Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

План конспект лекции по мировой литературе на тему:
«Символизм. Жизнь и творчество Шарля Бодлера»

1. Цель

Учебная цель предполагает формирование у студентов:

· научных знаний о декадентские настроения в литературе;

· теоретических знаний о литературное течение конца xix в. символизм;

· осмысление закономерностей развития французской поэзии середины XIX и на рубеже ХІХ-ХХ вв..

· понимание таких понятий как: символ, суггестия;

· знание биографии зачинателя символизма Шарля Бодлера;

· осознание неординарности фигуры Шарля Бодлера и его влияние на литературный процесс

· личностных взглядов относительно сборника Шарля Бодлера «Цветы зла».

Воспитательная цель: привитие студентам интереса к поэзии, воспитание любви к красоте, к искусству слова.

Развивающая цель: развитие навыков выразительного чтения, устной речи, критического мышления, анализа стихов Шарля Бодлера.



2. Методы, приемы, средства

Методы, приемы передачи и обмена словесной информации: рассказ, брейнсторминг, аутентичная беседа и дискуссия.

Методы, приемы убеждения: апелляция к высказываниям известных людей, эпиграфы.

Методы, приемы развития мыслитель них действий: анализ, свободное рассуждения, обобщение.



3. Наглядность: портрет Шарля Бодлера, флаг Франции, макет Эйфелевой башни, поэтический сборник Ш. Бодлера «Цветы зла», раздаточный материал (стихи).









4. Основные вопросы лекции:

1. Декаданс как сложное идеологическое и культурное явление конца XIX века.

2. Символизм во французской литературе.

3. Жизненный и творческий путь Шарля Бодлера.

4. Поэтический сборник Шарля Бодлера «Цветы зла».



5. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Бодлер Ш. Поэзии: Пер.з фр./Ред.-сост. М. Москаленко; авт.вст. слова Д. Павлычко; авт. Післям. Д. Наливайко.- К.: Днепр, 1990.- 272с.

2. Бодлер Ш. Поэзии // Вселенная. 1989. - №7. С.138-150

3. Обломиевский Д. Французский символизм. М.: Наука, 1973

Дополнительная:

1. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М.: Высшая школа, 1987. С.395-412.

2. Балина К. Ассоциация как атрибут поэтики символизма // Тема, 2001.-№2. С. 112-125.

3. Великая земная любовь Г.В. Шарль Бодлер предтеча символизма // ВЛК 2003.-№1. С.34-36.

4. Дереза Л.В. «Находясь в аду, можно грезить о белоснежные вершины » Глубины поэзии Шарля Бодлера // Заруб. л-ра в навч. закл. 1998. - №9. с. 14.

5. Пронкевич А.П. Зарубежная литература: Учеб. для 10 кл. сред. загальноосвіт. шк.. 3-е изд., перераб. и доп. К.: Пед. пресса, 2002. с. 252-259.









Ход лекции:

И. Вступительная часть (5 мин)

· приветствие преподавателя со студентами;

· сообщение темы лекции;

· определение основных вопросов лекции, сообщения рекомендуемой литературы.

II. Основная часть (70 мин)

· освещение каждого вопроса отдельно;

· показ логического перехода от одного вопроса к другому, осуществление итоге после каждого этапа;

· обоснование понятий, терминов, концепций, выделения критериальных признаков;

· выделение вопросов для беседы и дискуссии, применение брейнстомінгу, получение обратной связи;

· для развития интереса к содержанию лекции зачитывание стихов, их анализ, свободное рассуждения, обобщение.

III. Заключительная часть (5 мин)

· осуществление логических выводов о основные понятия, положения, которые были рассмотрены;

· сообщения о достижении запланированной темы, задач лекции, оценка общего взаимодействия со студентами;

· определение подготовки к семинарским занятиям и обсуждение анализа указанных вопросов, положений на занятии;

· короткое сообщение вопросов, проблем, которые будут рассматриваться в следующей лекции в взаимосвязи связи с освещенными;

· благодарность студентам за внимание.







