Эту историю рассказал нам дьячок Н-ской церкви. Он пересказал то, что говорил ему дед.
В одном хуторе жил человек - пил, гулял, а то вдруг пропадал. Дарил девушкам подарки, и никто не смел отказаться или избавиться от того подарка - таким страшным был взгляд у Басаврюка (так звали того мужчину и подозревали, что это сам дьявол в человеческом обличье).
У казака Коржа был рабочий Петр Безродный. Был бы он добрым казаком, если бы его одеть как следует в казацкую одежду. И влюбился Петр в девушку-красавицу - дочь своего хозяина. Как-то Корж увидел, что наемник с его дочерью Підоркою целуется. Рассердился он, прогнал рабочего. А тут к ним богатый лях стал наведываться, уже и о сватовстве говорили. Послала девушка своего маленького братика Ваню рассказать Петру, что вскоре ее замуж за нелюбимого отдадут.
Приуныл Петрусь очень, пошел в кабак. Пьет водку, а она его не берет. Вдруг Басаврюк появился, сказал, что может помочь: пусть Петр в Медвежий овраг приходит завтра, как раз в ночь на Ивана Купала. Только один черт у него возьмет за гору червонцев. Согласился Петрусь, пришел. Басаврюк ему и сказал, чтобы ждал севере и сорвал только цветение папоротника, никакой другой цветок, а потом бежал не оглядываясь. Среди многих прекрасных цветов расцвел огненный цветок папоротника. Пришла ведьма, поворожила, бросила цветок, и указала, где клад зарыт. Стал Петр копать - выкопал сундук с сокровищем. Ведьма сказала, что надо его кровью окропить, иначе он в землю уйдет. И подвела ребенка. Это был Ваня, брат любимой девушки. Хотел Петр броситься на ведьму, а сзади Басаврюк загремел: что, мол, обещал выполнить? Знавіснів парень, схватил нож и пролил безвинную кровь. Потом побежал домой и уснул. Проснулся - а у него два мешка с золотом. Корж увидел их и за зятя Петра признал. Поженились Петрусь и Підорка. Долго свадьбу гуляли, радовались. Вот только сказали, что Ваню перед этим цыгане украли.
Люди с сомнением поглядывали, говорили, что не принесет счастья бесовское добро нечестным путем добытое. Так и случилось. Стал Петр грустить, дичать, что-то пытался вспомнить. Підорка все глаза проплакала, пошла даже к знахарке в Медвежий овраг. Когда та пришла к Петру, он, увидев ее, дико засмеялся и бросил на нее топор, баба Исчезла, а появился призрак Вани. Підорка выскочила из дома за ним, а Петр закрыл дверь. Люди не могли их открыть, а когда выбили, то увидели на месте Петруся кучку пепла, а в мешках вместо денег - черепки.
Підорка ушла в монастырь и будто онемела.
А в селе вновь появился Басаврюк и показывался то в печеном барани, то в рюмке, то в кадке, пугая людей.
Комментарий
Фантастическая история навеяна М. Гоголю украинскими легендами и преданиями о волшебный цветок папоротника, который расцветает в ночь на Ивана Купала и может открыть человеку все сокровища; верой в нечистую силу, чертей, ведьм. Вообще же это - олицетворение враждебных человеку сил. Например, власть золота погубила рабочего Петруся. Писатель утверждает законы народной морали, по которым на состояния, полученный нечестным, преступным путем, счастья не построишь.
НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ
(1809-1852)
Писатель родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии; детство прошло в атмосфере, что способствовало развитию творческих способностей парня. Он наблюдал за ярмарками, слушал рассказы старых людей, сказки, анекдоты. Учился в Нежинской гимназии высших наук, где он заведовал ученической библиотекой, увлекся живописью и театром, заинтересовался устным народным творчеством и начал писать литературные произведения в разных жанрах.
В гимназии зарождается и одна из особенностей его творчества - склонность к мистификации.
Поехал в Петербург, чтобы работать на государственной службе на пользу отечеству, но скоро разочаровался, - это было не то, о чем мечтал. Снова начал писать, заинтересовался Украиной. Мать присылала ему описания обычаев, национальных костюмов, песни, сказки, легенды украинцев. Используя эти материалы, М. Гоголь написал знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки», потом был цикл «Петербургские повести», повесть «Мертвые души» и комедия «Ревизор» и много других произведений. Хоть писал Гоголь на русском языке, по духу он оставался украинцем.
Около двенадцати лет писатель прожил за границей, но всегда думал о судьбе своей родины. Последние годы жил в Москве, изучал жизнь, работал над вторым томом «Мертвых душ». Когда Гоголь умер, за ним скучала вся прогрессивная Россия.
|
|