Сочинение
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Свободолюбивый дух украинского народа (по рассказу М. М. Коцюбинского "Дорогой ценой")
В рассказе "Дорогой ценой" Михаил Коцюбинский, вслед за Тарасом Шевченко, Нечуй-Левицким, опоэтизировал свободолюбивый дух трудящихся Украины. Остап Мандрыка был воспитан на рассказах деда, который ходил в Сечь, а потом резал господ в Умани". Те рассказы пробуждали в детской голове причудливые мечты, вояцкий пыл. Остап не хотел смириться с тем, что он, Соломия, дед - не более, чем скот в господина. Он часто вспоминает, как пытали седого дедушку на конюшне, как угрожал ободрать и его самого господин. Остап любил каждую тропинку, каждый бугорок родной земли, но жить в неволе - хуже смерти. Этой бесшабашностью в своем стремлении к свободе он напоминает казака Голоту, Николая Джерю, героев Шевченко.
И настоящим открытием в литературе было создания писателем образа женщины, не только обиженных, страждущей, но и сильной, смелой, способной к борьбе за свою судьбу. "Ваша Соломия - то источник во время жары... то задаток типу женщин, что умеют защищать себя", - так определяла этот образ известный общественный деятель того времени Н. Кобринская. Чтобы быть настоящим товарищем Остапу, она жертвует своей красотой, чудесными косами. Огорченные глаза Саломеи не покидают с того времени наше воображение. Видим их, когда с ужасом следит Соломия за высокими огненными горами горящих плавней и в последнем отчаянии зовет тяжело раненного Остапа; когда на лодке вместе с Иваном готовит нападение на турецких казаков, чтобы освободить своего возлюбленного; когда черная бездна дунайской воды прячет тело...
Дорогой, высочайшей ценой заплатила Соломия за жажда быть свободным, горькую цену дал за волю Остап: все жизни списано на спине, а половина души навеки осталась в Дунае. Такой трагический конец рассказа еще раз подчеркивает свободолюбие украинского народа, его стремление любой ценой добиться свободы.
|
|