9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Культура Киевской Руси
Корни украинского народа достигают времен, которые предшествовали эпохе Киевской Руси. Своими истоками наш народ тесно связан с историей славян.
В далеком прошлом появилось устное народное творчество эпохи Киевской Руси. С тех пор до нас дошли легенды и предания, дружинні, праздничные, свадебные песни, былины, колядки, пословицы, поговорки.
Замечательными памятниками древнерусской народного творчества являются былины. Они воспевают мужество и храбрость богатырей, которые самоотверженно защищали родную землю от врагов.
Произведения устного народного творчества у всех народов предшествовали письменным произведениям, первыми из которых в Киевской Руси стали летописи. С возникновением письменности в Киевской Руси начали записывать выдающиеся исторические факты. Записывали их или очень кратко, или в виде развернутых рассказов («сказаний»). Впоследствии эти записи были объединены и размещены в хронологическом порядке. Итак, летописями называется возведение в хронологической последовательности («по летам») коротеньких записей и подробных рассказов об исторических событиях.
Раннее возникновение летописей является свидетельством высокой культуры древнерусского государства уже с начала ее существования. По мнению некоторых исследователей, древнейшая летопись была создана при Аскольде во второй половине IX века. Но он не сохранился. Первым летописи, что дошел до нас, является «Повесть временных лет», созданный в начале XII века.
Оригинальная литература Киевской Руси представлена не только летописями. К ее популярных жанров принадлежат церковные проповеди, поучительные и торжественные. Но жемчужиной древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».
Памятники древнерусской литературы свидетельствуют о распространении образования в Киевской Руси еще до принятия христианства. После этого знаменательного события попечительства об образовании взяли на себя государство и церковь. Княжение Владимира Святославича в Киеве существовала государственная школа, в которой учились дети «нарочитой чаде» - ближайшего окружения князя. Существовала школа при Софийском соборе. Именно здесь была основана первая известная на Руси библиотека и открыто книгописну мастерскую, где переписывались и переводились книги, привезенные из Византии и Болгарии.
Талант и исключительное мастерство были присущи русским строителем. Они возводили великолепные сооружения из дерева, камня и кирпича. Основным строительным материалом служило дерево. Но существовали на Руси и каменные сооружения. Древнейший каменный дворец, известный под названием «дворец княгини Ольги», было обнаружено археологами на Старокиевской горе. В летописи он упоминается под 945 годом. И главное украшение городов Киевской Руси-церкви. В течение 989-996 гг. в Киеве возводился храм Богородицы. Эту величественную церковь назвали Десятинной. Она была роскошно украшена: стены расписаны фресками, мозаикой, для отделки использовался мрамор. Летописи называли ее «мраморяною».
Подлинного расцвета достигло градостроительства при княжении Ярослава Мудрого. 1037 году в Киеве был построен крупнейший собор государства - Софию Киевскую. Кроме богослужений в этом храме служились торжественные государственные церемонии, заключались договоры. Здесь сажали на престол киевских князей, хоронили их. Во времена Ярослава сооружаются главные городские ворота столицы - Золотые ворота с надвратной церковью. Однако строительство разворачивалось не только в стольном граде. В Чернигове был возведен Спасский собор, по образцу Софии Киевской строились соборы святой Софии в Новгороде и Полоцке. В конце XI в. соорудили Михайловскую церковь и Епископские ворота в Переяславе. На западных границах Киевского государства, в Перемышле, был построен дворец и белокаменную круглую церковь-ротонду.
Вместе с архитектурой высокого уровня достигло изобразительное искусство Киевской Руси - мозаика и фреска, иконопись и книжная миниатюра. Шедеврами мирового значения являются мозаики Софийского собора. Больше всего поражают среди них изображение Христа Вседержителя и Богоматери Заступницы («Оранта»). Кроме мозаик для отделки использовались фрески. Изысканные фрески Софийского собора и других храмов той эпохи много рассказывают о жизни и быте древних русичей.
В Киеве, Чернигове, Галиче и других городах существовали иконописные мастерские. Иконы писались на деревянных досках и были во всех церквях, рисовали их по определенным канонам. Совсем не каждый художник имел право писать иконы.
Во времена Ярослава Мудрого, когда большого авторитета приобрела книга, расцвела книжная миниатюра. Так, «Остромирово Евангелие», написанное в 1056-1057 гг., украшено великолепными заставками и тремя изящными миниатюрами.
Богатой была Киевская Русь на музыкальные таланты. Из письменных источников известно о выполнении при дворах князей и бояр светской музыки, пения и забавы скоморохов. Чрезвычайно ценными для изучения искусства музыки фрески Софии Киевской. На одной из них изображен музыкант, играющий на смычковом инструменте, напоминающем скрипку. На другой фреске двое музыкантов трубят в горны, третий играет на флейте, четвертый бьет в тарелки, пятый перебирает струны, шестой играет на багатострунному инструменте, похожем на арфу.
Творцом культуры Киевской Руси был прежде всего народ. Именно этот народ и сохранил культуру древних русичей во времена татаро-монгольского нашествия, именно он смог возродить ее в период возрождения славянских государств.
|
|