Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Осмысление сущности человеческого бытия в повести А. Кобылянской "Земля"

Для чего человек живет на земле? Этот вопрос возникает у каждого, кто прочитал повесть А. Кобылянской "Земля", в основу которой положен достоверный факт братоубийства, которое произошло на Буковине в 1894 г. в с. Дымка. В чем при чина этой трагедии?

Повесть глубоко социально-психологическая, действия и поступки героев ее мотивированы. 1 в этом мы видим большое мастерство автора произведения, которая хорошо знала жизнь на Буковине, психологию крестьянина. Я считаю, что в повести поднято несколько проблем. Главное - человек и земля, ей подчинены другие - проблема отцов и детей, добра и зла, воспитание в семье, личность и общество. А с ними связанные вопросы народной морали. Писательница мастерски решает их.

Главная проблема человека и земли уже поднималась в произведениях Панаса Мирного, 1. Нечуя-Левицкого, И. Карпенко-Карого, М. Коцюбинского, В. Стефаника, Л. Мартовича, М. Черемухи, и каждый решал ее по-своему.

Земля... Она испокон веков была необходима человеку, чтобы выжить, была мерилом богатства, достатка. Но к земле надо еще приложить труд, походить возле нее, как возле ребенка, чтобы она почувствовала заботу о ней. С детства в крестьянской семье родители приучали детей к земле, у крестьянина выработалась психология преданности ей, потому что земля - кормилица.

Евдокия Чоп'як вложила душу в нее, боялась, чтобы муж-пьяница не пропил ее. Свою единственную дочь Парасинку она отдает за нелюбимого только потому, что у его отца много земли. А любовь, думает она, придет потом. Так и Маша и Ивоника Федорчуки всю жизнь тяжело делали, стягивались на землю, чтобы иметь ее вдоволь, потому что у них два сына, которые должны унаследовать ее после их смерти и продолжить работу на ней, ибо без земли невозможно прожить. Наконец Федорчуки получили ее, в селе их считали лучшими хозяевами, но счастливыми они не становятся, потому что вынуждены каторжно работать на своей ниве, чтобы она не вырвалась из их рук. "Мы как черные волы тянем с утра до ночи", - говорит Ивоника. Отдав земли молодость, здоровье, силу, став хозяином, он и теперь во всем себе отказывает. Земля выработала специфическую психологию крестьянина - мелкого собственника. Он, как и Евдокия, стал ее рабом.

Через землю, работу на ней не смогли они должным образом заняться воспитанием сыновей. Писательница поднимает проблему отцов и детей, воспитание в семье. Оба сына

- дети одних родителей, но такие разные. Михаил пошел в отца, был трудолюбивым, добрым, нежным, любил землю, как живое существо. А Савва удался другим - ленивым, недобрым, злым, легко воспринимал жизнь. Поэтому Ивоника любит Михаила, заботливого хозяина, который понимает землю. "А Савва,

- думал он, - не будет уважать ее, как она перейдет в его руки..." Отец недоволен Саввой, льет ничего уже не может сделать. От природы Савва эгоистичный, жадный, хочет владеть всей землей, хоть и не любит работать на ней, к тому же и Рахира разжигала в нем желание иметь ее.

Дрібновласницька психология искалечила характер Саввы, притупила человеческие чувства, убила человечность. Совершив страшное преступление, он не чувствовал угрызений совести. Ивоника знал, что Савва убил Михаила, но теперь боится потерять и последнего сына: "Умершего не забывал, а живого оплакивал невидимыми слезами". Отсидев в тюрьме, Савва вернулся домой, но земли от отца не получил, а только половину дома. Ивоника приказал ему работать так, как работали они с матерью, и заработать то, что имели они. Но. я думаю, уже поздно перевоспитывать Саву: не заметили, как он вырос, сформировался его характер. Он женился Рахірою, но прожил несколько лет чужим среди односельчан и поехал в Молдову. Крестьяне чувствовали, что он виноват в смерти Михаила, но молчали, потому что жалели родителей.

По моему мнению, в том, что произошло, виноваты сами родители не сумели воспитать в нем любви к брату, труда, человечности, не были требовательны к нему. Мать любила Саву слепой любовью, хотя потом поверила, что именно он убил брата, потому что убедилась в его бесчувственности к ним (после тюрьмы Савва пошел к Рахіри, а не домой). Она возненавидела сына, которым любовалась раньше. "Он был всем горю причиной", - так думала мать. Действительно, так бывает в жизни, когда родители допустят ошибок в воспитании ребенка с детства.

Ольга Кобылянская решает ряд морально-этических вопросов: у ребенка надо воспитывать порядочность, доброту, милосердие, отзывчивость, ибо без этого не получится из нее настоящего человека. Я осуждаю и Марийку за черствость, которую она проявила, когда Анна просила взять внука, сына Михаила. Ведь в Библии сказано: "Возлюби ближнего".

Анна добрая, честная, но крестьяне жестоки к ней. Она чувствовала, как тяжело быть убогим. Бедность становится на пути к ее счастью. С любовью относится писательница супругов Анны и Петра. И хотя они уже имели землю, и не стали ее рабами, и сына своего отдали учиться в город, потому что понимали, что человек может прожить и без земли, чтобы были трудолюбивые руки. О. Кобылянская осудила и вояччину, что нравственно калечила человека. Но бедный крестьянин бессилен перед законом, который защищал власть богатых.

Повесть "Земля" имеет воспитательное и познавательное значение. Проблемы, поднятые в ней, являются злободневными. Проблема земли не решена и до сих пор, хотя много говорится о том, что она должна иметь настоящего хозяина. И сущность человеческого бытия заключается в том, чтобы стать настоящим Человеком, оставить в памяти других добрую память о себе.