Ход лекции:

(На классной доске написаны тема лекции и эпиграфы к занятию, висит портрет Ш. Бодлера, флаг Франции; поэтический сборник Ш. Бодлера «Цветы зла», макет Эйфелевой башни, свеча)

Эпиграф: «...замереть в тишине и слушать вечность - это символизм».

Лесь Курбас

И. Вступительная часть

Преподаватель: Здравствуйте студенты!

Тема нашей сегодняшней лекции: «Символизм. Жизнь и творчество Шарля Бодлера».

Мы рассмотрим такие вопросы:

1. Декаданс как сложное идеологическое и культурное явление конца XIX века.

2. Символизм во французской литературе.

3. Жизненный и творческий путь Шарля Бодлера.

4. Поэтический сборник Ш.Бодлера «Цветы зла».

II. Основная часть

1. Декаданс как сложное идеологическое и культурное явление конца XIX века

Преподаватель: Студенты, знаете ли вы, что означает слово «декаданс»?

Студенты: упадок,

Слово «декаданс» (фр. decadence-упадок). Впервые этот термин использовал поэт Теофиль Готье 1869 г. в предисловии к книге Ш.Бодлера «Цветы зла».

Конец XIX века во Франции отождествляется с декадансом, упадком, духовным расстройством, с утратой нравственных критериев, растерянностью интеллигенции перед лицом социальных проблем и противоречий, которые усиливаются.

В конце XIX века существовало устоявшееся мнение, что Западная Европа находится в состоянии болезни, старение и движения до полного упадка. Люди искусства осознали, что зла в мире гораздо больше, чем добра, "нет более богов", а "отчаявшаяся Любовь... плачет среди уличной грязи". И душа человека постоянно ведет поединок с собой и с миром.

В этот период было заметным господства декадентского настроения, оттуда же выходят источники многих мотивов уныния, тоски, отчаяния творчества французских поэтов-символистов.

Поэтому, декадентство сложное идеологическое и культурное явление, обобщенное название кризисного мировосприятия, которое проявляется в литературе, искусстве, культуре.

На рубеже ХІХ ХХ вв. декадентское мироощущение распространилось во многих странах. Декаденський герой это человек, который чувствует свою отчужденность в мире, потерю нравственных идеалов, веры в будущее. Она не приемлет грубой действительности, предпочитая самоуглублению и самоспогляданню. Единственное действие, на которое она способна, по словам французского писателя Поля Клоделя, - лишь «страстная скука».

По определению критика Ле Тайада, декадент - это «поколение, которое поет и плачет»: плачет от «прозы жизни, «неуютной действительности», а поет, чтобы не потерять «сердечного настроения», хотя «сердце уже превратилось в кладбище несбыточных мечтаний и надежд».

Основными мотивами писателей-декадентов были: печаль, отчаяние, пессимизм, разочарование, жалобы беззащитной души.

Подчеркнута болезненность и угасания жизни становятся любимыми темами, которые превращаются в источник утонченных переживаний.

Искусство декаданса нашло адекватные формы для отображения духовного напряжения и растерянности людей эпохи и дало яркие образцы художественных произведений.

Декаданс в литературе не имеет общей поэтики, он основывается на сочетании различных направлений, течений, стилей. Например, от романтизма он берет не принятие окружающего общества, разочарование в действительности, стремление бежать от несовершенного жизни в мир красоты и прекрасной иллюзии.

Одним из ведущих мотивов декадентских произведений является утверждение роли искусства и его преимущества над реальностью. Использование различных направлений и стилей эпохи декаданса показал разноплановые искания искусства в конце ХІХ начале ХХ ст., которое постепенно приближалось к кардинальному изменению эстетической системы и появления модернизма.

Первым декадентом в Европейской литературе считают Шарля Бодлера.

Среди эстетических принципов декадентства выделяются такие:

· стремление к созданию «искусства для искусства»

· культ красоты как высшей ценности

· уход от субъективных эмоций романтической поэзии

· обращение к внутреннему миру человека

· отказ от морали тогдашнего общества

· провозглашение индивидуализма и эстетства как протест против человечности общества

· поэтизация слабости, разрушения, угасания.

