ПЕСНИ ВРЕМЯ ЗЕЛЕНЫХ ПРАЗДНИКОВ: МАЕВКИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ЦАРИННІ ПЕСНИ
Маевки (майські песни) - произведения календарной обрядности начале лета, название которых, возможно, происходит от "май" (май) или "маяти" (украшать зеленью) или "нимфы" (духи леса и поля). Ими сопровождались описаны обряды Зеленого (Зеленого) воскресенья и связанные с ней игрища молодежи. Эти произведения менее сохранены и исследованы, чем веснушки и гаивки. Самым распространенным здесь является мотив замаювання домов, дворов:
Звеселіло двор
Пришло зеленое иря...
...Везет Касійко бука,
Бука зелененького
Для хозяина молоденького.
Вся череда, вся,
Только скотовода нет.
Пошел скотовод на зелье
Нынче святое воскресенье.
Отдельную группу составляют маевки, которыми сопровождались обряды украшения скота, сохранили связь с тотемними поклоніннями, и носят серьезный характер (эти произведения иногда носили название пастушьи песни):
Меня мама будила (2)
И так меня просила.
Чтобы я собирал цветочки (2)
Скоту на веночки.
- И бы-сте венки вили (2)
Скот намаїли.
Как будет веселонька (2)
Да и будет здоровонька.
Далее ребята и девушки сходятся вместе и советуются, как лучше вить веночки, и, выплетая их, величают буренок за молоко, сметану, масло, сыр. В некоторых песнях встречаются обращения к отдельной коровы:
Вейся, венчике, гладко,
Как красненький ябко.
Да и вейся, увивайся,
На корову придайся.
Пасла Красечка, пасла,
Ведер каши принесла.
Ой мы венки ввивали,
Чтобы-сьмо Красю впитывали.
В отдельную группу выделяются майські песни, которыми сопровождались обряды вождения тополя, кусты, куколки - "замаяної" девушки, которую водили девушки от двора к двору:
Стояла тополь край чистого поля.
Рефрен:
Стой, тополенько, стой не розвивайсь,
Буйному вітроньку не піддавайсь...
Этот обряд сохраняет не только связь с анимистическими представлениями, но и с Пасхальными праздниками на основе почитания культа покойников. В обряде "куста" также звучат мотивы проводов девушки до зеленой рощи, ее встречи с парнем или казаком, разговор между ними. В этом проявляется сочетание культа духов с игрищами молодежи во время Зеленых праздников.
Тема весенних юношеских игр продолжается в маївках, которыми сопровождались ритуалы "качели" - качания девушек и парней на "ивовых колыбелях", что предшествовали их любовным забавам:
Ой в лесу, при орехе, при дубку,
Там повесил Іваньо качалку.
И посадил Голяну - любимую.
Качайся, Голяно, высоко,
Чтобы было видненько далеко.
Чтобы твои биндочки маяли,
Чтобы твои кольца сияли.
Часто такая качалка называется колыбелью. Возможно, подобный ритуал очищения воздухом осуществляли и с покойниками, что дошло до нас в отдельных элементах сказок, где мертвую царевну подвешивают в лесу в стеклянной или хрустальной колыбели (гробу). Кое-где подобные ритуалы происходили на Пасху в связи с культом умерших предков.
В маївках часто встречаются любовно-эротические мотивы и мотив гадания по ковке кукушки, что роднит их с веснянки:
Іграла звездочка, іграла,
С кем ты, девочка, гуляла? И гуляла?
- С тобой, хлопчичок, с тобой, и с тобой,
Под зеленой ивой и вербой.
Над холодной водой, и водой,
Под колючей грушей и грушей,
С тобой, мальчик, с душой, и с душой.
Маевки, как и большинство жанров календарной обрядности, являются произведениями устной народной песенности, где действо сочетается со словом, они нередко выполняются в форме диалога.
Выразительные песни - жанр календарно-обрядовой лирики, связанный с празднованием Русалий (Русальной недели, Русальной пасхи). Поскольку этот праздник был связан с духами земли и воды, то в русальных песнях широко отражены не только их архетипы, но и образы, которые их сопровождают: ночи, месяца, берега, реки, колодцы, ивы и т.д. Так, образ луны в песнях-заговорах обнаруживает связь с астральным культом и является неотъемлемым атрибутом русалчиних гуляний (считалось, что при луне они выходят из воды и водят хороводы):
Ой вигляни, серебряный месяцу, из-за хмароньки,
Потому что должна выйти из воды сестра-русалочка.
