ГРИГОР ТЮТЮННИК
Творческое наследие Григора Тютюнника количественно небольшой - заключается в двухтомник, который появился в 1984 г. Это новеллы, рассказы, несколько повестей.
Неширокое также и тематическое круг его произведений. Глубочайшим болью Григора Тютюнника было современное ему село. Из него он вышел сам в опасные странствия по другим, чужим мирам. Но там оставалось корни собственного рода, там жила мама, туда просто было в любой момент вернуться по живительные соки народной мудрости, припасть к несхитної, испытанной веками морали как к спасительному островку. Там люди еще помнили традиции предков, порой их даже придерживались, село практически оставалось единственным носителем украинского языка.
Родился Григорий Тютюнник в с. Шиловке Зеньковского района Полтавской области в крестьянской семье. Рано потерял отца (он был незаконно репрессирован в 1930-х годах). Некоторое время жил у родного дяди на Донбассе, учился в школе.
Окончил Зиньковский реальное училище. Попробовал свои силы в различных рабочих профессиях, служил моряком на дальнем Востоке. Закончил филологический факультет Харьковского университета.
После окончания учебы вместе с женой уезжает работать на Донбасс, преподает в вечерней школе. Там у них рождается первый сын Михаил, названный в честь замученного деда. В 1961 г. журнал «Крестьянка» печатает рассказ Григора Тютюнника «В сумерки», написанное на русском. Тогда же автор переводит его на украинский. С тех пор с родным языком не расстается уже никогда.
С 1963 г. Тютюнник - в Киеве, чему прежде всего способствовали А. Димаров и О. Гончар. Поселяется в небольшом доме на Андреевском спуске, работает в «Литературной Украине», впоследствии - в сценарной мастерской киностудии им. О. Довженко, где пишет сценарий по роману «Водоворот» Григория
Тютюнника, в издательствах «Советский писатель», «Молодежь», «Днепр», «Радуга».
В тогдашних журналах печатаются рассказы Григора Тютюнника. Его доброжелательно принимают и поддерживают в своем обществе киевские писатели. Вообще о нем скоро начали говорить все, потому что слишком выделялся. Фигура это была яркая, колоритная. Высокий, пышноволосый, с черными глазами, «глубокими и умными», из которых проглядывало что-то по-благородному гордое, но и грустное, как вспоминает Валерий Шевчук. Любил «оживлять» эпизоды своих будущих произведений, делал это довольно артистично и остроумно.
Где-то в те годы Николай Винграновский, директор киностудии им. О. Довженко, приглашает его на кинопробы фильма по повести В. Земляка «Дочь Стратіона». «Все, когда увидели кинопробу на экране, восхищались им, его талантом, выкрикивали, что это открытие, и на том все и кончилось: кто-то где-то кому-то позвонил... Мне решительно предложили Григора не зншати, мол, пусть лучше пишет свои новеллы», - вспоминает М. Винграновский.
В 1966 г. выходит первая книга «Завязь», 1968 г. - «Тысячелистник». Одноименный рассказ отмечено премией всесоюзного конкурса, объявленного «Литературной газетой». Григор Тютюнник все больше становится костью в горле тем, что хотели сыто и спокойно жить, продуцируя свои бесцветные, заідеологізовані произведения. Да и цензура работала тогда безотказно. Редакторские правки время словно резали писателя по живому, ведь каждая деталь, образ так долго вынашивался в сердце.
А с какого времени писатель покинул труд по редакциях и издательствах, всецело отдался собственном художественном творчестве.
В 1970-х «застойных» увидели свет его книги новелл «Родительские пороги», «Крайнебо», «Корни», повести «Климко», «Огонек далеко в степи», сборника для детей «Степная сказка», «Ласочка», «Лесная сторожка». Немного переводил, В частности. Шукшина, которого очень любил.
Удивительная эпоха 1960-х гг. смогла породить вулканов, которые не вмовкали до последнего момента (как Василий Стус) или бросали вызов всем (как сделал Григор Тютюнник). Он был настоящим вулканом. Никогда сам не шел ни на какие компромиссы, ненавидел приспособленцев, говорил им в глаза правдивые обвинения, приумножая род своих потенциальных оппонентов. «На каждого Авеля по три Каїни», -так он характеризовал тогдашнюю моральную атмосферу в Украине. В обществе он видел ужасную пропасть между словом и делом. Боль души слился со злостью, что клекотала в нем, но ничего не меняла вокруг. Душевная боль все углублялся. При всей внешней силы и мужества на самом деле он был незащищенным ребенком на этой земле, ранимым, искренним, честным.
Он будто запрограммировал свой конец. Неуютно ему жилось еще с юных лет. Всегда чувствовал свое одиночество.
В феврале 1980 г. Г. Тютюннику была присуждена премия имени Леси Украинки (за книги «Климко», «Огонек далеко в степи»). А 7 марта он причинил себе смерть.
Внешне вроде было все хорошо. Григорий любил общество, никогда ему его не хватало, быстро сходился с людьми, был остроумен, артистичен, произведения испытывал «на публике» - доверял общественности... А в глубине души был адский боль, который терзал непрестанно. «И что я в Господа за человек!!! Ни в чем нет мне ни меры, ни утешения-ни в любви, ни в страдании, ни в увлечениях, ни в сумме адском. Неприкаянный я. Все бы вырвать из души и обновиться, все сначала начать, и невозможно»,- так писал в дневнике.
Действительность и мечта одновременно сосуществовали в нем; первая заставляла думать, страдать, вторая постоянно манила, звала за собой... Еще молодым он сделал для себя вывод: «Жизнь в творческом сознании писателя вроде бы раздваивается: одна плоскость - существующее, вторая - желаемое. Это единственный источник творческой энергии».
Посмертно Григор Тютюнник удостоен Национальной премии имени Т. Г. Шевченко.