К декадантських течений относят:

· символизм во французской литературе

· эстетизм в английской литературе (представителем которого является Оскар Уайльд, его творчество мы рассмотрим на следующей лекции)

2. Символизм во французской литературе

Как литературное течение символизм сформировался во французской поэзии в 70-80тих годах XIX в. и развивался до начала ХХ ст.

Историю французского символизма разделяют на три этапа:

· Первый 70-х вторая половина 80-х годов XIX в. период становления направления.

· Символизм активно развивался в течение второго этапа в 80-90-е годы.

· В третий период, конец 90-х годов ХІХ ст., происходит спад символизма, символістський движение во Франции постепенно угасает.

Первый 70-х вторая половина 80-х годов XIX в. период становления направления. В это время Стефан Малларме организовал литературный салон «Вторники» для молодых поэтов, которые искали в стихах средства раскрытия целостных эмоций и внушения настроений.

В общем, символическое восприятие мира такое же древнее, как и культура человечества. Но в 1886 году термин "символизм" для определения новой школы в искусстве предложил Жан Мореас в статье "Литературный манифест. Символизм": Жан Мореас сказал: "Имя, нами предложена, СИМВОЛИЗМ, единственное, что подходит для новой школы, только она передает без искажения творческий дух современного искусства". Символизм ориентацией на непроясненность и многозначность художественного слова. Он раскрывает себя в установлении глубинных связей всего в мире.

Символизм активно развивался в течение второго этапа в 80-90-е годы. Период подъема показали произведения Ф.Вьєле-Гріффене, Шарля Мориса, Стефана Малларме,.

В третий период, конец 90-х годов ХІХ ст., происходит спад символизма, символістський движение во Франции постепенно угасает. Хотя в это время многие писатели еще активно работали, но етстетика символистов уже не удовлетворяла писателей, которые искали новых форм. Французский символизм был в значительной яркой и интересной эпохой в поэзии с неповторимыми художественными открытиями и лутературними находками.

Виладач: Что, по вашему мнению, означает слово «символизм»?

Студенты: символ, знак,

Символизм (от гр. simbolon-знак).

Символизм был основан французским поэтом Шерлем Бодлером. Также принципы символизма нашли свое воплощение в творчестве таких французских поэтов как: Поль Верлен, Артюр Рембо и Стефан Малларме, в Бельгии-Морис Метерлинк, в Англии Оскар Уайльд, в Германии Стефан Георге, Герхарт Гауптман; в Австрии Райнер Мария Рильке; в Норвегии поздний Генрих Ибсен, в России Александр Блок; в Украине Николай Вороной, Александр Олесь, Павел Тычина и другие.

Специфику мировосприятия символистов раскрыл историк и теоретик украинской литературы Андрей Товкачевський: Конечно, мы бродим по миру, но душа наша остается холодной, мы не замечаем ни красоты, ни таинственности в тех вещах, которые видим под собой и над собой. Вещи кажутся нам как бы замороженными и целый мир неподвижным, неживым. Но бывают моменты, когда в нас словно розвидняється в душе. Мы с зачудуванням смотрим вокруг себя и не узнаем того мира, который так долго созерцали. Мы словно обретаем новые органы зрения и слуха. Неподвижные, ранее мертвые вещи начинают проявлять какую-то странную жизнь, мы слышим какие-то таинственные голоса, видим незримый тайный связь всех вещей между собой, видим в вещах присутствие чего-то невидимого, неизвестного и вечного. Мир приобретает в наших глазах незначительного перед тем значение: каждая вещь становится символом, эмблемой, видимым знаком невидимого и вечного.

Символисты считали, что сущность мира не может быть познана с помощью разума и рациональных средств, а доступна лишь интуиции и раскрывается через определенный намек, знак, символ.

Виладач: Итак, что такое «символ»?

Студенты: Условное обозначение какого-то предмета, понятия или явления, художественный образ, который условно отражает какую-либо мысль, идею, чувство, . Символисты не заинтересованы в воспроизведении реальной действительности, конкретного и предметного мира, в изображении фактов повседневности, как это делали естествоиспытатели. Символисты стремятся проникнуть в глубины человеческой души, познать сущность всего, что есть на земле и в душе человека, постичь вечную тайну мира и раскрыть нравственный смысл существования личности. Именно в своей оторванности от реальности художники-символисты и видели свое превосходство над представителями других направлений.

