Евгений Гребенка
Евгений Павлович Гребенка родился 2
февраля 1812г. в семье
мелкого помещика на хуторе Убежище вблизи Пирятина на Полтавщине.
Начальное образование получил Гребенка
дома от частных учителей, впоследствии учился в Нежинской гимназии высших наук
(1825 - 1831); здесь началась его литературная деятельность. Значительное влияние на
формирование Гребенки как будущего писателя имела его активное участие в
литературной жизни гимназической молодежи. В литературном кружке живо
обсуждались литературные новости, произведения Радищева, Пушкина, Рылеева, первые попытки пера
гимназистов, что помещались в рукописных альманахах. Один из них выходил за
участием Гребенки, в каждом еженедельном номере которого, по свидетельству современников,
появлялись его произведения, “преимущественно сатирические”. Впоследствии он стал основным
сотрудником рукописного журнала “Аматузія”.
После окончания гимназии и
кратковременной службы в резервах 8-го Малороссийского казачьего полка Гребенка
возвращается в родной хутор Убежище на Полтавщине и периодически занимается
литературным трудом (в это время появляются в печати его отдельные басни, отрывки из
перевода “Полтавы” Пушкина).
В 1834г. Гребенка переезжает в Петербург,
где завязывает широкие знакомства с литераторами и деятелями российской культуры,
в частности Пушкиным, Крыловым, Тургеневым, Брюлловым, посещает литературные салоны
и устраивает литературные вечера у себя дома. Вместе с тем он добивается
привязанности М. Греча, графа Хвостова и других высокопоставленных лиц, благодаря
каким занимает неплохие должности на гражданской службе, печатается в столичных
журналах.
В Петербурге Гребенка разворачивает
оживленную литературную деятельность, систематически выступает со своими произведениями на
страницах “Современника”, “Отечественных записок”, “Литературной газеты”, “Утренней зари” и др.
Большую роль сыграл в Гребенка
жизни, творческом становлении Т. Шевченко, с которым познакомился во второй половине
1836г. Он принимал
непосредственное участие в выкупе его из крепостной неволи. На литературных вечерах
в Гребенки Шевченко узнает о новости тогдашнего российского и украинского
литературной жизни, сближается со многими прогрессивными деятелями русской
культуры, в частности будущими петрашевцями М. Момбеллі и О. Пальмом. Особая
заслуга Гребенки в том, что в 1840г. с его помощью увидел свет
“Кобзарь” Шевченко.
С конца 30-х гг. Гребенка выступает
как неутомимый организатор украинских литературных сил. Так, при его участии в
1841г. получается
альманах “Ласточка”, на страницах которого были опубликованы произведения Шевченко,
Котляревского, Квитки-Основьяненко, Боровиковского, Забилы и других авторов,
подборка украинских народных песен и поговорок. Здесь же были помещены два
напівбелетристичних очерки Гребенки - предисловие “Так себе к землякам” и
послесловие “К зобачення”.
Самым заметным произведением молодого
Гребенки, над которым он начал работать еще в Нежине, есть перевод на украинский
языке “Полтавы” Пушкина (Петербург, 1836). Свой перевод Гребенка назвал
“свободным”; это проявилось, в частности, во многих отклонениях от оригинала,
введении новых сцен, некоторых подробностей, в трактовке отдельных образов и т.д.
Гребешки принадлежит также
несколько украинских лирических стихов, возникших на почве народного творчества (“Лодка” (1833), “Украинская
мелодия”, “Заквітчалася девушка...”, “Маруся” и др.).
Выдающееся место в
художественном творчестве Гребенки украинском языке занимают басни. Славу ему как
баснописцу принесли “Малороссийские присказки”, что появились отдельными изданиями в
Петербурге в 1834 и 1836 гг.
Байки Гребенки органично
связанные с народными поговорками и пословицами, не случайно он называет свои
произведения “поговорками”, построенными по принципу развертывания и конкретизации
фольклорных пословиц (в основе басни “Верша и Болото” - мотив народного
пословица “Насмеялась верша из болота, уж и сама в болоте”; поучения байки
“Школьник Денис” взято из пословицы “Паны дерутся, а у холопов чубы трещат”
т.п.).
В отдельных из басен поэт
творчески использовал традиционные мотивы, проработаны еще античными авторами и их
многими последователями. Например, в основу “Могилиних семей” возложена
чотирирядкову притчу “Гора-роженица” Федра.
Мотивы произведений И. Крылова
своеобразно, на другом жизненном материале, другими художественными средствами обработаны в
таких байках Гребенки, как “Рыбалка” (“Крестьяне и Река”), “Медвежий суд” (“Крестьянин
и Овца”), “Грешник” (“Троєженець”) и др.
Кроме традиционных персонажей,
что олицетворяют человеческие качества, в басне, как правило, есть еще одно действующее лицо -
рассказчик - толкователь смысла басни, ее нравственного вывода (“Медвежий суд”,
“Рыбалка”, “Чертополох да Коноплиночка” и др.). Много басен Гребенки построено в форме
монологов (“Пшеница”, “Маковка”, “Школьник Денис”). Отдельные басни украинского
поэта - это сплошные диалоги, напоминающие небольшие пьесы (например, “Ячмень”),
однако и в них присутствие автора-рассказчика, точнее, его отношение к
изображаемому проявляется достаточно отчетливо.
Поэтическое наследие Гребенки
на русском языке значительно шире по объему и тематике, чем на украинском. Его
русские стихи преимущественно романтические (“Печаль”, “Скала”); широкой популярностью
пользовались в свое время романс Гребенки “Черные очи” (“Очи черные, Очи
страстные..”),
стихотворение “Почтальон”, “Песня” (“Молода еще девица я была...”) и др.
Перепевами украинских народных
песен были поэзии “Казак на чужбине (Украинская мелодия)”, “Кукушка
(Украинская мелодия)”, “Украинская мелодия” (“калина ль в темном лесе...”)
и др.
Историческом прошлом Украины
посвящены стихи “Курган”, “Нежин-озеро”, “Украинский бард” и поэма “Богдан” (1843),
написанные на основе народных преданий.
Популярность Гребешки как прозаику
принесла сборник “Рассказы пирятинца” (1837) и другие ранние произведения, написанные преимущественно
в романтическом духе с фольклорными мотивами - украинскими народными
легендами, сказками, преданиями.
С украинской тематикой связаны
также повесть “Нежинский
полковник Золотаренко” (1842) (в основу повести положены исторические события,
происходили сразу после воссоединения Украины с Россией) и роман “Чайковский” (1843), что является одним из
значительных достижений Гребенки-прозаика.
Если произведения Гребенки 30-х - начале
40-х гг. имели целом романтический характер, то ряд других повестей и рассказов.
этого и более позднего времени отмечается реалистичной направленностью.
1840r. - повесть “Кулик”, написанная в
духе эстетики натуральной школы.
1841р. - “Записки студента”,
написанные в форме дневника и посвященные теме “маленького человека” (эта же тема
нарушается в романе “Доктор”).
1847г. - напечатана одна из последних
повестей Гребенки - “Приключения синей ассигнации”.
В этот период с’появились также
повести “Лука Прохорович”,
“Верное лекарство”, “Сила Кондратьев”
(напечатана в “Современнике”), несколько физиологических очерков: “Петербургская сторона”, “Провинциал в столице”, “Хвастун” и др.