Эстетика страдания - основное понятие диссидентской эстетики, введенное в. Стусом. Размышляя над сутью поэтического творчества, "когда мир нам все сильнее болит", он отмечал, что "творчество - это только гримаса индивидуального боли", что обусловливает "эстетику страдания", в которой - "вся философия искусства и вся его величие с таинственными феноменами катарсиса". Диссидентская творчество утверждала такие эстетические и гуманистические принципы, которые шли вразрез с официально вводимые догмами марксизма-ленинизма в литературе и в жизни. Это была попытка решить проблему экзистенции человека в дегуманизированной мире абсурда. Вернуть человеку умение чувствовать боль и противостоять злу, співстраждати и готовиться к возрождению истерзанной человеческой души и знівельованого национального духа в ситуации массового психоза - основная проблема, озвученная диссидентами - последовательными поборниками прав человека. Е.с. акцентировала вопрос личного выбора свободы, полноценной жизни в водовороте постоянных испытаний, включала в свою сферу осмысления смерти и бессмертия: своим неприятием антиценностей так называемой "самой гуманной в мире государства", то есть СССР, утверждала бессмертие человеческого Духа, что саморозкривається.
|
|