Французские символисты провозгласили существование нескольких миров: реального (об єктивного), духовного (суб єктивного) и идеального (мира вечных идей). По их мнению, материальная природа лишь оболочка для духовной субстанции, которую должен освободить поэт, чтобы направить ее на поиск вечной Идеи, Красоты и Гармонии.

Одним из важнейших принципов символистской поэзии является суггестия (лат. suggestio намек, внушение). Французские символисты начали создание таких образов и символов, которые внушали определенные настроения, ассоциации и аналогии читателям. Поэты не высказывали своего мнения напрямую, ничего не ясовували до конца, не делали выводов и тем более не учили. Они давали возможность читателям самим домыслить и завершить написанное .

По мнению Жана Мореаса, художник-символист должен рисовать не предмет, а эффект, который тот предмет создает, а поэт описывать не объект, а свои впечатления и чувства от него.

Говоря об особенностях французского символизма, стоит вспомнить о традиции поэтической группы "Парнас".

Преподаватель: говорит Ли вам о чем-то это название «Парнас»?

Студенты: По представлениям древних греков, на горе Парнас жили музы и бог поэзии, солнца и музыки Аполлон. Здесь брал начало священный Кастальский ключ символ поэтического вдохновения. В переносном значении Парнас символ искусства вообще и поэзии в частности.

Во французской поэзии 50-70 годов XIX в. это наименование получило вторую жизнь. Парнасцями стали называть поэтов, которые своей задачей считали создание «чистой поэзии», уделяя основное внимание идеальной поэтической форме.

Парнаська школа образовалась постепенно. Первым толчком к ее появлению был выход в 1852 году двух книг «Эмали и камеи» Теофиля Готье и «Античных стихов» Шарля Леонта где Лиля. Наставником парнаської школы считается Теофиль Готье, а ее вождем Шарль Леонт де Лиль.

Как и романтики, парнасці пытались отойти от проблем современности, перенести действие своих произведений в далекое прошлое или экзотические страны.

Парнасці пытались избежать суб субъективности полностью или хотя бы частично спрятать свое авторское «я». Они перенесли акцент на описательность.

Иначе, чем их литературные предшественники, относились они и к изображению природы: у романтиков она живая, одухотворенная, в парнасцам безразлична к человеческим страданиям.

Значительным явлением в развитии поэтического искусства произведения парнасцам стали благодаря высокой культуре мышления их создателей, мастерскому владению техникой стиха, стремлению открыть новые пути в развитии литературы, в создании нового течения символизма.

Хотя символизм каждой страны имеет свои особенности, можно определить общие черты европейского символизма:

· эстетизм, потому что символизм это эстетический порыв к высокому и углубления в таинственное.

· философичность и мистицизм;

· абстрактность образов, обобщенность (создание символов);

Символисты видели цель искусства в том, чтобы воплотить идею в понятный человеку символ и развить ее с помощью бесконечных гармоничных вариаций. Поэтому поэты-символисты иногда удивляли читателя воспоминаниями о звучании запаха, цвет ноты, аромат мнения.

· многозначность слова;

· субъективное внушение смыслов - суггестия;

Итак, «суггестия» - означает внушение и является важным художественным средством символистской поэзии.

· уход от банальной обыденности;

· всестороннее и глубокое осмысление действительности.

В поисках вечной Идеи, вечной Истины символисты использовали такие художественные средства, как сложный метафоризм, інакомовлення, музыкальность, суггестии, многозначность слов, аналогии, отвлеченность образов и т.д. Все это обусловливает сложность восприятия символистских произведений.

Преподаватель: а сейчас мы поговорим о выдающегося французского поэта Шарля Бодлера и попробуем найти черты символизма в его поэзии.

3. Жизненный и творческий путь Шарля Бодлера

Шарль-П?ер Бодлер выдающийся французский поэт, которого считают поздним романтиком и предтечей символизма. Кроме того, он политический деятель, журналист, искусствовед, непревзойденный переводчик новелл американского писателя Эдгара По.

