Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Что общего и отличного между пьесе. Шекспира «Ромео и Джульетта» и повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков»?

Повесть «Тени забытых предков» М. Коцюбинский написал 1911 года под глубоким впечатлением от жизни карпатских гуцулов, их обычаев и обрядов, оригинальности мышления и мировосприятия.
Это произведение будто перекликается с трагедией Шекспира. В них можно найти немало общих черт. Как Монтекки и Капулетти, враждуют роды Палийчук и Гутенюків. Как и в трагедии «Ромео и Джульетта», в обоих враждующих родах есть дети, которые любят друг друга, - Иван и Маричка. Давняя вражда должна стать им на пути. Как и у Шекспира, герои Коцюбинского погибают. Оба произведения являются гимном любви. Но этим, собственно, аналогия и ограничивается. Главная коллизия в обоих произведениях - смерть героев - разная. Если у Шекспира трагедия происходит через случайную несогласованность действий Ромео и Джульетты, то в Коцюбинского.- иначе. Мотивом самоубийства Ромео и Джульетты их любовь. В «Тенях забытых предков» лишь Иван погибает через несилу перенести смерть любимой. Маричка же уходит из жизни случайно.
Из этого сюжетного момента видно, что Коцюбинский не пошел слепо за Шекспиром. Развертывание действия в повести украинский художник подчинил совсем другой идеи. Суровая, дикая горная природа подстерегает человека на каждом шагу. Где ярко воссоздан в верованиях гуцулов, в условиях их жизни. И смерть Марички обусловлена совсем другими причинами, чем у Шекспира: «Недаром Иван Спешил с полонины: он не застал Марички живой. За день перед сим, когда брела Черемош, взяла ее вода. Неожиданно заскочила наводнение, ярости габы сбили Маричку с ног, бросили потом на гоц и понесли среди скалы в долину. Ма-реку несла река, а люди смотрели, как крутят ею габи, слышали крики и мольбы и не могли врятувать».
Главное отличие произведения Коцюбинского от произведения английского классика не в ключевой сюжетной коллизии, а особенностях изображения таинственного сказочного мира. Любовь переживается героями как самая странная загадка, что имеет большую силу над людьми. И уже в первой детской встречи будущих влюбленных появляются фантастические образы, без которых немыслима гуцульское жизни. «Я уже исчез ника видел», - хвастает Ваня. Кстати, в этой самой сцене Коцюбинский показывает себя и мастером сюжета. Первая встреча Ивана и Марички начинается с конфликта - драки. Такая неожиданная коллизия бесспорно свидетельствует, что писатель владел высоким искусством сюжета, хотя его проза всегда больше подчинена течении настроений, то есть сюжета внутреннем.
Дети природы Иван и Маричка в своих взглядах на мир и в своей любви всецело преданные непосредственным душевным порывом. И их физическая близость выглядит не развратом, а естественным продолжением их душевных переживаний: «...все было так просто, естественно, как мир миром, что ни одна нечистая мысль не засорила ей сердца». Гармония человека и природы, гармония чувств и действий - это та особенность, которую видит Коцюбинский в этом «первобытном» жизни гуцулов. И, конечно, любовь сочетается с фантастикой, предрассудками. «За поясом, на голім теле» Маричка носит чеснок, чтобы не забеременеть. Душевные порывы героев сплетаются в волшебную песню, которую Иван выигрывает на флояре, а Маричка поет. Эта песня дышит сказочными образами диких гор и засевает горы своей волшебной мелодией.
Ярко и убедительно рассказывает писатель о тоске Ивана за Марией, которая погибла. Жена его, Палата, не может заменить любимого. Вечное таинство любви живет в душе Ивана и всплывает «на поверхность» странными образами.
Время от времени тоска по любимой выбивает его из обычного ритма жизни: «совсем Неожиданно, когда он сводил глаза на зеленые царинки, где покоился в копнах сено, или на глубокий задуман лес, оттуда зліта к нему давно забытый голос:
 
Ізгадай мне, мой миленький,
Два раза в день,
А я тебя ізгадаю
Семь раз в час...
 
Тогда он бросал работу и где-то пропадал».
И в Святой вечер к нему снова приходили воспоминания о возлюбленной: «И когда так молились, Иван был уверен, что за плечами у него плачет, склонившись, Маричка...» Он грезит ею и наяву. Сознание его двоилось. Сначала Маричка видится Ивану живой, и он удивляется, что она живая и в то же время как будто мертвая. И сердце его наполняется радостью на фоне суровой природы, которая предвещает дурной конец: «Неунывающая молодость и радость снова водили его по сих безлюдных вершинах, таких мертвых и одиноких, что даже лесной шепот не мог вдержатись там и шло в долину шумом потоков». Тонкий психолог Коцюбинский показывает через фантастические образы, как постепенно меняется психическое состояние Ивана, как он в конце вполне теряет ощущение реальности, как восприятие сказочной природы переходит в абсолютное бред - встреча с лешим. Спасая Маричку от чугайстра, Иван пускается с ним в пляс. И вот когда злой дух готов был уже прекратить танец, Иван заиграл ту волшебную песню, которую услышал когда-то от щезника. Это была настоящая песня, в которой слились и дыхание диких гор, и глубокие душевные переживания самого Ивана, и его любви к Марии. И чугайстер не удержался и снова затанцевал. А из долины его уже звал голос Марички - голос, который он слышит все жизни, на который идет, ища любимую, а найти не может: «Ива-а! - стонала Маша где-то из глубины, и был в том голосе зов любви и муки».
От самого начала любовь Ивана и Марички было трагическим. И не потому, что у них на пути стояла давняя вражда родов, а потому, что оно было большим и сильным по жизни. Когда погибает Маричка, Иван не в силах пережить свою любовь, он тает на глазах. «Зов любви и муки» порождает в его душе и иллюзии, и фантастические образы, и, в конце концов, приводит к тому, что и Иван, как и Маричка, потеряв бдительность, погибает от столкновения с дикой горной природой.
Следовательно, в отличие от Шекспира, рисуя непреодолимую силу любви, Коцюбинский ищет его источники в таинстве природы, таинстве жизни, таинстве человеческой души, которая хранит в своих глубинах весь вековой опыт вплоть до верований далеких предков.