Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Творческая индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) - термин, который употребляется для обозначения субъекта художественного творчества. Как понятие приобретает распространение в эстетике романтизма, ідентифікуючись преимущественно с оригинальностью таланта художника, своеобразием его стиля и манеры письма и т.д. В литературоведческой практике бытует в разных формах: индивидуальность писателя, творческая личность, индивидуальность личности художника, авторская (поэтическая, писательская, литературная) индивидуальность и др., - которые, однако, не тождественны между собой. Как явление историческое Т.и. проходит ряд этапов развития. Народнопоетична творчество, как и усноепічне искусство древних народов, существовала в условиях анонимности. В древнегреческой литературе категория авторства избавляется от тождества архаичном понятию "авторитет" ("высказывания Птахотепа", "псалмы Давида", "басни Эзопа" и др.) и соотносится с "характерностью" индивидуальной литературной манеры. Поэты приобретают здесь статуса профессиональных литераторов и осознают себя избранниками богов, которые насылают на них вдохновение и одаривают талантом и мастерством. Самоосознание искусства поэзии как индивидуального творчества впервые наблюдаем в римской литературе, в частности в оде Горация "К Мельпомене" ("я памятник Возвел свой"), который противопоставляет свое творчество "черни" и "толпе", не способном понимать "таинства" искусства, и "царственным пирамидам", а критерий самооценки поэзии открывает в имманентной художественной деятельности. Понятие о художественном творчестве в современном значении зарождается в условиях перехода к средневековью, когда было открыто другое (вместо божественного вдохновения) творческий источник - сознание, а с ним и человеческая субъективность. Человек теперь выступает как созерцательная существо, а эстетическое переживание возникает не как впечатление от особой деятельности (как в античной литературе), а как переживания особого восприятия. Основой эстетического предмета становится фантазия, смелость вымысла, выдумка, характерные для средневековых видений, апокрифов, легенд, житий святых и др. Здесь в зародыше существует то, что впоследствии будет осознанное, с одной стороны, как художественная идея, единый замысел, особый способ видения мира, с другой - как творческая активность художника, способность создавать новую художественную действительность. Эпоха Возрождения трактует человеческую личность как меру всего сущего. Важными в искусстве выдаются авторская индивидуальность, идейно-художественная интерпретация действительности с точки зрения писателя и его современности. Традиционный элемент сыграл значительную роль в Творчестве Дайте Алигьери, Шекспира, М. де Сервантеса и др. Вместе с тем, наряду со стремлением открыть суть человеческой субъективности явно просматривается и опасность субъективизма, абсолютизованої свободы, авторского произвола. Классицизм выдвигает иной критерий гармонии и меры - разум, способный постичь идеальную закономерность мироздания. Здесь преобладает родовое (типичное) над индивидуальным, общественного над личным, закономерное - над случайным, а в сфере поэтики - непреклонное соблюдение эстетических форм и канонов, почерпнутых из античных поетик (Аристотель, Гораций) и наиболее полно выраженных в "поэтическом Искусстве" (1674) Н.Буало. Однако авторская индивидуальность, хотя и скованная рамками нормативной поэтики, находит в художественной структуре классицизма должное место. Сфера ее проявления - познавательная деятельность, обращения, до актуальных философских, этических, политических, общественно-воспитательных проблем современности, совершенствование языка и др. Открытие внутренней бесконечности человеческой индивидуальности принадлежит романтизма. Классицистическом "Подражанию природе" романтики противопоставляют творческую активность художника и придают ей глубинного смысла как наивысшей ценности. Более всего преподносятся одаренность, оригинальность, творческая свобода, свободный. полет фантазии, отбрасываются нормативность (гений не подчиняется правилам, но творит их), рационалистическая регулирование в искусстве. Т.и. впервые становится организационным началом художественной структуры, сориентированным на своеобразие, оригинальность, личностное мировосприятие и мироощущение. Аналогичное развитие индивидуального в художественном сознании характерный для подавляющего большинства литератур, в т.ч. и украинского. В литературе Киевской Руси преобладает традиционность, етикетність и орнаментальность в изображении, компілятивність и коллективность взгляда на предмет, устойчивость "жанрового" образа автора и др. Но, начиная с помежів'я XV-XVI вв., наблюдается постепенное устранение средневековой художественной структуры. Происходит разрыв авторского взгляда с христианской нормативностью, в литературу проникают ренессансно-реформационные тенденции, обновляется жанрово-стилевая система, появляется понятие авторской принадлежности текста и т. п. В художественном восприятии Климентия Зіновіїва, особенно Григория Сковороды, находит выражение тенденция к индивидуального видения и воссоздания мира, зарождается "тип современного писателя" (и. Франко), формирование которого завершается в творчестве Котляревского и Шевченко. "Новая украинская литература, - писал Франко, - по примеру всех новоевропейский литератур основана на принципе индивидуальности, считает поэтическое творчество за один из самых высоких и лучших проявлений человеческой индивидуальности и собственно из того принципа черпает свою силу, разнородность и оригинальность". "Принцип индивидуальности" - это личностная форма эстетического отношения к действительности, которая приходит на смену традиционному (нормативном) типа творчества. Основывается на индивидуальном мировоззрении, но не сводится лишь к проявлению индивидуального своеобразия. В новочасной литературах писатель утверждается как субъект художественного сознания и деятельности, как создатель художественной действительности. Т.и. активно изучается философами, социологами, психологами, искусствоведами. В украинском литературоведении к проблеме Т.и. проявляли интерес И.франко, Леся Украинка, среди зарубежных исследователей - Ф.ницше, 3.Фрейд, К.-Г.Юнг, : структуралисты и др.