Бодлер ввел в литературу понятие модерна, чем чрезвычайно повлиял на развитие поэзии ХХ ст. Его поэзия заставляла читателя переоценивать общепринятые ценности, обращаясь к анализу собственных страданий и ощущений.

С Ш. Бодлером эт связывают появление декаданса, в его творчестве усматривают истоки символизма. В конце концов, именно он заговорил о необходимости создания литературы на новых творческих и эстетических принципах, которую и назвал просто и ясно новой (модерновой или модернистской). А уже потом это слово пошло гулять по страницам художественных журналов и уважаемых академических фолиантов, потеряв внутреннюю форму и национальную возвышенность, превратившись в срок, который не просто стал характеризовать определенное явление в литературе или искусстве, а стал художественной эмблемой целого века.

Часто кажется, что жизнь Шарля Бодлера, это череда несчастий, разочарований и ударов судьбы. Родился Шарль Бодлер в Париже 9 апреля 1821 года. Отец поэта происходил из сельской семьи в Шампани с воинственным фамилией («бодлер» - обоюдоострый нож), но ему удалось выбиться в люди и получить образование. Между родителями Бодлера была чрезвычайно большая разница в возрасте, это были люди разных эпох: отец исповедовал дух Просвещения, а иметь материальные «принципы» буржуазного общества. Отец Шарля умер, когда ему исполнилось 7 лет, но успел привить сыну безупречные манеры, порядочность, уважительное отношение к героических времен Франции и интерес к живописи, который станет настоящей страстью Бодлера. После смерти мужа, мадам Бодлер вышла замуж за офицера Опека, что впоследствии занимал достаточно высокие служебные должности.

На Бодлера глубокий отпечаток наложила семейная драма: смерть отца, которого он любил, и появление отчима, которого он не принимал и возненавидел. То же поставил цель перевоспитать «тяжелую ребенка», используя, так сказать, опыт казармы. То, что мать вышла замуж за Опека и во всем покорилась ему, Шарль воспринимал как измену, которой не мог ей простить до конца жизни.

Учился Бодлер в закрытом колледже в Лионе, а затем в парижском лицее Людовика Великого, из которого был исключен. Это еще больше обострило его отношения с матерью и отчимом. По его собственному признанию, многие из его предков были идиотами или маньяками и все отличались "ужасными страстями". Старший брат Клод (от другой матери) на 55-м судьбы жизни был разбит параличом и умер, кажется, в сумасшедшем доме. У матери в старости были парализованы ноги. Все эти генеалогические данные невольно наводят на мысль, что Бодлер уже в крови носил, возможно, задатки той страшной болезни, которая преждевременно свела его в могилу и наложила такой горький и темный отпечаток на его талант и характер.

В 1837-1838 годах он сделал с отчимом поездку в Пиренеи. С 1839 - 1841 гг. поэт ведет богемный образ жизни в знаменитом Латинском квартале. Пишет стихи, которые вызывают у родственников ужас. Уже в это время он решает, что делом его жизни будет литература.

Став совершеннолетним, Бодлер получил долю отцовского наследства, а именно 75000 франков, однако его образ жизни привел к быстрой растрате значительной суммы денег. Ожог решил отправить Шарля в 1841 г. в южные колонии в Индии на остров Бурбон в Индийском океане, виклопотавши ему должность учителя. Бодлер отправился в морское путешествие. Десять месяцев, что он провел на корабле, путешествуя южными морями и океанами, произвели большое впечатление на поэта. Не произвел на него впечатления только капитан, которому было поручено присматривать за юношей и управлять его действиями. И на острове Бурбоні Бодлер просто сбежал от надзирателя и другим кораблем вернулся во Францию. Это своеобразное ссылки было задумано как суровый воспитательный урок. Но из него ничего не получилось. Тропическая природа и путешествие океанами оставили глубокий след в памяти юноши и неоднократно воплощались в его стихах («Пейзаж», «Приглашение в путешествие», «К даме-креолки»).

