Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Моральная красота и духовное величие человека в киноповести А. Довженко «Очарованная Десна»

И
«Красота спасет мир». Если бы эта мысль нуждалась в доказательствах, то самым убедительным из них была бы киноповесть Александра Довженко «Зачарованная Десна». Ибо все в этом произведении дышит непревзойденной красотой. Воспоминания детства, которые легли в основу киноповести, создают удивительный мир людей, рожденных для труда и любви. Образы их, опоетизовані и возвышенные, гармонирующих с образом прекрасной земли, на которой они живут.
Каждая фигура описана с детской непосредственностью и мягким добрым юмором. Тут тебе и дед, что в воображении маленького Сашу походил на Бога или Святого Николая, и отец - хороший и мудрый великан, и мать, умелые и трудолюбивые руки которой лелеяли роскошный огород возле дома, и еще много-много неповторимых интересных людей, населявших великий и непостижимый мир маленького доброго язычника.
Все они не лишены каких-то недостатков, но прощает им добродушное детское мировосприятие. И поэтому, например, бабкины проклятия писатель остроумно называет «творчеством ее горячей, темной, перестарілої души». И поэтому дедушкиной «божественности» не портит ни надрывный кашель, ни приобретенное тяжелым трудом грыжа. И поэтому отцовской величия не вредят походы в трактир. Потому что мы прекрасно понимаем, что все это - следствие скорби, лишений. Это просто серые будни плямували время от времени чистые души Сашиной земляков.
Симпатичный в детских воспоминаниях образ охотника Тихона, который, тщательно прицелившись в какую-нибудь утку, в последний момент перед выстрелом вдруг вспоминал о забытом дома курок.
Настоящее восхищение вызывает каждый из выведенных в произведении персонажей. Так глубоко могли понимать мир вокруг себя только очень талантливые люди. Вечный недостаток гармонии в человеческих отношениях исчезал сразу, как только они оказывались наедине с природой. Здесь царили другие законы и другие ценности.
Здесь имела власть и старая ворона-метеоролог, причудливые выходки которой набирали силу почтенного прогноза, и краски, и запахи, что пленили своим разнообразием. Здесь царила гармония. Травы, деревья, звезды, Десна - все было олюднене, все имело свою радость и грусть. Здесь удавалось услышать притишену разговор лошадей и понять монологи старого собаки Пирата, и вволю накупаться в запахе скошенного сена, в музыке клепки косы и гудение пчел. Здесь небывалое наводнение, затопила село аж под крышу, кажется только невероятно веселым приключением.
Настоящим воплощением представлений о красоте человека в произведении картина сенокоса. Полное слияние с природой чувствует маленький Саша. По дороге на сенокос они уже так хорошо разбираются, что незримые силы угадывают и исполняют каждое желание мальчика. «Смотрю в воду - месяц в воде смеется. «Скинься, рыбо», - думаю, - смахивает рыба. Взгляну на небо: «Зорко, покотися», - катится. Пахнут травы над водой. Я к травам: «Дайте голос травы», - кричат перепела. Смотрю на волшебный, залитый серебряным светом берег: «Явись на берегу лев», - появляется лев».
Неважным является то стечение обстоятельств, что накануне случилась железнодорожная катастрофа и в суматохе сбежал лев из клетки странствующего зверинца. Он недолго блаженствовал на свободе. Его не могли поймать и убили, «ибо он был лев». Детское сознание не принимала такого решения, и в Сашиной воображении тот лев еще долго странствовал над Десной. Ибо он был не просто живым экспонатом - он был мечтой. Лев появился, потому что о нем подумали. Он был подарком природы, которая послушалась Сашка.
Не имеет власти над детской любовью к жизни смерть бабы Марусины. Саше герои выше смерть. Смерть воспринимается как фантастический переход из одного бытия в другое, непостижимое для людей. Поэтому нельзя убить льва.
Талантливое перо мастера благословило волшебную Десну за то, что дарила свою красоту и ласку, научила видеть и слышать мир вокруг себя. Довженко с большой любовью воспел красоту и величие людей в своей киноповести, показал их внутреннее единство, которое способно уловить только детский глаз. В мире взрослых эту красоту видят только настоящие художники, которым обыденность не омрачает поэтической сказки, которые испытывают самое главное в мире и в людях.
 
