есть раки! - мечтательно говорит брат.

Еще бы! Покажите мне такого чудака, что не любит вареных раков!

Вот и река. На этот раз я вышел не к тырла, а чуть выше, где крутые берега. Здесь сразу глубоко: по шею, а то и с головой. И при самом дне, под печкой, подолбленные норы. Норы есть всякие: широкие и узкие, мелкие и такие глубокие, что до плеча руку засунешь, а все равно не достанеш дна.

В тех норах прячутся раки. Говорят, что иногда и гадюки. То страшная вещь: засунуть руку и вместо рака вытащить змею!

Меня пока судьба миловала, Николай же рассказывал, что однажды таки наткнулся на змеюку. И хорошо, что приловчился ухватить за голову, а не за хвост! Отакенна, толстая, как нога, как обкрутилася вокруг него, то чуть не задушила!

- И как же ты от нее спасся? - спрашивали мы настрахано.

Николай чвиркав сквозь зубы.

- Я ей голову ед крутил! Бросил на землю уже без головы, а она все равно лезет за мной... Еле убежал!

Поэтому я очень боюсь наткнуться на гадюку. Потому я больше верю Николаю, чем в учебнике по зоологии, где написано, что гадюка дышит, как и человек, легкими, следовательно, не может быть долго под водой. Да и почему я должен доверять этим дядям, что написали учебники? Они же не печерували в нашей реке раков! И наших гадюк не видели...

Раздеваюсь, лезу в воду. Нащупываю ногой нору - несмотря самом дне. Вдохнув как можно больше воздуха, ныряю. Сильное течение сразу подхватывает меня, сносит, но я успеваю прицепиться за выступление и подтягиваю свое тело, рвется вверх, как поплавок, до самого дна.

Вот и нора. А рядом еще одна... еще... И тут раков и раков!.. Хватаюсь за край одной норы левой рукой, а правую сую в другую. И сразу же натыкаюсь на что-то колючее.

Есть!

Наставив острые клешни, рак отступает в глубь норы, а я должен накрыть его сверху ладонью. Если удастся - накрою, то рак считай что в кармане. Он уже никуда не денется и, главное, не вцепится в пальцы. А если не успею - тоже не беда! Рак схватит клешней пальца и не отпустит, пока его пожбуриш на берег.

Ухватив рака, опрометью выныриваю на поверхность. Хватаю широко розтуленим ртом воздух, а брат, стоя на берегу с ведром, нетерпеливо спрашивает:

- Есть рак?.. Есть?..

Висмикую из воды рака и, размахнувшись, швыряю на берег.

Сережа с визгом бежит за раком, а я опять ныряю на дно.

Так проходит полчаса-час... От долгого пребывания в воде кожа на мне собралась в гармошку, зубы стучат как сумасшедшие. И я никак не могу оторваться от карниза, загадочных рисунках, сценах большими и малыми пещерами: почти в каждой ждет меня рак!

- Уже полведра! - зовет меня Сережа и, вытирая пот на лице, канючит: - Я хочу купаться!

- А раки? - спрашиваю, сердито відпльовуючи воду. - Раки - я за тебя буду собирать?

Сережа вздыхает и покорно плентає за очередным раком.

Я бы таки напечерував полное ведро раков, когда бы не гадюка.

Попалась она мне в особенно широкой и глубокой норе. Только я послал туда руку, как что-то холодное, скользкое ударило меня по пальцам, метнулось вглубь.

Ух!..

Не помню, как и вылетел из воды. У меня, видимо, был очень испуганный вид, потому что Сережа бросил ведро и - наутек!

Выскочив на берег, бросаюсь за ним. Мне кажется, что гадюка гонится следом, вот-вот цапнет за пяти ядовитыми зубами! Затем, вооружившись палками, осторожно подходим к реке. Гадюки не видно. Только ползают раки, что высыпались из ведра. Собрав раков, мы ушли от того места подальше. Но и там я уже не решался лезть в воду. Мне казалось, что в каждой норе сидит гадюка.

Сережа тоже раздумал купаться. Он только склонился над обрывом, где вода была аж черная от глибизни, и начал притоплювати ведро, чтобы набрать воды.

-О!..

Когда я обернулся на то растерянное «о», Сережа уже стоял на ногах, а не на коленях, и смотрел на воду так, словно впервые ее увидел.

- Где ведро?! - закричал я отчаянно.

- Там,- показал брат на кручу, пятясь от меня. - Там... утопились... Я бросился к утесу. Ни ведра, ни раков, только один Сергіїще, которого я сейчас лупцюватиму так, что он аж запенится!..

