Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




Справочник древнеукраинской мифологии

СЛОВАРЬ ДРЕВНЕУКРАИНСКОЙ МИФОЛОГИИ

ДОМОВОЙ (ДОМОВОЙ, ХОЗЯИН, ДЕДО, ДЕДУШКА) -«домашнее» божество, что, по поверью, занимается жизнью всей семьи, которая живет купно, под одной крышей. По представлениям древних украинцев, жил, как правило, на чердаке (на лежаке). Изображался (представлялся) обязательно оброслим густой шерстью. Голый Д. - олицетворение несчастья, невзгод, потерь, болезней и т.п.

Отсюда обычай сажать молодых на вывернутый тулуп, что значило «надеть» (задобрить) Д., не впустить в дом молодых супругов нищеты - голого Д. и др.

В большинстве древнеукраинских племен Д. был опекуном семейного очага, представал в виде огня, который назывался Дедом-домовым. Поэтому при переходе на новое жилье хозяйка-украинка последний раз топила печь, после чего выгребала весь жар в чистый горшок, приговаривая: «Милости просим, дедушка, на новое жилье». В новом доме жар высыпался в печь.

За мифологическими представлениями надднепрянских украинцев, в Д. превращался уважаемый член семьи, умирал.

Согласно поверью, Д. не творил только добро, а мог наказать (наслать болезни, неудачи, бедность) тех, которые неуважительно относились к своих усопших родственников (ие заботились об их могилы, не поминали их и т. п.)', скупились угостить путника, помочь родственнику, соседу, погорельцу и др.

После отмены язычества 988 г. церковь сделала Д. негативным образом. (По А. Афанасьевым).