Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Елена Акульшина
Сочинение на тему

Мотивы ранней лирики Павла Тычины

Творческий путь выдающегося украинского поэта Павла Тычины обозначен мучительными размышлениями, тревожными предчувствиями, художественными вершинами и неудачами...

Первый сборник П. Тычины «Солнечные кларнеты» написана как бы на одном дыхании, столько в ней энергии, бодрости, жизненной силы и восхищение миром, его гармонией! Прежде всего это характерно для пейзажных миниатюр, в которых звучит мотив восхищение человека природой с ее звуками, красками, тонами и оттенками. Лирический герой остается наедине с ней и вселенной, его внутренний мир открыт настежь солнцу, радости, многогранности и изменчивости настроений рощ, полей, рассветов.

Поэзия «Рощи шумят» начинается с двух паралелізмів:

Рощи шумят -

Я слушаю.

Облака бегут -

Любуюсь.

Сочетание слухового и зрительного образов подчеркивает мысль о единстве человека и природы, поэт употребляет точные сравнения, персонификации, которая усиливает соответствие пейзажного рисунка настроению лирического героя. Человеческая душа ждет что-то новое, неизведанное, поэтому и речь поэта - отрывочная, содержит сочетание иногда разнородных или непосредственно не связанных между собой понятий. Поэзия «Рощи шумят» поражает и музыкальностью, и полной гармонией в обрисовке чувств человека и настроений природы.

Оптимистическое восприятие мира и ожидание чего-то нового, незнакомого присущи и поэзии «Там тополя в поле...», а к распространенному образу тополя и в стихи «Светает...»:

Так тихо, так мило, так нежно в поле

Языков свечи потухшие в клубах фимиама,

В туман завернувшись, далекие тополя

В душе вигравають мінорную гамму...

В этих строках есть определенный диссонанс: почему кротость и привлекательность летнего утра вызывает грусть, минорные настроения, такие неожиданные, алогичные для симфонии рассвета? Поэт объясняет это в последней строфе строкой «Лучами восток ранит ночь, языков мечами». Таким поэтическим выражением П. Тычина рисует «работу» солнца, обладателя дня, сравнивая его лучей с мечами.

Нельзя не упомянуть еще одну поэзию раннего Тычины - «Ой не крийся, природо...», посвященную осени. Какую гамму человеческих чувств она вызывает! В народной поэзии и в сознании людей эта пора года олицетворяет зрелость и потерю сил буйство, расцвета, молодости; щедрость и постепенное угасание, отмирание всего живого, перехода его в другое состояние. Поэт викотристовує эти контрасты, противопоставляет безгомінну, печальную осень веселом, шумном лету.

...Ой там где звезда упала, как упоминание.

Засміялося сердце в тоске!..

Известно, что надо загадать желание, когда с неба падает звезда; и оно непременно осуществится. Не потому ли «засміялося срце в тоске»? Это неожиданный оксюморон, который в Тычины вплетено в персонификацию. Подобные творческие находки автора кристаллизуют мысль, которая трансформируется от первой строки до последнего. Да, осень - это грусть, но и ласковая, волшебная пора размышлений и надежд.