На то время поведение Бодлера была обусловлена двумя правилами: умение быть ненастоящим, искусственным и удивлять, не удивляясь. Современники вспоминали изысканные, немного искусственные манеры писателя, речевые обороты, которых никогда не услышишь в обычных обстоятельствах. Иногда это выглядело довольно забавно. Именно тогда состоялось знакомство Бодлера с не очень талантливой актрисой Жанной Дюваль. Она стала первой из трех известных любовниц Бодлера и прославилась как Черная Венера, вдохновив его на создание лучшего из трех циклов Цветов зла (Les Fleurs du mal, 1857). В бодлеріаді накопилось много страниц, где Жанну изображают бессердечной, похотливой, жадной до денег. Возможно, так оно и было. И не следует забывать, что сам Бодлер называл время, проведенное с ней, самый счастливый в своей жизни.

В 1847г. Бодлер познакомился с Мари Добрен, второй своей любовницей. Как и Жанна Дюваль, она была актрисой. Их разрыв в 1859 г. ознаменовался созданием прекрасного стихотворения «Мадонна».

Третья подруга Бодлера Аполлония Сабатье, вдохновила его на цикл «Белая Венера». Вряд ли целесообразно сейчас выяснять, кто из конкретных женщин возникает перед нами из стихотворений поэта: Аполлония Сабатьє, Мари Добрен, Жанна Дюваль. Главное пам закладку слова Теофиля Готье: «Разные женщины возникают в глубине стихов Бодлера; одни завуалированные, другие полуобнаженные, но им нельзя дать имя. Это скорее типы, чем личности. Они воспроизводят «вечную женственность», а любви, которое испытывает к ним поэт, - это любовь вообще, а не конкретное любви».

Но все это было лишь видимой частью жизни Бодлера. За эпатажем, чудачеством таилась большая духовная работа: широкие знакомства в мире искусства, напряженный Труд в библиотеках, очень серьезное отношение ко всему, что он делает. То, что для рядового художника могло быть лишь средством заработка (скажем, переводы или критические статьи), для Бодлера становится важным трудом. Его переводы из Эдгара По есть найдовершенішими (во время кампании осуждения «Цветов зла» Бодлера представили именно как переводчика, а художественные статьи стали достоянием эстетической мысли Франции XIX века.

Всю свою жизнь он искал и воспевал Красоту: «Я нашел определение Прекрасного, моего Прекрасного. Это нечто пламени ян и печальное, что-то немного расплывчатое, что оставляет место для догадки Тайна, увы-также признаки красоты, а не перекону, что радость не могла бы сочетаться с красотой, но Радость - одна из ее найвульгарніших украшений, в то время как Меланхолия-любимая подруга».

Началом литературной деятельности Бодлера считают 40-е годы Xix в., когда он заявил о себе сначала как литературный критик, автор статей «Салон 1845 года», «Салон 1846 года». До середины 40-х годов было написано большинство стихотворений, которые впоследствии вошли в сборник «Цветы зла». Важным событием в его становлении как художника было знакомство с произведениями Эдгара По. С конца 40-х гг. Бодлер переводит Е. Во французском языке. Именно это увлечение побудило переход поэта от романтизма к символизму . Бодлер в это время экспериментирует в прозе, создав новелла «Фанфарло» (1847г).

Ш. Бодлер принимал участие во французской революции 1848 г., боролся на баррикадах и редактировал радикальную газету Salut Public , после чего пережил острую духовную драму. Поэт пытается осмыслить события революции с философской точки зрения и приходит к выводу, что зло всесильно. Поэтому в сборнике «Цветы зла» он все больше обращает внимание на противоречия жизни. Поэт утверждает, что в каждом человеке есть два противоположных стремления: одно направлено к Богу (это духовность, внутреннее усовершенствование), второе - к Сатане (тваринність).

Рассказывают, что Бальзак и Бодлер случайно наскочили друг на друга во время прогулки, и это комическое столкновения, что вызвало у обоих смех, послужило поводом к знакомству: полчаса спустя они уже бродили, обняв, по набережной Сены и говорили обо всем, что приходило на ум. Бальзак стал одним из любимых писателей и литературных учителей Бодлера.

Последние годы жизни Бодлера превратились в ад. Редакторы периодических изданий отказываются брать его статьи и художественные произведения, как «неприемлемые для печати».