Распрощалась она с миром, моя милая,
А сегодня должна выйти, потому что зеленая воскресенье.
Частый мотив этих произведений - просьба русалками у женщин полотна, рубашек или наметок:
Сидела русалка на кривой березе,
Просила русалка у женщин наметок,
В дівочок рубашек:
- Женщины-подружки, дайте мни наметку!..
Чтобы задобрить русалок, женщины в эти дни сами развешивали по деревьям подарки.
Хотя выразительные песни полны глубокого лиризма, поэтизации образов лесных, полевых и водяных существ, считалось, что русалки могут причинять много вреда людям и даже забрать их с собой "на тот свет". Частым в этих произведениях есть мотив загадывания русалкой загадок человеку, с которым она встретилась:
Ой бежит, бежит молодая девушка,
А за ней и русалочка:
И послушай меня, красна барышня,
Загадаю тебе три загадочки,
Как угадаєш - к отцу пущу,
Не угадаєш - к себе возьму.
Здесь образ девушки-семилетки перекликается с соответствующим сказочным персонажем. Все эти загадки и их отгадки, архетипни, уходят корнями в глубокую древность, наполненные сакральным смыслом, воспринимаются как такие, которые может отгадать только посвященный человек:
А что играет - голос имеет?
А что плачет - слез не имеет?
А что бежит без пригона?
А что светит в ясную пору?
А что вьется круг деревца?
А что горит без пламени?
А что растет без корня?
- Разве бы я не девушка,
Чтобы я не д'гадала:
Скрипка играет - голос имеет,
Сокол плачет слез не имеет,
Вода бежит без пригонки,
Месяц светит в ясную пору,
А хмель вьется круг деревца,
Солнце горит без пламени,
Камень растет без корня.
Но очень часто эти песни завершаются тем, что "Девушка загадочок не угадала, Русалочка девушку залоскотала".
Завершались Русалии торжественными проводами русалок из села, что сопровождалось иногда вождением девушки, ее ритуальным поливкой, проводами к воде (что, очевидно, является заменой прежнего жертвоприношения, после которого она сама становилась русалкой"). Тема проводов русалок тоже нашла свое отражение в русальных песнях:
Проводили русалочки, проводили,
Чтобы они к нам не ходили,
Да нашего рожь не ломили,
Да наших дівочок не ловили.
Или:
Проведу я русалочку к бору,
А сама вернусь домой.
Мы свою русалочку проводили,
Горькой осиной заломили.
Как в весенний период, во время Зеленых праздников и Русалий были и свои особые игры. Среди ребят распространенными были бои, перебои и скачки. Дрались один на один или группа против группы. Эти игры были очень разнообразными по своим правилам - участники могли драться кулаками или без рук (только грудью). Возможно, эти игры были символическим утверждением полной победы лета над зимой, или же были соревнованиями между двумя парубочими общинами. М. Костомаров высказывает мнение, что игрища на тематику борьбы является заговорами перед военными действиями, войнами.
Совсем другого характера была ритуально-обрядовая игра "завивания березы" (на некоторых территориях она носит название кумування). Этот обряд совершался в лесу. Девушки и парни парами завивали ветки на берегу кругом, обнимаясь сквозь него. Тогда парень срезал этот "венок", чтобы ветви не разошлись, а девушка бросала его в воду, гадая на нем, как во время купальских праздников. Участники обряда (или это пара - парень с девушкой или две девушки) становились кумовьями - ближайшими друзьями:
Ой кумочки, да голубочки,
Мы в лес идем, мы кумиться идем!
И покумимося, и поголубимося!
А на дубочках два голубочки:
Они купятся, обнимаются и пригортаються...
Также парни с девушками играли игру "Горюдуба", что тоже является глубоко символичной: пара (девушка с парнем) убегает от "охотника", который ловит девушку, а все в это время кричат: "Гори, Гори ясно, чтобы не погасло!" Эта игра была предсказанием купальских праздников, чтобы горело ясно и солнце, и костер, который оно олицетворяло.
Итак, по тематике, мотивам и образностью выразительные песни обнаруживают связь с жанрами весенней обрядности, с поверьями, легендами, предрассудками, а также содержат сказочные элементы и поговорки.
...
