10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
ИВАН ФРАНКО
Размышления Ивана Франко над судьбой родного края (по поэме «Моисей»)
Поэма «Моисей» - философское произведение о будущем украинского народа, о могучие силы масс. Это произведение, в котором Франко осмысливает историческую судьбу украинского народа, трагический путь его развития.
И. Франко написал поэму в период первой революции 1905 года, подняв важные проблемы, которыми жило украинское крестьянство. Тема и идея текста определена в прологе. Поэт выражает сожаление по поводу того, что украинскому народу, разъединенной между двумя государствами, суждено тяжелая жизнь. И он твердо убежден, что все жертвы, лишения и скитания не пропадут напрасно, и освобождения украинцев и воссоединения украинских земель в едином государстве обязательно состоится. Поэма «Моисей» написана для украинского народа. Библейскую легенду автор переосмыслил и написал о проблемах освобождения трудящихся от гнета. Франко, рисуя древних израильтян, видит обездоленных земляков. Сорокалетнее блуждание еврейского народа по пустыне в поисках земли обетованной ассоциируется с печальными и даже трагическими событиями в жизни украинцев. Получение же Иерихона воскрешало память о героической борьбе народа Украины за свое социальное и национальное освобождение, укрепляло веру в его светлое, счастливое будущее.
В поэме автор провозглашает единство вождя и народа, взгляды на историческую роль народа. Особенно отчетливо это показано в сказке о том, как деревья выбирали себе короля. Франко раскрывает аллегорию сказки:
Деревья - это народы земли,
А король в их кругу -
Божий избранный, сын и слуга
Господевої свободы.
Автор преподносит идею безграничной преданности человека-руководителя своему народу. Настоящий руководитель, по мнению поэта, тот, кто осознает интересы и стремления людей. Справедливые слова слуги и патриота Моисея:
Я же весь век свой, весь труд тебе дал
В незламнім рвению, -
Пойдешь ты в путь веков
Из моего духа печатью.
Эти же слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству великого Каменяра. А исповедь-признание пророка можно считать исповедью самого Франка, ибо устами Моисея автор высказывает свои взгляды на предназначение человека, размышляет над судьбой своего народа, осуждает дух рабской покорности, лень, призывает к борьбе.
|
|