10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
ПАНАС МИРНЫЙ
Сравнительная характеристика Мотри и Евдокии
Ярко обрисованы в романе «Разве ревут волы, как ясли полные» женские образы, в частности образы Матрены и Евдокии.
Матрена - бедная труженица. В словах: «Не суждено Мотри счастье. Не знала она его с детства, не видела девицей, женщиной; не надеялась замужнюю вдовой», - вся ее нелегкая судьба. Вышла замуж, чтобы иметь хотя бы приют. Евдокия еще в раннем возрасте пристрастилась к воровству, к торговле своим телом. Бракосочетания с разбойником Максимом сделало ее богачкой.
Матрена - честная и справедливая. Она пытается не допустить сына к скользкой дороги, успокаивает его. Она верит, что честность рода является самой главной ценностью трудового крестьянства. Этим принципам народной морали Мотря была верна всю жизнь. И именно они не позволили ей молчать, не дали покрыть страшное преступление сына, заставили заявить на него в волость. Для Евдокии же ничего святого не было. Мораль социального дна вошла в ее кровь и плоть. Она пренебрежительно относится к тем, кто честно работает. На смотринах ей очень не понравилась и Чіпчина хата, низкая и тесная, и Матрена, старая, сгорбленная женщина, высушенная горькой нуждой и бедой. Все это розкопирсало «хищную, случая на роскошь и на прибыль натуру Явдошину». Ради обогащения она готова была на все. Нажива и прибыль оправдывали в его глазах любые способы. Понятие чести для него не существовало.
Этих совершенно разных женщин с противоположными взглядами на жизнь объединяла любовь к детям. Матрена - любящая мать: «...не дай бог, заболеет Цепкая, - Мотря сама не своя. Целую ночь глаз не закроет: сидит над ним, плачет, молится...». Рождения Гали сразу все переломило в жизни Евдокии: «Гулянки одлетіли; шутки - тоже: выступили вперед хлопоты...». Она желала дочь вырастить в богатстве и роскоши. Этого же хотела и Матрена. Но Матрена тяжело работает с раннего утра до поздней ночи, чтобы обеспечить сына, а Евдокия принялась за дело молодых лет - за кражу.
В образе Матрены автор показал жизнь бедного крестьянства, его мечты и стремления, а образом Евдокии утверждал, что мораль воров-разбойников и богачей - одинаковая.
|
|