Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Николай Зеров
Почему сборник М. Зерова «Камена» считают образцом элитарной лирики?

в 1924 году вышла в свет книга выдающегося украинского поэта М. Зерова «Камена», которая содержала 19 оригинальных стихов и многочисленные переводы из И. Бунина, французского поэта Жозе Марии де Эредиа, римских классиков Вергилия, Горация, Тібулла, Овидия, Марціала. Однако и собственные произведения поэта щедро изобиловали образами мифологическими и библейскими, историческими параллелями, своеобразной лексикой. И даже названия многих стихотворений М. Зерова требуют от читателя определенной эрудиции или же, по крайней мере, внимательности и сосредоточенности, чтобы ознакомиться не только с самим текстом стихотворения, но и примечаниями к нему. В самом новом двухтомном издании произведений М. Зерова в примечаниях использованы часть авторского комментария, как, например, к сонета «Хирон»: «Хирон - самый знаменитый из кентавров, фантастического племени півлюдей, півконей, которым греческая воображение заселила подгорье Тессалії в героическую эпоху. Педагог (воспитатель многих героев) и ворожбит, музыка и врач,- Хирон, единственный из кентавров, победил змисловатість и звериную похоть своего племени...» Обращаясь к этому античного образа, поэт высказывает мысль о необходимости победы культуры над слепой стихией.

Глубокая эрудиция автора «Камени» (Г. Зеров был специалистом по классической филологии, то есть знатоком греческого и латинского языков и литератур) оказалась в его лирике оригинально, свободно, раскованно даже в таких традиционных формах, как сонет, александрийский стих. Он так сформулировал свое творческое кредо:

Классическая пластика и контур строгий

И логика железная течение -

Вот твоя, поэзия, дорога

. Леконт де Лиль, Эредиа Жозе,

Парнаських зрение незахідне созвездие

Возведут тебя на настоящие верхогір'я.

М. Зеров ориентируется на вершинные образцы античности и поэзию французских парнасцам, представителями которой были Жозе Мария де Эредиа и Леконт де Лиль. Их творчество была близка поэту обращением к объективному миру, воспроизводимого через призму культурных реминисценций, а также богатством языка и ритма. По представлениям древних греков, на горе Парнас, этом святилище поэзии, обитали Аполлон и музы, покровительницы искусств. Итак, переносное значение слова «Парнас» - мир высокой поэзии. В Г. Зерова находим и этот образ:

Нонче другой время. выходи из норы,

Ищи троп - от Лысой горы

На верховины и шпили Парнаса.

В приведенных строках метафорически выражена неоклассическая эстетическая позиция поэта: необходимость усвоения высших литературных достижений человечества как предпосылка подлинного расцвета искусства; понимание проходящего значение уроков классики в росте мастерства художника; желание видеть родной словесности в кругу мировых литератур. Такая позиция была крайне актуальна. Ведь в то время в украинском искусстве слова начали появляться произведения-агітки. произведения-плакаты на злобу дня, далекие от художественного совершенства содержания и формы. А Николай Зеров увлекался высокими образцами, был «сторонником искусства равновесия». Ища темы и мотивы в античности, он иронически замечал: «Я знаю: мы тугие бібліофаги, и мудрость наша - шкаф книжный». Однако та мудрость, проверенная веками, часто подсказывала поэту параллели, аналогии с той буремною и сложной эпохой, в которую он жил. М. Зеров творил собственный художественный мир, собственную историю души, противопоставляя их серости, провинциальности, нигилизма в отношении к лучшим традициям прошлого, его вершин, которые оберегают музы - покровительницы искусства. То же не случайно сборник М. Зерова имеет название «Камена». В древнеримской мифологии так называли музу, которая звала поэта в вышине поэзии.