Образ автора в литературном произведении - художественный двойник реальной личности писателя, смоделированное им представление о себе и воспроизведено в сознании читателя. Он появляется на поздних этапах истории литературы, хотя первые подходы к О. а. начались в античную сутки, но приобрели выразительности в период Ренессанса, где очертилась идеализированная, богоравная личность, титан мысли (Дайте Алигьери, Микеланджело Буонарроти, М. де Сервантес, Шекспир и др.). Классицизм сформировал свой тип О.а. - прагматичный интеллектуал, гражданин. В романтизме он обогащается нравственными и мировоззренческими характеристиками, выражает идейно-эстетическую позицию писателя - апологета иррациональных стихий (пророк, оракул, мессия или изгнанник). В реалистической литературе О. а. лишается своей исключительности, несет своеобразного заземления. В литературе XX в. он отражает личность с трагически разорванной, отчужденным сознанием (Ф.Кафка, Дж.Джойс, М.Хвильовий и др.). Автор как реальная фигура и О. а. - понятия соотносимые, но не тождественные, в каждом из трех литературных родов - эпосе, лирике и драме - определяются своей спецификой. В эпических произведениях автобиографического характера О.а. раскрывается наиболее полно. В лирике, перейнятій субъективными переживаниями, О.а. чаще всего воплощается в лирическом герою и в субъекте лирики, в определенном лирическому персонажу, явно отличном от самого поэта ("Плач Эвридики" л. первомайского, "Любовь Нансена" Лины Костенко, "Баллада о ведро" И.драча, "А я у гай ходила" П.тычины и др).
|
|