Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Что является основой и движущей силой сюжета?



Поскольку сюжет - это определенная последовательность чередования событий и ситуаций, то, закономерно, в художественном произведении должна быть сила, которая придает ему динамики, движения. Такой движущей силой, основой сюжета является конфликт - столкновение, противоречивость, противопоставление, разграничения или столкновения событий, характеров, идей. Сложность и многообразие жизненных конфликтов - общественных, политических, эстетических, нравственных, профессиональных и т.д. - предопределяет и разнообразие художественных конфликтов. Однако, имея общую внутреннюю сущность, конфликт художественный и жизненный конфликт - разные величины. Писатель не просто переносит в произведение самые разнообразные общественные, психологические, производственные, семейные противоречия, но и показывает их через события, человеческие судьбы, созданные его фантазией. Так, например, в новеллах Г. Косынки четко прослеживается конфликт между коммунистической идеей и реальным воплощением ее в жизнь, что ведет к кровавым репрессиям, братоубийства, дегуманизации общества; между отдельным героем, что не признает никакой власти, и той общественной системой, которая заставляет его стать таким, как все,- послушным колесиком и винтиком политического механизма. В другой плоскости разворачивается конфликт романа В. Подмогильного «Город», его главный герой Степан Радченко - натура неоднозначная: с одной стороны, это человек талантливый, работоспособный, настойчивый в достижении поставленной цели, с другой - эгоистична, даже жестокая, когда речь идет о путях реализации этой цели. Душа героя - средоточие психологической действия романа, добро и зло - это полюса, противоречия, вокруг которых концентрируется действие. Писатель размышляет над общечеловеческими моральными ценностями, подчеркнутыми уже в эпиграфе к произведению: чем же человек похож на ангела, а чем - на животное? Чем содержательнее художественный конфликт, тем значительнее произведение.