Общим жанром для весенней и летней обрядности были царинні обряды, которые играли роль своеобразного оберега сел, полей, пасек, водоемов, хозяйств, домов и т.д. По способу выполнения они подобны ритуалов вождения тополя (куста). Эти обряды совершались с целью предохранить от природных стихий, бедствий, эпидемий и сопровождались царинними песнями. Больше всего они известны на Лемковщине и Бойковщине. Тексты царинних песен почти не сохранились, по словам ф. колессы, они "имеют характер молитв за урожай и охрану полей перед злыми ветрами и тучами... а кое-где подобные колядок...":
Пойди, выгляни, солнышко, улыбнись!
Наше зело-рожь колосись!
Наливайся рожь, колосись.
Выгляни, выгляни, солнышко, улыбнись!
Это заговор выполнялось до восхода солнца. Люди - члены царинних процессий - протягивали руки к востоку, распевая эту песню много раз подряд пока не взойдет солнце.
Обходы поля осуществлялись, как правило, под утро, в процессии могли принимать участие все - и взрослые, и молодежь, и дети. С. Килимник фиксирует подробное описание такого процесса: "Поход представлял волшебную картину. Все святочное одеты; мальчики и девочки в венках на голове из живых полевых цветов с ржаными колосками; взрослые девушки в венках из барвинка с приложением полевых цветов и колосьев, ребята в ґірляндах через плечо из ржаного колоса молодого и зрелого прошлогоднего; женщины и мужчины переодетые и замаскированные. Мужчины с бубнами, свирелями, кимвалами и т.д., - женщины почти все украшенные полевыми цветами. В отдельных местностях во время этого шествие принимали и козу, убранную в зелень-цветы и колосья... Во время вступления "нивы" дети и взрослые поднимали невероятный шум: дети звонили и звонили, музыканты играли, девушки и парни пели - это знаменовало "изгнание злых сил с житів"... Все участники пели магических песен... во время похода молодежи, уже женатые мужчины и женщины, в частности переодетые и замаскированные - танцевали, прыгали, шутили, оббегали пределами и суловками поля, друг друга ловя...". Потом поля обрызгивали водой или молоком и устраивали среди поля пир с жертвенной пищей.
Время при эпидемиях или болезнях осуществлялось оборювання села бороздой, что замикалась кругом и была своеобразным оберегом. Синкретическими стали и церковные обходы полей с иконами и хоругвями, традиция которых была заимствована в языческих царинних обрядах...
Источник: Лановик М.Б., Лановик З.Б. Украинская устное народное творчество: Учебник.- 2-е изд., стер.- К.: Знание-Пресс, 2003.- 591 с.
-----
Выразительные и царинні песни связанные с празднованием праздника русалий - поры, когда весна переходит в лето, завершаются полевые работы (ср. с названием древнеримского праздника роз - rosalia). Праздник начинается с зелени (замаювання дома, двора и ворот разнообразной зеленью и травами), что имеет целью обеспечить отпугивания "нечистой силы" (маґія растений с языческих времен). Обязательным было и поминовения умерших. Целую неделю от Зеленого воскресенья (Святой Троицы по христианскому календарю) называют "русальной", а четверг - "Русальной Пасхой" (Зеленые праздники по дохристианской традиции). В народном воображении этот период связывался с игрищами и забавами русалок, их проводами прочь от живых и в поминках умерших. Русалками же и "нявками" или "русалку" (от староукр. - навьмрець, злой дух, становились "потерчата" (дети, которые умерли некрещеными) и те, кто умер "наглой", неприродньою смертью.
Мотивы русальных песен много в чем совпадают с мотивами веснушек, связанных с образами природы, растений (лес, плетение венков, образы деревьев). Существует древний обряд уборки и замаювання девушки, которую водят по полям, распевая песню о тополь ("Тополь"). Кое-где сохранились также процесійні обходы полей с распеванием царинних песен - своеобразных молитв за урожай и вбереження его от природных стихий. По форме стиха и содержанию эти песни очень приближены к колядок (5+5).
Выразительные же песни имеют мелодию неширокого диапазона. Часто завершаются "гуканками" ("гу", "в", "уй", "и" и др.). Строфа основном двухстрочная различной формы(4+4, 5+5, 6+6). Существуют также выразительные хороводы.
Источник: Компакт-диск "БЕРВИ".- Проект "Моя Украина".- ОО "Арт Экзистенция"
-----
|
|
|