Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНАС МИРНЫЙ
«Была бы шея, а ярмо найдется» (по роману Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?»)

Авторы представляют широкую предысторию села Пески еще со времен заселения Левобережной Украины. « А лет за полторы сотни не только дворца, но и самих Песок и следа не было. Там стояло небольшое сельцо, или лучше небольшие хуторки рассыпались по балке, как стога сена зимой по степи... Ограждения - никакой. То теперь только стали огороды огораживать, а тогда - никто этого и в мыслях не имел. Лишней земли лежало неозорно перед тобой и за тобой... Приходи, заори, сколько хочешь - никто тебе и слова не скажет».

О времена первых поселений жители села Пески уже и не помнили. Вот и возникает вопрос, который может быть поставлен как проблемное. Зачем были нужны авторам романа такие далекие экскурсы в прошлое, зачем история села Пески? Ведь чтобы показать моральную деградацию Корточках - не достаточно ли было его истории во временном отрезке одного этого жизнь? Но авторам для чего нужен был почти полуторавековой временной срез. Можно предположить, что здесь дошукувалося истоков этих деформаций психики и морали, которые потом давали такие потворства, как пьянство, разбой, убийства и т.п.

С давних времен село было свободным казацким. Ильницкий отмечает, что последним носителем того казацкого духа среди персонажей романа выступает сечевик Мирон Гудзь, нутро которого так и не смирилось с неволей и хозяйственно-земледельческим образом жизни, хотя и «заржавела сечевая ружье, злігся порох, растерялось креміння. Стал Мирон Гудзь поле пахать и хлеб пахать...».

И не мог пережить он крепостничества: «Как косой скосила его мнение о неволе. Захирела старый, сгорбился, скрючился и умер последний сечевик без одного года ста лет».

Из второй части романа начинается развитие сюжетной линии, связанной с образами панов Польских, с закрепощением песчаное. Отродье с той «голопузої шляхты», которая в Польше, за господство магнатов, кишела по их дворах, пила их меды, вина, водку, ела хлеб, приобретенный «хлопством», что после упадка Польши переметнулась под могучее крыло российского самодержавия - бывшего могущественного врага, а теперь владыки, - господин Польский «залез в какой-то полк, терся к передним вельмож, пока дотерся до генерала... и в Песок». В новых условиях «аристократом» мог стать любой, потому что в «России общественное положение зависело от службы на государство, а не от происхождения или родового поместья».

Никто из песчаное не предчувствовал, какой национальной бедой отразится на них то ляське вислужування перед москалями. Один Мирон задумывался над теми историческими изменениями в Украине: «С ляхами-панамы мы бились, рубились, вставали как один человек... Зачем?.. На то разве, чтобы нас нашей же старшиной избиты, в неволю возвращено? Это на то и вышло: нашим салом по нашей шкуре!

Ну и носите ее, здоровые, пока еще целая... пока не сдерут... а за что все? Все из-за того, что каждое само о себе заботится... братцы беда - чужое горе! Нет единства - черт имеет и воли».

Не стало Сечи, не стало свободы на Украине. Утратило волю и село Пески. За «особые заслуги» оно было подарено новоиспеченному генералу со строениями, землей и людьми. И начал генерал на волов перевоспитывать, потому что «знает, что вола надо хорошо приучить, чтобы, когда скажешь «шей!» - он подставил шею... А пока то он обходится надо его силой неволить... Еще чуть заря занималась, в Пески вступала москалей рта. Налетела Москва на Пески, как саранча на зеленое поле, и бросилась все жрать, все крушить».

Москали, поляки и жиды начали топтать национальное достоинство украинцев. Разделилось общество на национальные круги: москали - всему голова, без их доброй воли нельзя и шагу ступить; ляхи - москальські подхалимы, хозяева украинских земель, запрягли украинцев в ярмо, жиды - слуги ляхов, понастроили кабаков, начали спаивать украинских крестьян, грести с них налоги. И вся та братия живет, богатеет, проникает во властные структуры, кичится, капризничает, пренебрежительно относится к украинцам. Всем им хорошо на Украине, кроме самих украинцев. Нет им места на родной земле нигде, как только в ярме или социальном, национальном, культурном, политическом. Была бы шея, а ярмо найдется. Унижение испытывают украинцы разных социальных рангов. Так, генеральша не давала согласия на брак своей дочери с Саенко, называла его хамом, обливанцем, Мазепой, только за то, что он украинец. Она вовек не простила ему, что он осмелился пренебречь «честь» ее древнего рода, поженившись с ее дочерью, и не дала за ней приданого.

«Заверховодили паны польские в Гетманском, как у себя на царстве. Василий Семенович - царек; его родственники - царские слуги; а целый уезд с господами и мужиками - подданные».

Постепенно менялась психология украинских крестьян. «Пищанный действительно розпились, розледачіли. Забыли даже в странствия бегать. Как было кто убежит, то это такое чудо - на полгода разговоры! Неволя, как тот чад, задурманила людям головы. Уже они и не скучали - как будто так и надо! Стали только по кабакам киснуть... когда не на барщине, то в корчме. Ржавчина не одного уже купал и березине от запоя... не помогает.

Село обнищало... Обшарпанный, обтіпане... Только казачьи домики белеют. Стали просыпаться где-где и злодіячки - новость в Песках! Первое когда-никогда ни у кого и двери не запирались, а теперь - и на засове страшно...».

Итак, крестьян загоняли в ярмо барщины, ребят отдавали в солдаты, девушек брали в барские покои и плодили незаконнорожденных детей. Украинцев обращали на покорных, безмолвных, рабочих волов разными путями, но неразрывно с русификацией.