Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ В ПОВЕСТИ М. КОЦЮБИНСКОГО «Fata morgana»

Повесть М. Коцюбинского (1864-1913) «Fata morgana» - уникальное явление не только в украинской, но и в мировой литературе. Произведение о жизни и стремление крестьян, в котором показаны извечные мечты земледельца о земле, одновременно воссоздает историю человеческого духа, противоречие между ним и действительностью, между идеальным и материальным. Конфликт человека и окружающей среды, что особенно обострился в начале XX века, привел к неизвестного в истории факта - отчуждение человека от земли. Этот конфликт, отраженный в произведениях А. Кобылянской («Земля». 1902), В Стефаника («Каменный Крест», 1900), в повести М. Коцюбинского проходит через страждущее жизни и души ее героев, пронизывая каждый момент него существование.

К теме украинского села М. Коцюбинский обращается не впервые. Написаны уже были «ціпов'яз» (1893), «Дорогой ценой» (1901), «Куколка» (1902). В повести «Fata morgana» (1903 г. - И часть, 1910 г. - II часть) писатель передает настроение украинских крестьян напере-дни и во время революции 1905 г., которые «живут какими-то действиями на лучшее, а тем временем действительность разбивает их». Символом разбитых надежд, которыми живут герои произведения, выступает само его название - «Fata morgana». В Италии так называют марево, то есть обманчивое видение. Неосуществимость, обманчивость крестьянских мечтаний о земле, которая манит к себе и исчезает, как мираж, разбиваясь о реальной жизни, в повести М. Коцюбинского тоже выходит на первый план. К тому же автор показывает крестьянина не как представителя темной серой массы, а как личность с высокой духовностью, безграничной гаммой человеческих чувств, глубокими историческими корнями.

В центре повести - крестьяне разных взглядов, которые под влиянием революционных событий начинают задумываться над причинами социальной несправедливости, царящей в мире. Среди героев произведения «вечный наемник» Андрей Волик и его женщина Маланка, их дочь Гафійка и крестьянин-демократ Прокоп Кандзюба, его дядя Афанасий и барский пастух Хома Гудзь, одесский рабочий Марко Гуща, который тоже родом из села. В противопоставлении и противостоянии им - сельские богачи Підпара, староста Максим Странствия к, тесть Підпари Гавриил.

В первой части повести перед нами предстает жизнь Малакки и Андрея Воликів, через образы которых автор раскрывает настроения безземельного крестьянства.

Андрей Волык - это крестьянин, который разочаровался в крестьянской труда и теперь живет надеждами на открытие фабрики: «....земля стонет,..., бессильна, порвана на лоскутки. И вместо покорму дает свою кровь. Ну а ему что? Он не имеет земли. Винокурня даст ему хлеб...», - так думает Андрей Волик. Но обманчивыми оказались его надежды. Именно винокурня искалечила его, сломила не только физически, но и духовно. Вспомним тот эпизод, когда ему отрезало пальцы на правой руке. Слова, с которыми он обращается к Маланки, полны отчаяния и трагизма, понимание полного поражения в борьбе с жестоким миром: «Собери мои пальцы, закопай в землю...Я ими хлеб зарабатывал... Ой... боже мой, боже...». Никакого просвета нет отныне у Андрея, никакой опоры не находит его душа. Управляемый слепой ненавистью к господам, он благосклонно относится к конфискации помещичьей экономии во время развертывания революционных событий в их селе, участвует в разгроме барского имения и винокурни, которую он ненавидит как личного врага, который принес ему несчастье. Жизнь Андрея Волыка трагически оборвалась во время кулацкого самосуда, что не пощадил этого несчастного, битого судьбой крестьянина: «Упал на колени перед Максимом, бледный, потрепанный весь, никчемный, как чучело из конопли с своим цурпалком вместо руки. На устах у него дрался еще крик.

- Увольте...люди..я ничего не должен. Он поклонился, коснувшись лбом земли.

Максим поставил Андрея на ноги.

- Хрестись.

Андрей сейчас покорно поднес ко лбу искалеченную руку.

- Бейте его.

Так он и упал. С ним покончили сразу».

Всю свою жизнь мечтает о землю Маланка, страдая, что не имеет куска собственного поля. Рано оставшись сиротой, она всегда была «тихая, кроткая, всех слушала и плакала по углам. Плакала, что делает на чужих, сохнет, теряет силу и никто не сватает ее. Плакала, потому что любила землю, огород, поле, а должна была варить кушать целом табуну прожорливой челяди. Кругом была земля, такая хорошая, рыхлая, плодородная, весной пышная, осенью богата, а никто не звал ее на ту землю, никто из хозяйских сыновей не захотел сделать ее хозяйкой. Затем отдалась за Андрея. Как это случилось, что она пошла за него, вечного наемника, старого парня, бродягу, что не имел даже собственного дома, не то что земли - и до сих пор не знает. Пришли нищета к нищете, а с ними выросла беда. Как будто знала, потому так плакала на свадьбе».

