11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Осуждение войны в киноповести Александра Довженко «Украина в огне»
Я есть народ, которого Правды сила
Никем завоевана еще не была.
П.тычина
Давно уже зарубцевались раны войны. Но в народе память о ней живет, не ослабевает боль потерь. Вечные между веков те, что погибли в боях, славные в веках живые, безсмерті солдаты; все, кто смело шел в бой, отстаивая право на жизнь, свободу для будущих. Нам, потомкам победителей над фашистской нечистью; все интереснее открывать правду о те пламенные годы, и мы обращаемся к искусству и литературе.
Один из лучших произведений о войне был написан во времена Великой Отечественной. Это киноповесть О. Довженко «Украина в огне». Писатель А. Підсуха отметил: «Украина в огне» - через шевченковскую забота автора всенародной трагедией, по широте охвата материала, глубиной и правдивостью изображения, за поистине шекспировскими комедиями в нашей литературе тех времен не имеет себе равного».
«Украина в огне» - киноповесть - трагедия. Автор создал сценарий о людях простых, обычных, тех самых, что называются у нас широкими массами, что понесла самые тяжелые потери в войне, не имея ни чинов, ни орденов.
Верный правде жизни и собственным гуманистическим идеалам Довженко ли не единственный во всей тогдашней литературе затронул проблему простого человека. Свои гуманистические идеи писатель реализовал прежде всего через трагическую судьбу дев-чины-пленницы, женщины в оккупации, подчеркивая, что «у войны не женское лицо». Героические киноповести Олеся Запорожец и Кристина Хуторная не становятся на путь активной борьбы, но в той страшной круговерти насилия и безнравственности, которая выпала на их дол.., хранят в душах еще не вытоптаны до конца естественные человеческие чувства. Жестокая силу обстоятельств оказалась сильнее их желания и возможности, исковеркала души, то стоит ли судить их еще и судом освободителей, не «самая большая мудрость в таких горьких делах - следовать за правдой, что послала человеку счастье забвения зла в хорошем времени?» Устами Лаврина Запорожца Довженко призвал если и судить людей, то «по закону народного бедствия». А ц кульминационную мгновение герой говорит; обращаясь к народных мстителей с терпкой горечью: «Разве то, что произошло со мной, с селом, не тяжелее смерти во сто крат?..» Страшная правда этих слов коснулась самых глубоких уголков сердец. Перед духовным зрением партизан «возникла вдруг вся Украина в огне, в множестві страданий и тяжких противоречивых трагедийных стыков. Большая несчастная земля!»
О. Довженко создал трагичный портрет нашего бессмертного народа. Герои произведения - это живые люди, плоть от плоти народа, патриоты своей земли, которые понимают, что над их жизнью и судьбой будущих поколений нависла смертельная угроза фашистской рабства. Много вреда нанесло долголетнее вытаптыванию гуманистических моральных принципов, но не выбило их совсем из души народа, поэтому и уживаются мирно не только в углу над белой скатертью стола, но и в душе простого человека образы легендарных национальных героев - Мамая Георгия Победоносца, и современников - Ворошилова и Буденного. Такая сложность и неоднозначность человеческой личности. Это только обогащает человека.
«Прекрасный человек в бою за Родину», Рисуя черную трагическую реальность, Довженко превозносит верных сынов народа, в адской пожара, когда Украина в огне, когда все сгорело в пламени страшного немецкого суда», не теряют уверенности в бессмертии и непреодолимости нашего народа. Довженко - патриот подчеркивает идеи: наши воины «герои великого грозного времени»; победа над немецкими захватчиками - «это будет большая гордая правда на множестві веков».
|
|