Человек-функция. Такое меткое определение было дано образу Володьки Лободы в критике. И на самом деле, если задуматься, мы понимаем, что иначе этого человека и не назовешь!
Лично у меня Володька Лобода ассоциируется с персонажем романа Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?». Конечно, такая ассоциация не сразу приходит на ум, но у Чипки и Володьки есть общие черты. Похожи они именно по своей сути. Мы знаем, что роман «Разве ревут волы...» в одной из первых редакций имел название «Пропащая сила». То есть Чипка Варениченко считался пропащим силой; как на меня, такой же пропащей силой является и Володька Лобода. Мы не можем сказать, что он человек пассивная, равнодушная, без собственных желаний и стремлений. Он имеет собственные цели в жизни, он имеет много энергии (силы), чтобы своих целей добиться, но, к сожалению, эта энергия не пошла на добро! Вся жизненная энергичность младшего Лободы так и остается плохой, потому что мечты и стремления Володьки искривленные его же собственным внутренним миром, его ненормальным восприятием мира и жизни, «смещением приоритетов», если можно так сказать.
Володька Лобода является человеком-функцией прежде всего потому, что он выполняет все свои действия, руководствуясь только последовательностью событий, рациональными соображениями (часто корыстными), будто какой-то компьютерной программой. Тем он похож на неодушевленное существо, работа и прочее. Как мне кажется, Володьку не вкладывает душу в свои дела, он не имеет чего-то святого, никакой внутренней святыни, что бы была мерилом нравственности поступка, чертой, которую нельзя переступить... Говоря метафорически, в Володьчиному соборе души нет иконостаса, для него просто не отведено места.
Он потерял связь с прошлым на всех уровнях: он потерял нормы отношения к природе, он не ценит и не понимает также ценности истории и ее памятников: он хочет снести собор, поставив на его месте новое молодежное кафе. Он уверен, что когда кафе оформить в «казацком стиле», историческая справедливость не будет нарушена. История, славная или трагическое прошлое для Володьки - только стиль, внешняя атрибутика. В этом поверхностном отношении не остается места для души, переживания истории, памяти предков, славных казаков или обычных крестьян.
К сожалению, Володька потерял связь не только с далекими предками, но и вообще связь поколений ничего не стоит для него: он отдает своего отца Ізота Лободу в дом для людей преклонного возраста, за что и получает от Николая Багая острую засуджувальну характеристику - «батькопродавець». Конечно, Володька приходит к своему отцу, но он приходит как бы по обязанности, «уделить внимание». Такое впечатление, что даже любовь к людям у этого человека какая-то искусственная, распределенная и рассчитана на доли, и он ее «уделяет», согласно «графику и очереди».
Володьку находит для всех своих действий объяснения, он все может аргументировать, все доказать и разъяснить. Только он не понимает, что настоящие поступки часто не поддаются логическому объяснению, потому что делаются от сердца, пылкого порыва живой и чуткой души, так же бывает и наоборот: даже при наличии всех аргументов человек не делает некоторых вещей через тот же внутреннее сопротивление, через определенное собственный запрет, которую дает совести или жизненные принципы. Он хочет осушать плавные, реформировать все вокруг, снести собор, переделать природу - все ради нужд «современного человека», но он меряет эти потребности собственной мере, не понимая, что потребность в духовности сильнее, чем потребность в комфорте или в материальных благах.
Даже странно: мы не можем сказать, что Володька Лобода плохой человек, он также не является слабым человеком... Он, как на меня, пустой человек: человек без души, без боли и сомнений в сердце, в самом деле, будто робот, будто человек-функция.
Так, имея все условия для того, чтобы вырасти благородным трудолюбивым человеком, Володька Лобода вырос таким, каким есть... Даже его отец Изот Иванович считает его «разрушающим». («Тот строит, а разрушает», - вспоминает Изот Иванович пословицы и с грустью понимает, что сын его подпадает под вторую категорию.) Итак, Володька Лобода становится таким себе «пропащей силой». Заметим, что он даже не понимает трагедии своей жизни, не страдает, как страдал за свою обездоленность Цепкая: Цепкая по крайней мере понимал, что поступает не так, как следует... Володька Лобода, потеряв, наверное, саму способность чувствовать что-то настоящее (то ли страдания, то ли любовь), особо не переживает всем, что с ним происходит, и тем, что делает он сам.
Я думаю, следует запомнить образ Володьки Лободы из романа «Собор», ибо этот образ предупреждает нас о риске потерять все духовное в век техники и информационных технологий. Я искренне надеюсь, что, несмотря на этот риск, такого ни в коем случае не произойдет.