Маланка мечтает отдать Гафійку за хозяйского сына, в его воображении встают картины их счастливой супружеской жизни, ибо разве может земля не дать его. Решив, что барские землемеры делят поле на части, чтобы раздать их потом крестьянам, она наполняется надеждой на осуществление своей заветной мечты - иметь землю, работать на ней.

Ради своей земли Маланка становится в ряды тех, кто будет отбирать барскую. После выхода царского манифеста, с которым крестьяне связывали надежды на получение земли, народ собрался на демонстрацию. Среди тех, кто собрался, была и Маланка, в душе которого вновь поднимается радостная волна надежд. И невыполнимыми остаются эти надежды. Совсем обессиленная от того, что случилось с Андреем, от самих тех событий, которые наполнили сердце невыразимой тоской, Маланка думает о обманчивость всего, чем жила она до этого времени. «Лелеяла мечту о землю, а земля встала против нее и убежала с рук. Как марево поманила и как мираж исчезла».

Стихийного бунтаря выведен в образе Фомы Гудзя. Тяжелая жизнь, обусловлено вечным скитаниям по найму, сформировало у него лютую ненависть к господам. Ведь именно труд на них отняла у него здоровье, силу, висотала все жили. Поэтому он готов взять дубину и перебить всех: «Ходил бы от дома к дому - и по голове,и по голове. Одного за то, что пьет человеческую кровь, а второго - что не защищает». То есть Гудзь ненавидит и помещиков, и тех, кто покорно сносит рабское жизни. Фома считает, что надо уничтожить все, «где человеческая обида гнездо себе свила», чтобы была «голая земля и ясное солнце». Он поджигает господское сено, громит дом барина Льольо и винокурню. Во время разгрома винокурни, «он, казалось, забыл человеческую речь и лишь, как жужель от горения души, выбрасывал из себя: бить и жечь».

Выход из тяжелого положения, в котором оказался сельский труженик, Фома видит в стихийном бунте. Но писатель показывает, что стихийная, слепая месть не даст ожидаемой свободы. Это тоже заблуждение.

Однако пылкая ненависть к поработителей, которой пылали трудяги, все равно чаще всего выливалась именно в форме стихийного протеста. Поэтому таким массовым явлением стали стихийные беспорядки, охватившие все вокруг в период революционного подъема в начале XX в.: «Были погромы, пожары пронеслись по селам палящим ветром и все захватили в своем вихре»; «Горят все господа, генералы, крупные «члены», что и подступиться к ним нельзя было, и никто остановить не может».

Но в повести показано и сторонников организованной формы протеста. Одним из них является Марко Гуща - рабочий, человек новой морали. Именно от него крестьяне впервые услышали, что земля человеческая, а не господская и народ может отобрать ее в свою собственность. Да и сама деятельность Гуще настолько убедительна, что на какое-то время его идея организованной борьбы побеждает стихийные настроения. Именно поэтому община решает создать в барском имении совместное хозяйство, которое возглавляет Марко Гуща. И хотя восстание крестьян потерпело поражение, Марко Гуща, который спасся от самосуда, уходит в подполье. Он будет продолжать борьбу. Ведь такие, как Марко, уже имели влияние на массы, особенно на молодежь. Именно благодаря дружбе с ним по-новому начинает понимать жизнь дочь Воликів Гафійка. Активно помогая Марку, девушка распространяет листовки среди народа, вышивает на флаге слова «Земля и воля», в конце-концов именно Гафійка спасает Марка Гущу от смерти, сообщив о самосуд и помог ему сбежать.

Показывая обманчивость стихийного бунта в борьбе крестьян за землю и волю, М. Коцюбинский обращает внимание на преимущества организованных форм протеста. Не погромы и кровавые расправы, которые пробуждают в человеке зверя, опустошают душу, а уравновешенные, обдуманные действия, которые соответствуют душевному состоянию крестьянина, его естественному творческому разуму, могут помочь ему в осуществлении мечты и надежд.

Поэтому таким привлекательным выступает образ общественного деятеля Прокопа Кандзюби, который считает, что «народ сам скует себе судьбу, чтобы только не мешали». Его, малоземельного крестьянина, больно поражает человеческое горе. И он, пытаясь найти пути выхода из тяжелого положения, внимательно прислушивается к советам Марка Гуще Он поверил словам рабочего, стал его ближайшим помощником. Во время забастовки на жатве Прокоп призывает крестьян быть вместе, чтобы достичь победы, он поддерживает связи с городскими рабочими, получает от них книги, распространяет их среди народа. Прокоп имеет высокое чувство общественного долга, примером чему может быть его работа в созданном обществом совместном хозяйстве: «По целым дням он вештавсь от риги до конюшни, ед скотный двор на гумно, выдавал челяди пищу, лошадям обрік и зерно птицы. Везде сам ухаживал, везде делал лад. И все записывал в книгу, чтобы знали, что, куда и сколько ушло». Даже перед смертью, во время кулацкого самосуда, Прокоп отчитывается общине, отдает деньги и ключи от имения.