Два тома ессеістики Бодлера «Романтическое искусство».) и «Эстетические редкости» - включают статьи о литературе и искусстве, написанные с целью добыть денег на еду или отделаться от очередного кредитора.

С точки зрения психологии, большой интерес представляют дневниковые записи, опубликованные в книгах «Рвота» и «Обнаженное сердце», они в высшей степени способствуют пониманию его творчества.

В апреле 1864 года поэт уезжает в Бельгию, где не было цензуры. Он надеялся опубликовать там свой сборник без купюр, заработать денег лекциями и найти временное убежище от кредиторов. Со всех точек зрения эта поездка оказалась несчастьем. Издательские планы Бодлера рухнули, лекции закончились провалом, бельгийцы обманули его при выплате гонорара.

Но улучшить свои дела ему не удается, он еще больше запутался в долгах. Одинокий, больной поэт начинает собирать материал для безжалостного обличительного памфлета против бельгийского мещанства, в котором намеревался показать завтрашний день Франции.

В апреле 1865г. в иезуитской церкви Сен-Лу в Намюре с ним случился удар. Параллельно с ходом болезни росли и долги, охватывая его железным кольцом нужды и моральных обязательств... А тем временем литературный заработок Бодлера был незначительный. Наконец он ухватился за предложение бельгийских художников прочитать в Брюсселю ряд публичных лекций об искусстве и, уже совсем больной, поехал туда в апреле 1864 года, окрыленный новыми надеждами. Первые лекции имели огромный успех, но все мечты вскоре разлетелись прахом, поэт возненавидел Бельгию. Но немедленно вернуться в Париж он не хотел, потому что решил вернуться туда лишь со славой, выполнив все свои обязательства. Он готовит книгу о Бельгию (от который остались лишь отрывки), где хочет излить всю свою желчь против этой страны, всю свою ненависть к этому народу...

(преподаватель зажигает свечу) В апреле 1866 года паралич разбил всю правую половину его тела и лишил его языка. С этого времени от Бодлера остается живой труп, и жизнь его превращается в сплошную мучительную агонию. Летом того же года друзья перевезли его в Париж и поместили в хорошую больницу. Мать находилась при сыне почти неразлучно до дня смерти. Одно время казалось, будто болезнь поддается усилиям врачей - больной начал вставать, ходить и произносить некоторые слова, но временное улучшение наступило лишь для того, чтобы взорваться потом окончательным кризисом и уже навсегда прибила злополучного поэта к постели. Только движением глаз, всегда печальных, мог ли он из этого времени выражать свои мысли и чувства, свою радость когда его навещали друзья. Это ужасное положение, что разрывало сердце матери и всех близких, длилось очень долго. Последние месяцы жизни он провел в клинике доктора Дюваля в Париже, где 31 августа 1867 года умер. (преподаватель задувает свечу)

4. Поэтический сборник Ш.Бодлера «Цветы зла»

Поэтическая деятельность Бодлера достигла апогея в 50-х годах. Один из его близких приятелей, Евгений Магасси, тонкий ценитель литературы, взял на себя собрать отдельно печатные стихи Бодлера и издал их в 1857 г. под заглавием "Цветы зла" ("Fleurs du mal"). В этой замечательной книге отразилась с демонической силой настраждала душа поэта, что ненавидел прежде всего пошлость людей. Яркими красками рисует Бодлер разврат цивилизации, останавливается на наиболее болезненных явлениях современной жизни; на высоте, с которой он смотрит на людей, нет различия добра и зла, темными красками изображает он тоску, что сушит души, пресыщенные удовольствием и стремящиеся к идеалу; любовь - не здоровое чувство молодой души, а болезненное любопытство пресыщенного воображения, искупление пороков отдельных людей и разврата всего общества; он рисует победу пошлости, что не знает подвигов самопожертвования, над душой, что живет созерцанием Божественного: наконец, гордыни, что восстает против Бога.

Сборник «Цветы зла» становится «динамітною бомбой, которая упала на буржуазное общество Второй империи».

Против Бодлера, как за полгода до того против Флобера, было возбуждено судебное дело. Бодлера обвинили в «грубом реализме, который оскорбляет добродетель». За опубликование «Цветов зла автор был приговорен к уплате штрафа в размере 300 франков. Приговор предусматривал также запрет изъятия из сборника шести стихов, что фактически означало уничтожение непроданного тиража и поэту грозило банкротством.

