Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Драма (греч. drama - действие) - один из литературных родов, который изображает мир в форме действия, в основном предназначенный для сценического воплощения. Теория Д. в ее историческом развитии непременно отражала все изменения в литературном и сценическом творчестве, которые происходили на протяжении тысячелетий. Аристотель в своем труде "Поэтика" разработал теорию трагедии, определение которой как подражание важной и завершенного действия, что имеет определенный объем, реализуется через действие, а не через рассказ и вызывает через сострадание и ужас очищение (катарсис), на много веков сформулировало подходы к Д. Н.Буало, Ф.шиллер, Г.-В.-Ф.Гегель, Прокопович, М.Довгалевський также в основу своих концепций Д, ставили действие. Однако подходы у каждого из них были разные. Теория эпохи классицизма отличалась нормативностью. Отдельные советы, которые давал, например, Н.Буало ("поэтическое Искусство") содержали требования, что существенно ограничивали творческую активность писателя (единство действия, места и времени). Универсальные нормативы классицизма подверглись ревизии в эпоху Просвещения: произошла демократизация Д. и ее языка. В начале XIX в. оригинальную драматургійну систему создали романтики (Дж.Байрон, П.Шеллі, В.Гюго). В течение последних веков Д. стала активно читаться, переходя из искусства сценического действия в искусство художественного слова.. Теоретики литературы отмечают два жанровых типа Д. Первый - "аристотелевского", или "закрытая" Д. Она раскрывает характеры персонажей через их поступки. Для такой Д. присуща фабульна построение с необходимыми для этого атрибутами - завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. В ней сохраняется хронология событий и поступков действующих лиц на относительно ограниченном пространстве. Генетические истоки такой Д. кроются в творчестве античных писателей (Эврипида, Софокла). Своего пика она достигла в эпоху классицизма (П.Корнель, Ж.Расін), не исчезла в эпоху Просвещения (Ф.шиллер, Г.-Е.Лессінг), развивалась в литературе XIX в. (В.Гюго, Дж.Байрон, Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, А. Островский, И. Карпенко-Карый, Иван Франко). Существует она и в современной драматургии. Другим жанровым типом является "неаристотелівська'Ч или "открытая" Д. В ее основе лежит синтетическое художественное мышление, вследствие чего до драматического рода активно проникают эпические и лирические элементы, создавая впечатление міжродової диффузии. Это характерно как для драматургии прошлого (театры Кабуки и Но в Японии, музыкальная драма в Китае, "Обет Яугандхараяти" в Индии, "Персы" Эсхила в Греции), так и для современной драматической творчества (Б, Н.Хікмет, Н.кулиш, Е.Іонеско, Ю.яновский, Є.Шварц). Если в данном жанровом типе доминируют эпические элементы, то такая Д. называется эпическим. Присущими ей элементами могут быть условность, интеллектуализация содержания, активное вмешательство писателя в действие. Эпическая Д. ярко представлена в творчестве Б.Брехта, Н.хикмета, М.кулиша, И.кочерги. В центре изображения лирической Д. - внутренний мир героев. В ней значительно усиливаются эстетические функции условности, деформируются временные и пространственные параметры, сложнее становится композиция, доминируют ассоциативные связи ("Волшебный сон" М.старицкого, "Одержимая" Леси Украинки, "Соловей-Сольвейг" и. Драча). Д. является специфическим видом искусства, который одновременно принадлежит как литературе, так и театра. Только в коллективном творчестве писателя, режиссера, художника, композитора и актеров она может стать заметным явлением литературно-художественной жизни. Согласно содержания и формы, характера конфликта драматические произведения подразделяются на отдельные виды и жанры (драма, трагедия, комедия, фарс, водевиль, мелодрама, трагикомедия). В прошлом существовали мистерии, міраклі, моралите, школьные драмы, интермедии и др.