Опечаленные, возвращались домой. И хоть не я - брат утопил ведро, мне от этого не было легче. Мама все равно всю вину свалит на меня, потому что я - старший, а старший все в одвіті.

И почему у меня нет еще одного, от меня старшего брата?



ПРО ЛОЗУНГИ И ПОРТРЕТ

В нашем селе появился художник. Очень серьезный молодой человек невысокого роста в белых полотняных штанах. Когда он впервые прошелся по селу, то мы не могли опомниться от удивления: мы думали, что он просто забыл натянуть штаны.

Кроме этих чудных штанов, художник носил ярко-красную рубашку, роговые очки, за которыми прятал цепкие маленькие глаза. Рот у него тоже был небольшой, и держал он его так, словно собирался сказать букву «о», но в последний момент раздумал.

Несмотря на свой небольшой рост, художник своей строгостью вызвал боязливу уважение не только у нас, подростков, но и взрослых. Даже дядя Андрей, который в гражданскую войну собственноручно зарубил полковника польского и почти ко всем обращался на «ты», даже он уважительно «викав» художнику.

- Значится, такички... Нарисуєте нам такую большую картину для клуба... Дікорацію. Чтобы на всю сцену. Чтобы там дома были, и пруд, и ивы...

- А полотно? - строго спросил художник.

- Полотна дадим. Сколько скажете, столько и выделим.

Художник для чего-то посмотрел на свои приношены штаны, подумал, потом сказал:

- Думаю, что метров пятьдесят хватит.

- Пятьдесят, а то и пятьдесят,- сразу же согласился дядя Андрей.-Еще, то... Лозунги - для клуба и в сельсовет. Красной материи нам район выделил на агитацию, а текст я вам позже принесу.

Художник только кивнул головой, а дядя Андрей добавил:

- Ну, и само собой - еду... Три раза в день и еще когда виголодаєтесь.

Выпишем в колхозе меда, сала, пшена и масла, а жить и харчуватиметесь у Одарки... Вот, кажется, и все... А деньги заплатим уже по работе...

Председатель ушел, художник остался. Остались и мы стояли тесной группой, не спуская глаз с художника. А он походил, походил по церкви, что правила за клуб, потом остановился напротив нас, поправил очки,строго спросил:

- Кто из вас умеет рисовать?

В наших рядах - тихое замешательство. Кто знает, для чего ему нужно. Ану начнет бить!

- Так что, никто не умеет?

Тогда Ваня не выдержал:

- Вот он стенные газеты рисует! - и ткнул в меня пальцем.

Художник выхватил меня взглядом с группы - от босых ног до розвихреної чуприны.

- Будете моим ассистентом... А остальных прошу покинуть зал!

Что означало то слово, я тогда не знал, а спросить не посмел. Однако я очень гордился тем постом и аж из кожи старался, чтобы угодить художнику.

Художника звали Аполорій Александрович, и я долго наламував языка, пока научился произносить это странное имя.

Деятельность свою мы начали с того, что сбили большую раму, а потом нап'яли на нее сшитое полотно. Когда с этим справились, Аполорій Александрович принялся грунтовать холст.

Пока оно сохло, мы взялись за лозунги. Дядя Андрей принес тексты, выведенные четким строгим почерком Павла Степановича, попросил рисовать буквы побольше, так чтобы издалека можно было прочитать. Художник быстро приводил эти буквы прямо карандашом на материи, а затем дал мне щеточку и белую краску и сказал, чтобы я рисовал вместе с ним.

Целыми днями, с утра до вечера пропадал я в церкви. Возвращался домой только вечером, и от меня пахло масляной краской. Руки мои, и лицо, и даже волосы были в краске, но я и не думал ее одмивати. Пусть все видят, что я теперь не кто-нибудь - ассистент!

- Ты хоть бы умылся, горенько мое! - вычитывала ласково мама. - Да не спеши так кушать, а то еще подавившегося!

А перед Галиной Ивановной, кивая насмішливо в мою сторону, хвасталась:

- Вот, слава Богу, дождалась помощи: Толя службу нашел!

- И много зарабатывать? - заинтересовалась Галина Ивановна.

- И много... Я уже думаю: не бросят работу и совсем на сыны содержание перейти...

«Смейтесь, смейтесь! - думал я про себя, уминаючи борщ. - Какой же дурак за такую интересную работу и еще деньги платить? Вон ребята аж лопаются от зависти, они неизвестно что отдали бы, чтобы только подержать кисти в руках. А вы говорите: деньги!..»