Ужасные последствия стихийного бунта свидетельствуют о том, что крестьяне-бедняки, стремясь к социальной справедливости, не знали, как до нее дойти, и действовали более экспрессивно, эмоционально, требуя прежде всего мести за свои обиды, которые они понесли от господ.

Ими руководит прежде всего настроение, а не сознательное понимание ситуации. Поэтому не ситуация, которая сложилась накануне и во время революции 1905 г. и которая конкретно отражена в произведении Коцюбинского, является основным объектом внимания писателя, а психологическое состояние человека, через который преломляются события социально-экономического характера. Об этом свидетельствует и вышеупомянутый внутренний монолог Маланки о своей судьбе, и мысли Андрея Волыка, с которых начинается повесть. Андрей вспоминал былое» и надеялся на то, что скоро опять будет фабрика». «Его мысли плыли даль Такие легкие, такие прозрачные, как весенний воздух... Нет руин. Везде новые дома. Гук машин, шипение пара, давление людей, целое ад работы. Все движется, все живет, все такое приятное. И он слышит силу в своих руках, а во рту вкус холодного пива». Сам Коцюбинский писал, что в произведении «все - настроение». Действительно, настроение Андрея, который ждет открытия фабрики, Маланки, которая надеется на землю, Панаса Кандзюби, который мечтает «обути господина в лапти», Фомы Гудзя, Марка Гуще, Гафьи - все это на первом плане. Но эти настроения, состояние души героев и является отражением состояния самой жизни. Это был новый подход к описанию действительности не только в украинской, но и всей европейской литературе, когда изображаемая реальность переломлювалась сквозь призму восприятия героя. Новой была и обусловленная этим построение произведения, где на первом плане оказывались не события внешнего характера, взаимодействие героев, а отдельные сцены, настроения персонажей. Обусловлен таким способом изображения сюжет получил название внутреннего сюжета и был очень распространен в литературе конца XIX - начала XX века.

Он помогал передать динамику чувств и эмоций героев, их переживания и состояние души. «Когда старшие писатели исходят от рисования пренебрежительного мира - природы, экономических и общественных обстоятельств и только при помощи их силятся сделать понятными данных людей, их дела, слова и мысли, то более поздние идут совсем противоположной дорогой: они, так сказать, сразу заседают в души своих героев и ней, словно магической лампой, просвещают все окруження. Собственно, то окруження само собой им мало интерестное и они обращают на него внимание лишь тогда и постольку, когда и поскольку на него падут чувственные рефлексы той души, которую они берутся рисовать». Так писал о представителях новой манеры письма (к которым принадлежал и М. Коцюбинский) И. Франко.

Для раскрытия внутреннего состояния героя важную роль играет в произведении внешняя характеристика, в которой большое значение имеет художественная деталь. Так, например, именно через деталь «руки», используя подтекст, Коцюбинский передает внутренний мир Маланки Волик: «У нее уже руки засохли от труда, она уже жили висотала с себя», «вон где они почернели, те руки: на работе у господ», «то ее черные руки походили здесь». Когда надежды на лучшее овладевают снова Маланкой, она думает: «Но еще дочекають наши руки обрабатывать свои поля...». Когда же прошла по селу слух, что будут делить землю, у нее появляются новые силы к жизни: «В ногах чулась мощь, в руках сила. Черные жилистые руки были словно из железа». Когда Андрей приносит весть о том, что заработала винокурня, Маланка «только взглянула на свои черные и сухие руки, просили иного труда, и услышала, как ее мечты упали глубоко, на самое дно сердца».

Когда во второй части вновь появляются слухи о землю, «подает голос Маланчине сердце, обзываются руки, сухие и черные, что силу отдали земли и взяли от нее силу». На демонстрации, что собрала народ после выхода царского манифеста, снова появляется «Маланка с своими сухими руками». И в отчаянии и тоске, думая о жизни после трагических событий кулацкого самосуда, Маланка снова вспоминает о земле, которая «сбежала с рук».

Так, используя художественную деталь, отшлифовывая ее к символу, М. Коцюбинский достигает необычайного эстетического эффекта, погружаясь в духовный мир своих героев. Символом безнадежности выступает почти каждая деталь известной пейзажной картины повести: «Идут дожди. Холодные осенние туманы клубятся вверху и спускают на землю мокрые косы. Плывет в серой безвестности скука, плывет безнадежность, и тихо всхлипывает сумм...».

Несбыточность мечтаний Андрея и Маланки, печальный, тоскливый настроение от того, их душевная скука, безнадежность, печаль - все это чувствуется в картине поздней осени: «Мириады мелких капель, словно умерлі надежды, что поднялись слишком высоко, падают наземь и плывут, смешанные с землей, грязными потоками. Нет пространства,..». Этот пейзаж, который Маланка и Андрей смотрят сквозь окно своей хижины, словно преломляется через их души, отражая мысли и чувства этих крестьян.

Своеобразие сюжета и композиции, художественной детали и символики - все это обусловило новый подход в изображении человека и мира, подтверждая новаторство М. Коцюбинского, которое имело огромное влияние на все дальнейшее развитие украинской литературы.