12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Улас Самчук
Матерь Божия Мария особая фигура в истории человечества и заветный островок в духовной жизни Марии Уласа Самчука
Пресвятая Дева Мария - особая личность во всемирной истории человечества и в сознании многих поколений. В духовной истории Украины Мария Богородица сыграла существенная роль. Она, очевидно, под влиянием католической Польши, до сих пор считается покровительницей Украины. Создано множество икон с изображением Марии Богородицы, к которым в своих молитвах о защите и помощи обращаются верующие. Деву Марию считают символом невинности, чистоты и материнства.
Закономерно, что свою героиню Улас Самчук назвал Марией. Имя это в древнееврейском языке означает «подъем». В Украине оно тоже довольно распространено.
В такой способ им подчеркивается типичность образа Марии, а материнство расценивается как главная миссия женщины на земле.
Матерь Божья - заветный островок в духовной жизни человека. Во все времена люди, особенно женщины, всегда обращались к ней за помощью. К Марии, Святой Матери, советует обратиться героини повести священник во время похорон первенца, обратиться за поддержкой в таком тяжком горе: «Сестра! Слышу боль твою, боль матери, которая теряет своего первенца. Но вспомни, сестра, ту Марию, ту Святую Мать, родившая миру Бога живого, который всем людям бросил слова: «Приидите ко мне, все труждающиеся и обременені, и аз упокою вы». Его распяли за это. И вспомни великую Мать, которая день и ночь стояла под крестом распятого сына, ожидая его смерти. Вспомни ее большое мужество, попроси у нее силы пережить твое горе и выдержать все так же, как это видержала Она, самая большая из всех матерей».
Как самую дорогую реликвию забирает Мария икону Божьей Матери с собой, когда идет от Игната. «Ждал Марию, обдумывал, что должен сказать. И ненароком взглянул на оскорбления. Бросилось в глаза, что там одного не хватает. Не хватает Божьей Матери, той, которой благословляли их на брак. Тяжелое догадка окутал Гната»
Впоследствии не раз героиня будет стоять перед дорогим образом, будет молиться и в час печали, и в солнечный день.
«Образы свои Мария также перенесла. Всю жизнь видела их перед собой, и на брак благословляли образом той почерневшей Матери, что кормить ребенка. Может, кому-то это ничего не говорит, но ей это очень и очень говорит... Глубоко, до самой души, где-то туда, куда не заглядывает никакое человеческое глаз и куда нет доступа никакому большевику. «Мать Божья! Ты же, пресвятая, в муках сына родила! И Ты была, как все матери пренепорочна, горящая любовью, страдающая... И Сын Твой был Сыном живым из плоти и крови... Лопаты, Мать Святая, нас, всех матерей, перед высшей силой».
Затем Матерь Божия войдет в душу Марииной, станет неотъемлемой частью ее естества, будет там, куда не заглядывает ни один человеческий глаз.
Образ Марии - банально оппозиционный образ. С одной стороны страдания женщины-матери приближают ее к образу Марии Богородицы, с другой - поиски Марией счастливой судьбы противопоставляют ее образа Девы Марии. В отличие от Пречистой Девы, которая покорилась воле Бога, Мария бросает вызов своей несчастливой женской судьбы, борется за свою любовь, иногда прибегая даже к жестоким методам и побеждает. Однако, победить большевистскую систему, которая была рассчитана на защиту коммунистической идеи, а не благосостояния трудящегося человека, у Марии уже не хватило сил.
|
|