Но Бодлер продолжал работать. Важнейшим художественным произведением последнего периода творчества поэта стали 32 новые стихи, которые вошли во второе издание «Цветов зла» (1861), шесть стихов осужденных были изъяты, но впоследствии вошли в поэтический сборник «Осколки» (1866г). Большинство этих произведений показали расширение и углубление диапазона творчества Бодлера, ведь творчество поэта питалось не только «всей его ненавистью» к буржуазии, но и «всей его нежностью» к угнетенных.

«В эту жестокую книгу, - написал Бодлер о «Цветы зла» за год перед смертью, - я вложил все мое сердце, всю мою нежность, всю мою веру (викручену наизнанку), всю мою ненависть».

«Цветы зла», начиная уже с самого названия, стали вызовом читателям. Во вступительной поэзии «К читателю» Бодлер, используя шокирующие образы, очерчивает тот круг предметов и тем, которые будут рассматриваться в его стихах (преподаватель читает стихотворение).

Сборник «Цветы зла» состоит из шести разделов: «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы зла», «Бунт», «Смерть».

Большинство самых знаменитых произведений поэта входят в раздел «Сплин и идеал». Их лирический герой, обречен семьей на отступничество («Благословение») (преподаватель читает стихотворение) или осквернена толпа («Альбатрос») (студенты читают стихотворение), пытается каким-то образом объединить материальный и духовный миры («Соответствия») (студенты читают стихотворение). В одном из наиболее шокирующих стихотворений «Цветов зла» - «Падаль» - традиционное представление о смертности любовь с необычайной художественной силой изображены в картине где и любовь, и красота, и их смерть соединены в одно неразрывное целое (студенты читают стихотворение). Стихотворение «Гимн красоте» (студенты читают стихотворение). Итак, что такое красота? Бог или Сатана? Соответствует ли поэт на этот вопрос в стихотворении? А вы можете дать четкий ответ: что такое Красота? Может кто-то понял ее происхождение и суть? Да, трудно найти однозначный ответ на этот вопрос, потому что Красота понятие многогранное. Бодлер в своем стихотворении не утверждает, а рассуждает. В поисках идеала он оказывается между Добром и Злом, между Богом и Сатаной, между духом и плотью.

Итак, как видим, поэзия Бодлера приближена к декадансу. В то же время одним из ведущих мотивов является призыв к бунту. По своим мятежным духом Бодлер поэт-романтик. Бодлер был поэтом, который особенно остро чувствовал противоречия мира и человека. По словам О. Блок, своей поэзией Шарль Бодлер доказывал, что и в аду можно мечтать о покрытые снегом вершины». Все это с необычайной силой, полнотой іяскравістю воплотилось в главном произведении Бодлера, сборнике «Цветы зла».

III. Заключительная часть

Сегодня мы ознакомились с декадентскими настроениями в литературе; приобрели теоретических знаний о литературное течение конца xix в. символизм, дали определение понятиям: «символ» и «суггестия»; осмыслили закономерности развития французской поэзии середины XIX и на рубеже ХІХ-ХХ вв., ознакомились с художественными достижениями поэтам-парнасцам; узнали факты из жизни и творчества зачинателя символизма Шарля Бодлера, осознали влияние поэта на литературный процесс; выразили личностные суждения относительно поэзии Шарля Бодлера, развили навыки выразительного чтения поэзии Шарля Бодлера и ее анализа.

На семинарском занятии мы вспомним черты символизма, и вернемся к жизни и творчеству Шарля Бодлера, охарактеризуем эстетические взгляды поэта воплощены в сборнике «Цветы зла», проанализируем стихи.

Как индивидуальное задание, вы можете поделиться на 3 группы: «литературоведы», «биографы», «теоретики» и подготовить интересные факты из жизни Ш.Бодлера. И выучить одно из стихотворений Ш. Бодлера.

Следующая лекция будет посвящена жизненному и творческому пути французских поэтов-символистов: Полю Верлену и Артюру Рембо.

Спасибо за внимание.