11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
«Дневник» А. Довженко - документ эпохи
Мы, украинцы, - странная нация. Не принимаем своих героев, когда они живые, и проливаем горькие слезы, когда их уже нет рядом с нами.
Александр Довженко был признан во всем мире, а в родной стране не имел возможности творить в полную силу, должен был оглядываться на мнение далеких от искусства людей и только в своем дневнике раскрывался полностью..
Действительность жизнь была богаче и страшнее всякое воображение. «Книги и кинофильмы о нашу правду, о наш народ должны были трещать от ужаса, страданий, гнева и неслыханной силы человеческого духа», - писал в дневнике в 1942 году писатель. Но он видел, что там, далеко от фронтов, в тихих кабинетах создается новая литература, в которой произносится только патетика войны, и любой бюрократ от литературы сможет сказать, что без его участия победы не было бы. Довженко верит в то, что там, на войне, в страшных боях закаляются сильные характеры, сильные души, и они когда-то выйдут на трибуны, чтобы открыто и честно рассказать о страданиях народа, о его мужестве и героизме. Он гениально предчувствует появление Олеся Гончара, Михаила Стельмаха и многих других писателей.
В годы военного лихолетья Александр Довженко размышляет над судьбой своего народа. Запись 12/VII-1942 года свидетельствует, что задолго до освобождения Украины от фашистов Александр Петрович предсказывает судьбу простых людей, которые часто не по своей воле оставались на оккупированной земле. Он не хочет видеть, как будут наказывать за это тех, кого не убили фашисты, «...за немецкое иго, за немецких незаконнорожденных детей, за каторжный труд в Германии, за то, что не умерли они от голода и дождались нашего прихода». И снова предчувствие не обмануло его. Те, что остались живыми, в полной мере ощутили на себе и давление власти, и ненависть прокуроров и следователей, которые не полегли в боях, потому что отсиживались в тылу, шлифовали свое «оружие», отточенной еще в тридцать седьмом году.
В декабре 1943 года, находясь в Москве, Александр Довженко делает запись, в котором перечисляет, что потерял Киев по его памяти. Двадцатый век отомстил древнему городу за его красоту и совершенство, за его любовь и уважение к истории, оставив невредимыми монументальные, но убогие, претенциозные и брутальные здания официальных учреждений, универмага, вокзала.
6 ноября 1945 года Александр Довженко делает запись, в котором пытается подсчитать, сколько своих сынов и дочерей потеряла Большое Вдова - Украина «...убитыми, сожженными, покатованими, сосланными в ссылку, изгнанными в чужие земли на вечное блуждание» в XX веке. Потери эти огромны. «В дикое поле Европы!» - с отчаянием звучат слова писателя.
К чему, к кому обращаться зраненій души в то время, когда на глазах меняется мир, а на 1/6 земной суши, что называется Советский Союз, зло продолжает свое шествие? И взгляд Довженко поднимается к небу, к Богу. Человек, который не молилась тридцать лет, воспринимает Бога как идею добра, справедливости, духовности, что делает людей людьми. И снова пророчески звучат его слова: «В будущем люди придут к нему».
Перечитывая строки «Дневника», я думаю о том, что было бы с Довженко, его близкими, чтобы этот документ попал в руки тех следователей и прокуроров, которые безжалостно превратили в лагерную пыль цвет нации. Скорее всего, не спасли бы его ни всемирное признание, ни талант, ни знакомство с партийной элитой. К счастью, этого не случилось, и сейчас мы можем читать его книги, смотреть фильмы, знакомиться со строками «Дневника», что стал документом эпохи.
|
|