Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XX ВЕКА
МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ

Патриотическое содержание сборника М. Рыльского «Слово о родной матери»

Прошли десятилетия. А мы до сих пор слышим ясный и мужественный голос поэта-гражданина, который неизменно уверенно звучал «во дни торжеств и бед народных».

Тема родной земли, края, его истории не раз воплощалась М. Рыльским в яркие образы. Это были стихи про волшебную красоту окрестностей («На белую гречку упали росы», «Дремлет старый дом»), о прелести любимого Киева («На берегу»). Торжественный хорал, в котором Отечество представала как «чистые волны полей, лучистые города, голубизна легкокрылая», посвящает поэт Украине в стихах сборника «Слово о родной матери». Так в стихотворении «Украине» поэт прибегает к нежно-ласкового фольклорного образа-ассоциации «звезды ясные, погожії, тихії воды», тем самым выражая свою любовь к Украине. Из строк этой небольшой поэзии перед нами встает образ государства, враждебные орды «грудью огненными встретила», именно такой она вспоминался нашим пленникам в средневековой турецкой неволе. Украина-мать встала из хорала М. Рыльского как родной край великого славянского народа, как земля со своей героической историей.

А в трагические дни поздней осени 1941 p., когда под сапогом немецких оккупантов оказалась почти вся Украина, на антифашистском митинге украинского народа М. Рыльский прочел только что написанную торжественную поэму «Слово о родной матери». Это было произведение, который перед всем миром продемонстрировал голос уярмленої, но не скореної великой славянской земли. Родная земля вечна. В памяти миллионов она предстает в богатстве и красоте своей природы. «Степей широчина бездонная», которая «зеленым океаном» плывет «круг белого Херсона», которая «свой девичий стан к Днепровскому тулит лоно» - это один из волшебных образов, которыми передается красота Украины.

При чтении первой части «Слова о родной матери» перед нами предстает прошлое Украины, ее история. История - это живая память многих поколений, это память веры, память рода, память флага и сердца. Перед нашим взором проплывают образы, построенные на переспіві «Слова о полку Игореве»: «...шумят-звенят миры от рыка раненого Льва, Лисицы лают на щит и зовет см этажа древа!», «в гуслях дух Бояном», «дымный запах полыни». Поэтические образы полыни и дыма - символы родного края - будят самое сокровенное в человеческой душе, позволяют ощутить до глубокого щему саму историю, неразрывно связанную с современностью.

Читая поэму, мы словно перелистываем страницы истории. Мы чувствуем тот благословен, непреодолимый, свободолюбивый дух народа, который в полный голос прозвучал в бессмертном слове Кобзаря. Мы видим следы, не смытые вечности дождями Путешественника Сковороды», понимаем, чем был для Украины «молоток Каменщика, и струны Лысенко живые», «Энеиды властный смех», и золотую зарю Марии Заньковецкой.

Образ Памяти как крепкого звена между историей и современностью, который создал в «Слове о родной матери» М. Рыльский, сыграл огромное значение в общественной жизни. Он стал ярким проявлением нового осмысления места и роли человека и народа в истории. Ведь древних «мечей ясных огонь, отчизны охрана» светит через века и зовет на священную битву с врагом.

В поэме создан образ-символ непреодолимого народа, который хочет жить со всеми в дружбе и мире, но в тяжелый час готов встать на смертный бой и оборонять от захватчиков родную землю, ее прошлое и будущее. Поэт подчеркивает, что в битве с фашизмом, защищая всю цивилизацию и духовность от коричневой чумы, украинский народ черпает силы из своей истории, памяти, передаваемой из поколения в поколение.

Пламенные годы Великой Отечественной уже стали историей. Произведение М. Рыльского воспринимается как высокое гражданское утверждение победы добра над злом, правды над ложью, света над тьмой. Сила и могущество Украины - в живой памяти о победе в защите родных домов, «о даль соленую» морских походов казачества.

Кто может выпить Днепр,

Кто властен выплеснуть море,

Кто наше злато-серебро

Плугами обиды перепашет,

Кто сердца чистого добро

Злобой черной поборет?