II
 
Человек необычайного таланта, талантливая, мудрая, простая, искренняя и добрая, влюбленная в родной край и народ, способный видеть и воспроизводить прекрасное. Таким вошел в мою жизнь писатель, публицист, сценарист, режиссер, художник, основатель украинской кинематографии Александр Довженко. Откуда эта энергия, многогранность, богатство души? - хотелось разгадать эту тайну. И вот, наконец, нашла часть ответа на вопрос. Потому что настоящим открытием для меня, «Книгой Бытия» маленького Саши оказалась киноповесть «Зачарованная Десна».
Максим Рыльский назвал это произведение задушевной лирической исповедью, доверху наполненной «любовью к родному краю, к трудовому народу, к Украине с ее большим и радостным будущим». Мне же хочется назвать «Зачарованную Десну» поэзией в прозе, ибо только поэтический строй отмечается такой мелодикой слов и фраз, только он способен вызвать столько чувств, столько ярких эмоций, так взволновать читателя.
Сам автор назвал киноповесть автобиографической. Но это не только рассказ о детстве будущего писателя, его первые радости и печали, формирование его мировоззрения, это, в какой-то степени, часть жизнеописания украинского народа, тех людей от земли, где труд, народный этикет делали мудрыми и красивыми, чуткими к природе. Поэтому не удивительно, что именно это произведение Довженко стал моим любимым.
Читала киноповесть - и любовалась живописностью пейзажных картин. Все вокруг маленького Саши живет, дышит, меняется. И человек находится в постоянном единении, гармонии с окружающим миром. Здесь, на лоне природы, и развивалась творческая фантазия будущего художника, потому что был он тогда «удивленным маленьким мальчиком с широко раскрытыми зелеными глазами».
С нежностью и искренним восхищением вспоминает рассказчик отца, мать, прадеда Тараса, деда Саши, столетнюю бабу Марусю, всех односельчан - мудрых земледельцев с натруженными руками, неизменно - добродушных и щедрых душой. Вспоминаются слова В. Симоненко: «самая сложная - человек простой». Именно простой человек, человек труда - герой Довженковского произведения.
В воображении рассказчика предстает отец: «Много видел я хороших людей, но такого, как отец, не видел... Весь в плену печального и все, в то же время, с какой-то внутренней высокой культурой мыслей и чувств.
Сколько он земли вспахал, сколько хлеба накосил! Как ловко делал, который был сильный и чистый...»
Такая же неугомонная, трудолюбивая, красивая, душевно богатая и мать Саши. «Ничего в мире так не люблю, как сажать что-либо в землю, чтобы проізростало...», - говорила она.
Незабываемый след в душе Сашка оставил прадед Тарас, человек мудрый и ласковая. Он - первооткрыватель природной красоты в жизни мальчика. Его руки были такие нежные..., никому и никогда не причинили зла на земле, не украли, не убили, не отняли, не пролили крови».
Дед Саша «более всего на свете любил солнце». И он этого солнцепоклонника, похожего на бога Саваофа, Саша слышал множество сказок, учился слушать язык травы, груши, телят, лошадей.
Не удержать улыбки, читая про прабабушку Марусю, которая три дня могла прожить без пищи, «но без проклятий она не могла прожить и дня. Они были ее духовной пищей. Они лились из ее уст непрерывным потоком, как стихи из вдохновенного поэта... Это было творчество ее горячей, темной, престарілої души».
Дядя Самуил «не был ни профессором, ни врачом, ни инженером... Он неспособен был на высокие должности». Но имел свой талант. «Он орудовал косой, как хороший маляр кистью, - легко и ловко. Если бы его пустили с косой, он обкосив бы весь земной шар, лишь бы была хорошая трава и хлеб и каша».
Среди этих удивительных людей, на берегах цветущей Десны Саша набирался жизненного опыта, учился понимать красоту, распознавать добро и зло, увлекался высокой моральной чистотой своего народа, слушал прекрасную в мире музыку - клепки утренней косы. Именно это общение дало будущему писателю возможность и право уверенно определить свое творческое кредо: «... художники призваны народом для того, чтобы показывать миру, в первую очередь, что жизнь прекрасна, что само по себе оно является самым большим и самым величественным из всех счастливых благ».
Киноповесть «Зачарованная Десна» пленила меня, научила ценить людей и любить мир, помогла лучше понять творческий мир Александра Довженко, проникнуться его любовью до того края, о котором так увлекательно говорит сам автор: «Благословенна будь, моя нетронутая девица Десно, что, вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрішав, чувствовал себя неисчерпаемо богатым и щедрым... Счастлив я, что родился на твоем берегу, что пил в незабываемые годы твою мягкую, веселую, седую воду, ходил босиком по твоих сказочных сыпях, слушал рыбацких разговоров на твоих лодках и проповедь старых о древности, что считал в тебе звезды на опрокинутом небе...»