Покончив с лозунгами, взялись за декорацию. Долго морочились, но недаром. Село вышло как настоящее: и дома рядышком, и пруд с ивами и прип'ятим лодкой, еще и аист на крыше. (...)

Впервые я сидел за столом со взрослыми. На почетном месте - художник, рядом - дядя Андрей, а я - на ріжечку, но все равно - за столом. Мы ели топленое яичницу, я запивал ее вкусным холодным компотом. (...)

После обеда пришло время расчетов. Дядя Андрей достал засаленные кредитки. Послинивши пальцы, посчитал, протянул художнику:

- Вот вам копеечка в копеечку. За дікорацію, за лозунги и опять же - за меня...

Аполорій Александрович не стал считать деньги: небрежно свернул, положил в карман.

- А сколько вы заплатите моему ассистенту?

Я так и замер. Деньги? Мне? Нет, то, наверное, послышалось... То же самое показалось, видимо, и дяде Андрею. Он поблимав, поблимав, потом спросил:

- Котором ассистенту?

- А вот ему,- показал на меня художник.

- Ему? - поднял брови дядя Андрей. - А разве ему что положено?

- Положено, - твердо ответил Аполорій Александрович. После долгого торга сошлись на трешке. (...)

И мне стало уютно и хорошо, и я подумал про себя, что вот получу трешку и куплю маме подарок. Который, еще не знал и сам, только выберу такой, чтобы она очень утешилась, чтобы разгладились морщинки на ее уставшем лице...

- Ты снова здесь? - удивился дед Аксентий, увидев меня утром у ворот. - Еще деньги заработал, что ли?

Я мрачно ответил, что их еще не получил.

- Вот оно так,- сказал дед, выбивая о ворота люльку,- берут, целуют, отдают - плюют. А ты не плошай: раз заработал, то пусть хоть с колена выковыряет, а отдает!

Как и вчера, сходились парни, садились рядышком возле меня. Отвечали дружно взрослым, которые останавливались и спрашивали, чего мы здесь собрались, что Толька должен получить заработанную трешку. (...)

Оставалось одно: набраться терпения и ждать.

И я, набравшись терпения, ждал, пока пройдет неделя.

Каждое утро шел под те ворота, как на службу: садился и ждал, пока выйдет из двора дядя Андрей. Ничего ему не говорил, делал вид, что не замечаю, что просто шел, натомився и и присел отдохнуть, а в душе аж тьохкало: ану же он сейчас подойдет и скажет:

- Вот получил-таки деньги вчера. Бери, парень, своего трояка и знай мою благость!

Сидел и всем, кто проходил мимо и интересовался, чего я здесь, рассказывал все по порядку. Как был ассистентом, помогая художнику рисовать картины и лозунги. Как заработал три рубля. И как голова не хочет их отдавать.

Люди - кто смеялся, кто возмущался, а дед Евсей добавлял:

- Оно так: кому охота одривать собственную рубашку от тела!

Я бы таки дождался конца этого ненавистного недели - выдержал бы, не умер, но не выдержал дядя Андрей. Четвертого дня он выбежал рано утром из дома и сердито ткнул мне трешку в руки:

- Забирай ее к черту и не мозолься у моих ворот! И где ты взялся на мою голову: на все село ославил!



НОВЫЙ КОСТЮМ

Первый в жизни новый костюм я надел уже в шестом классе. (...) Однажды, как раз перед Первым мая, мама вернулась домой

с большим свертком. И когда я пришел из школы, она встретила меня

еще на пороге:

- Толя, а иди скорее сюда!

У мамы было какое-то необычное, освещенное, вдруг помолодевшее лицо.

- Смотри, что я тебе купила.

На столе, любовно выглаженная мамой, лежал костюм. Серый. С магазина. С карманами и пуговицами. Отдельно - пиджак. Отдельно-штаны. Без единого пятна или заплатки. Новый-новехонький.

Бросив на скамью книги, я осторожно подступал к столу. Так осторожно, словно тот костюм - живое существо, и я могу ее напугать.

- Это мне?

- Тебе, сынок, тебе! (...)

Целое утро только и разговоров было, что о мой новый костюм. Подходила Галина Ивановна, хвалила обнову.

- Ты уже настоящий кавалер,- сказала она.

И ребята сразу же стали дразнить «кавалером».

Из зависти, конечно! (...)

Даже Павел Степанович не пропустил мимо внимания моей обновы. Когда все выстроились в одну длинную колонну и вынесли из кабинета директора флаг, завуч прошелся вдоль рядов и увидел меня.

- Выйди из колонны!

И когда я, лихорадочно вспоминая, о какой очередной вред стало известно Павлу Степановичу, оставил колонну, он мне сказал:

- Иди становись впереди. Нести флаг.

