Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Василий Барка
Символика желтого цвета в романе В. Барки "Желтый князь"


Роман В. Барки "Желтый князь" является одним из самых ярких описаний украинского голодомора 1932-1933 годов. Ключом к пониманию авторской концепции произведения _ и одним из его ведущих символов становится желтый цвет, встречающийся уже в названии романа. Он входит в повествование произведения в характеристике одного из фанатичных и бездушных слуг нового режима, Григория Отроходіна, который называется рыжим. Упоминание, что он носит зеленый френч, "как у вождя", отсылает читателя к главе господствующей властной вертикали. Желтый становится символом антигуманно! власти, которая уничтожает людей, которая через библейские упоминания ассоциируется с абсолютным злом, дьявольской силой. Поэтому все, с ней связанное, приобретает желтого цвета. Это и стены государственных учреждений, и сернисто-желтые двери райкомівської здания. Характерно, что Отроходін впоследствии, как и подобные ему другие сторонники власти, "чертова сила", "татарва", теряет имя и называется просто "рудець", "рыжий", "золотозубой". Таким образом, с потерей человеческой сущности, на первый план в изображении знівельованої личности выдвигается цветовая характеристика как признак причастности к новой, "чертовой" власти.
Название "Желтый князь" можно трактовать неоднозначно: это и олицетворение бездушной новой власти во главе со И. Сталиным, "Антихристом", и символ голода, что царит на улицах агонизирующего села. Господство "желтого князя" приводит к сплошному омертвения, "руины". В романе желтый - это символ смерти, уничтожения как окружающего мира, так и человека: желтыми есть и сухие сорняки и трава на тихих улицах полумертвого села, и мертвые тела людей, погибших от голода.
Итак, желтый цвет в романе используется преимущественно для обозначения нечеловеческой силы, что приводит к омертвения и упадка. Все, к чему она прикасается, тоже желтеет, словно от дуновения адского огня.
Но в то же время желтый предстает и как цвет животворного солнца, колосья, хлеба. Это символ жизни и обновления, надежда на которое не умирает. Ведь остается жить самый младший из семьи Катранників - Андрюша, - который несет с собой тайну золотой чаши, крупнейшей драгоценности крестьян. Надо отметить, что отрицательное нагрузки золотого или желтого, цвета в случае с чашей снимается. Она становится символом света, вопреки всем притеснениям, преодолевает тьму и мрак. В противостоянии двух вечных ценностей - добра и зла - невозможен абсолютный победитель, и хотя царство желтого князя все распространяется, свет не исчезает окончательно.