Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
«Голос поэта звенел медью» (поэзия П. Г. Тычины лет Второй мировой войны)

Вторая мировая война. Пылают города и села. Фашист порочит нашу священную землю. В эту эпоху упадка и героического подвига народа Тычина провозгласил: «Побеждать и жить!» Поэзия Тычины тоже воевала, мстила, ненавидела, мобилизовывала, окрыляла. Название книги «Побеждать и жить!» (1943) - меткое определение помыслов и действий народа в годы войны: победить ненавистного врага, жить и процветать нашей Родине!
Гнев и ненависть, нежность и лиричность, философская углубленность в проблемы жизни и смерти, наступательная сила слова - признаки творчества П. Тычины периода войны.
В стихотворении «Весна» (1942) контрастно сопоставляется красота весеннего цветения и ужасы вражеской оккупации: «ластится трава, квит-ласкавчик, цветут луга - и ручки детей, которых тевтон вдавив в землю». Покачивание березовых хрусталиків напоминает повешенных, заживо прибитых на крест людей. Жертвы фашизма зовут к мести над врагом. Смерти и разрухе поэт противопоставляет жизненную активность творца. Всегда надо помнить о своем долге перед Отечеством, перед историей.
 
Поэт должен заново родиться.
Не тихо догорят, как и свеча, -
не только мудрістю.в песнях светиться, -
ай быть сознательным моего меча.
 
Как приказ воспринимается поетове: «Ударь словом так, чтобы аж звенело медью!» Враг будет повержен, жизнь победит смерть: «А нам побеждать и жить!» Високопатріотичний стихотворение «Матери забыть не могу» (1942) построен как перекличка сына с матерью Украиной, которую фашистские «душат... удавы, гнут к зем-. ли, как колосину». Но Отечество не кажется. Сквозь расстояние поэту появляется образ Родины. Обращаясь к метафорических образов («грозой переплав^ люсь, сталью блеска насталюся!»), автор воспроизводит психологическое состояние человека смелого, сильного духом, человека, который готов вступить в бой за честь Отчизны.
Вершиной творческих достижений Тычины периода Второй мировой войны стали поэма «Похороны друга» и стихотворение «Я утверждаюсь».
«Похороны друга» (1942) - философская поэма, поэма-реквием, явление в литературе необычное и формой, и содержанием. Своеобразная построение ее дала возможность поэту соединить индивидуальное с общенародным, широкий философский размах мысли с конкретными реалистическими описаниями. Это монументальное произведение, в котором были синтезированы самые сокровенные чувства, что переполняли каждого патриота. Многоплановость, полифоничность звучания повествования о защитника Отечества, который недожив, недолюбив, философские размышления о смерти и бессмертии, мастерство изображения, ритмичная разнообразие - эти качества обеспечили бессмертие произведения.
Поэма «Похороны друга» наснажена высоким гуманистическим пафосом, в ней в полный голос звучит мотив уникальной ценности жизни каждого человека и одновременно возвышается гимн безсмертю народа. Народ бессмертен, и бессмертные герои, которые упали за его свободу. В поэме утверждается идея бессмертия народа, вечного торжества жизни:
 
Все встает, встает, растет и смеется.
Все в новые на мире формы переходит.
И мертвому тебе - живых нас не убить.
 
Трудно найти в украинской литературе произведение, в котором так разносторонне и полно было бы высказано чувства людей той эпохи, ту глубокую скорбь по жертвам войны вместе с непоколебимой верой в победу и то восхищение, которое, подобно молнии, порой пронизывает нас, когда мы думаем о том, что будет после победы.
 
Я есть народ, которого Правды сила
никем завоевана еще не была, -
 
такими словами Павел Тычина начинает мужественный стих «Я утверждаюсь» (1943), Поетове Я воедино сливается с мільйоннодужим народным Я. Стихотворение стало своеобразным манифестом героического народа, который на вековых исторических перекрестках провел не одно лихолетье. Высказывания «Чтобы жить, ни в кого права не спрашиваю. Чтобы жить, - я все цепи разорву» подчеркивают несгибаемый дух народа.
Стихотворение звучит как гимн бессмертной силе и величии народа. Эту главную мысль стихотворения подчеркивает рефрен «Я утверждаюсь, я утверждаюсь, бо я живу», повторенный шесть раз, и метафорические выражения: «Я сіяю, крыльями розгортаюсь», «Я жизнью богатым розсвітаюсь», «Я розвертаюсь». Характеризуя врагов, поэт, идя по фольклорным источникам, употребляет слова сниженного плана («ворюг воровских», «фашистская грязь», «тебе же я кладу доску гробовую»).
Однородные присудки «призываю», «клика», «зову» подчеркивают эмоциональное воодушевление поэтического призыва к всех народов бить фашиста нещадно.
Поэзия «Я утверждаюсь» исполненный сыновней любви к родине, ненависти к врагу, непоколебимой веры в победу над гитлеровскими разбойниками.
Пережив глубокую душевную кризис, когда Тычина в 20-30 ройках боролся с собственным талантом, точнее пытался приспособить его к драматическим условий того времени, поэт согнулся под враждебной тоталитарной системой. И по образному выражению Евгения Маланюка «от кларнета твоего - окрашенная Дудка осталась». Однако, еще были отдельные вспышки гения поэта. В период смертельной борьбы против фашизма талант поэта снова засиял, потому что появилась возможность обнаружить истинные чувства. В сборнике стихов «Я утвержаюсь», созданной в эти бурные годы, читатели снова познавали гения. Этим Тычина доказал, что поэт может творить только тогда, когда свободен.