Флаг!

Меня аж бросило в жар от счастья. Ибо кто из нас не мечтал хоть раз в жизни пройтись впереди школьной колонны с флагом в руках!

- Удержишь? - спросил Павел Степанович, давая мне тяжелый флаг в руки.

- Удержу!

Когда закончился митинг, я с сожалением отнес флаг в школу, поставил в кабинете директора. Вышел на улицу и задумался, не зная, что делать дальше.

Конечно, я нашел бы что делать, вон ребята уже поехали в лес, но я же был в новом костюме, а мама строго приказала:

- Смотри же: задумаєш идти к реке или в лес - переоденься в старое!

Да я и сам хорошо понимал, что новую вещь надо беречь. Не маленький.

Только мне хотелось еще побыть в новом костюме.

И я, принеся в жертву и реку, и лес, неторопливо иду по улице, точно так, как это делают взрослые. К этому обязывает меня новый костюм. Новый-новехонький! (...)

- Толь, иди к нам!

Ванько. Увидел меня, машет рукой.

Не раздумывая примкнул бы к ним, но на мне новый костюм. И почему я его сразу не скинул?

Наловив линків, ребята собираются к железной дороге - кататься на шпалах.

- Ты с нами пойдешь?

А куда же мне еще деваться!

- Тогда пошли!

Возле железной дороги, недалеко от переезда, чернеют две огромные колдобины. Кто их выкопал, зачем, никто из нас не знает. Да мы и не интересуемся. Нам достаточно того, что колдобины полные воды, вернее, не воды, а мазута, а сверху плавают шпалы, на которых так интересно кататься!

Ребята один споперед одного захватывают шпалы, что при берегу. Мне же остались те, что плавают посередине.

- Ребята, - кричу, - подгоните!

Вчера они подогнали бы, а сегодня не хотят. Причиной тому мой новый костюм и флаг, который я нес на демонстрации.

- Сам подгоняй! - отвечает мне Николай и замахивается палкой на Ванька: - Вот только попробуй - так по голове и шарахну!

Ладно, обойдусь и без вас!

Иду вдоль берега, выбирая, какая шпала поближе, а ребята насмешливо кричат:

- Ге, боится! Вырядился в новое и боится!

Кричите, кричите, я сейчас вам покажу, как боюсь! Выбираю шпалу, что плавает метров в двух от берега. Приміряюсь, разгоняюсь, прыгаю...

Я прыгнул очень хорошо: прямо на шпалу. И от мазута шпала скользкая, как лед. И я поехал-поехал по ней и свалился в воду.

Нырнул с головой. Ребята надрывали от хохота пупы, я же изо всех сил вигрібався к берегу, разбрызгивая во все стороны мазут.

Вылез из колдобины больше похож на шпалу, чем на человека. Мазут стекал по мне густыми потеками, на мой новый костюм страшно было и взглянуть. Если бы мама меня вот увидела, она умерла бы!

Ребята перестают хохотать. Сповняються сочувствие к моему большому горю, забывают даже, что я нес флаг. Друг по другу пристают к берегу, подходят ко мне.

- Будет тебе!

- Его надо постирать...

- Где?

- В ручью.

- Глупый! Разве в воде одпереш!

- А в чем?

- В керосиновые!

- Где же ты столько керосина возьмешь?.Треба бочку, не меньше... Потом Николай говорит:

- Давайте хоть викрутимо!

Я сбрасываю пиджак, брюки и рубашку. Во мне теплится слабая надежда, что как-то удастся спасти костюм.

Ребята выкручивают, аж сопят, мазут так и ляпотить на песок, и мой костюм уже не черный, а рыжий. Рыжий, как собака. Весь в полосах, в пятнах, и Николай безнадежно машет рукой:

- Ничего у нас, ребята, не выйдет! Разве что сжечь...

- Ага, сжечь! - чуть не плачу я.- А ты его покупал?!

Беру штаны, беру пиджак и еще и рубашку. Плентаюсь к ручью, хотя заранее уже знаю, что ничего из этого не выйдет...

- Знаешь, мама,- сказал я своей маме второго дня, когда переколотилось и перемололось,- не справляй мне больше новых костюмов! Потому что от них одна беда!

Вот пока и все о голубую ребенка.



1 Аргамак - порода лошадей.

2 Сопло - насадка на трубе, которая регулирует струю газа или жидкости, что оттуда выходит.

3 Маузер - вид автоматического пистолета.

4 Вилужений - здесь: вымытый.

5 Арап - устаревшее название темнокожих людей.