Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Екатерина Гриневичевой

(1895 - 1947)

Екатерина Гриневичевой

Екатерина Гриневичевой принадлежит к тому круга писателей, которое появилось на горизонте украинской литературы в начале XX ст. Она формировалась в кругу прогрессивных, демократически настроенных литераторов Западной Украины, поддерживала дружеские отношения с В. Стефаником, Марком Черемухой, А. Кобылянской, В. Маковеем, Г. Хоткевичем. Больше всего ориентировалась она на И. Франка, который первый заметил ее небудничный писательский талант и начал печатать ее произведения в редактируемых им изданиях.

К. Гриневичевой (Екатерина Васильевна Гриневич) родилась 19 ноября 1875г. в городке Винники возле Львова в семье мелкого служащего. Когда девочке минуло три года, ее родители переехали до Кракова. Здесь и прошли детские и школьные годы, здесь окончила польскую учительскую семинарию и начала писать на польском языке. В семинарии было принято факультативное изучение украинского языка для тех будущих учительниц, имевших работать в Галичине, и К. Гриневичевой начинает изучать родной язык. На это время приходится ее встреча с В. Стефаником, который склонил молодую писательницу к украинской литературы. После окончания семинарии девятнадцатилетняя учительница возвращается во Львов, где и прожила почти всю жизнь. Кроме литературы, занималась редакционно-издательским делом, стала одной из активных деятельниц женского движения в Галиции. Последние годы прожила в Германии, где и скончалась 25 декабря 1947г.

Первый сборник К. Гриневичевой «Легенды и рассказы» (1906) была популярным чтивом, основу книги составляют рассказы, посвященные тяжелом и беспросветном жизни бідарських детей. Писательница хорошо знала детскую психологию, видела, при каких тяжелых условиях росли и воспитывались дети галицкой бедноты, поэтому много сил отдала народному воспитанию, формированию школьной лектуры. В 1910 -- 1912 гг. она редактировала детский журнал «Звонок» (Львов 1890 - 1914).

Впечатления, пережитые во время первой мировой войны, положенные в основу сборника «Непреодолимые» (1926), которая принесла писательнице широкое признание наряду с произведениями на антивоенную тему. Стефаника, М. Черемухи, М. Яцкива, О. Кобылянской, повести А. Турянского «Вне пределами боли».

Основой исторических повестей К. Гриневичевой «Шестикрилець» (1935) и «Шлемы в солнце» (1928) стали события на Галицко-волынской земли второй половины XII - начала XIII вв. Автор опирается на исторические источники, а также использует тогдашние труды М. Грушевского, И. Линниченка, М. Кордубы, И. Шараневича, Д. Зубрицкого. Внимание писательницы сосредоточено на основных событиях жизни князя Романа Мстиславича: путешествие в Венгрию, женитьба Рюриківною, поход на ятвягов, борьба с крупным боярством, укрепления западных границ, укрепление связей с югом, борьба с половцами, усиление единства Руси, несогласие с Рюриком Киевским, поход на Польшу и смерть обладателя. Повесть составил своеобразный цикл рассказов, объединенных общим героем и идейным пафосом. Писательница создает культ своего героя - человека, воина, князя, понимает и оправдывает духовное одиночество, твердость в борьбе с боярской оппозицией. Романа Мстиславича изображен за различных обстоятельств, и везде он - умный политик и дипломат, храбрый воин, рыцарь чести и доброты, великий строитель своего государства.

Борьба за наследство Романа Мстиславича была не менее продолжительной и жестокой, чем та, которую он вел, объединяя и укрепляя Галицко-Волынское княжество. Об этом говорится в повести «Шлемы в солнце», которая хронологически продолжает «Шестикрильця», но имеет уже другую тональность. Главным героем произведения выступает народ, он дает отпор венгерским оккупантам Галича, сдерживает польский натиск на Волынь, разбивает Рюрика Киевского с его наемниками. Героической смертью в этой битве погибает и девушка Ясиня, один из самых светлых женских образов К. Гриневичевой.

К. Гриневичевой выработала собственный стиль письма, ее речь несколько архаїзована, как это и положено историческому полотну, обогащенная древнерусской лексикой, образцами древней календарно-обрядовой поэзии. Современники упрекали ей за историзм речи, затрудненность образно-стилевой системы. Писательница несколько отошла от традиционной оповідальності. Ее стиль рассчитан на эмоциональное, образное восприятие событий. Можно признать, что К. Гриневичевой сознательно культивирует стиль литературного барокко с его богатой орнаментикой, изысканностью и требовательностью высказывания, высокой поэтической насыщенностью образу. Динамичный сюжет ее традиционной исторической повести преграждают ряды разрозненных величественных и красочных картин. Современного читателя, призвичаєного к ясного и прозрачного текста, могут поразить необычные художественные средства писательницы, ее прихотливые синтаксические конструкции, иногда довольно запутанные структуры, оригинальный словарь. Богатый и разнообразный декоративный реквизит есть составной частью литературного мышления писательницы.

Повести К. Гриневичевой вияскравлюють интересную и напряженную страницу истории нашей родины. Писательница оживила историю, привлекла внимание к тех исторических лиц и безымянных героев, которые в грозный час строили свою государственность, защищали ее от вражеских нападений и внутренних распрей.

 

 

О. Мишанич

История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.